Воспитательная миссия школы и ее кадровые проблемы
29.11.2021
Четыре цели воспитательной работыРоман Хлопушин, УФСКН по СЗФО:
Основой профилактической работы должно быть воспитательное звено в рамках среднего образования. Мы часто забываем, что в школе есть самостоятельная воспитательная линия, которую проводит замдиректора по воспитательной работе. С точки зрения антинаркотической профилактики и профилактики здорового образа жизни мы все смело можем сказать, что она выполняется недостаточно. Существует четыре генеральные цели воспитательной работы. Во-первых, это переориентация подростков с ценностей подростковой субкультуры на ценности культуры доминантной,культуры народа, страны, в которой они живут. Без этого рассчитывать на эффект каких-то антинаркотических мероприятий очень сложно, потому что результатом этих мероприятий должно быть изменение поведения. Но как нам убедить подростка изменить поведение и ради чего? Второе – этоформирование навыков сохранения здоровья, которые должны включать в себя не только пассивный отказ от алкоголя и курения, но и должны быть направлены на какие-то достижения в сфере физкультуры в самом широком смысле. Это может быть и спорт, и спортивные игры, и походы, занятия традиционными оздоровительными практиками. Третье – это формирование у ребенка гражданского самосознания и ответственности за себя и за окружающих, что в целом можно назвать гражданским самосознанием. Четвертое – это стимулирование подростков к собственной творческой, исследовательской активности, формирование командной работы и участие в решении реальных насущных социальных проблем, для того чтобы они чувствовали, как функционируют различные общественные институты, какие проблемы решают взрослые. Это то, что сейчас в педагогической практике реализуется под названием проектной деятельности. Ольга Васильева: Вопросы по докладу:Георгий Зазулин: У нас отношения с силовыми ведомствами складываются по-разному. Очень здорово, что у нас появился госнаркоконтроль, он с ребятами очень много работает. С другой стороны, у нас абсолютно потерян контакт с милицией общественной безопасности. Криминальная милиция не отрабатывает свой кусок хлеба, к ней есть вопросы в плане мелкой торговли наркотиками. С мелкими торговцами зачастую приходится бороться госнаркоконтролю, хотя у него другие задачи. Игорь Беляев, участник волонтерского движения г. Ступино (Московская область): Ольна Васильева: Алексей Жаров, врач-нарколог МАПО Леонид Михайлов: Георгий Зазулин: Ваган Канаян, Леонид Михайлов: Ваган Канаян: Где же мы тогда найдем профессионалов? Леонид Михайлов: Вы хотите, чтобы я их к вам за руку привел? Ваган Канаян: Нет. Чтобы вы учили их целевым образом. Леонид Михайлов: Закажите нам их. Ваган Канаян: То же самое говорит школа — «Мое дело — учить, а куда он пойдет после школы — не мое дело»… Леонид Михайлов: Абсолютно верно говорит. И если в этой школе правильно организован образовательный процесс ? это классная школа. Если она начинает рваться между высшей школой и непонятно чем, это неправильно. Марина Дергунова, главный специалист управления образования (Казань): Наркопрофилактика
|
|
Мне не нравится, что в названиях многих антинаркотческих мероприятий ярко и демонстративно фигурирует слово наркотик. Насколько мне известно, новейшие научные исследования показывают — слово «наркотик» в нашей деятельности должно звучать, как можно меньше. Теперь немного о собственном опыте. В Казани насчитывается 200 школ. Следуя концепции государственной антинаркотической политики, мы проводим регулярные конкурсы и смотры работы системы воспитательной работы, и в оценочной деятельности этой работы всегда лежит главный критерий. Мы оцениваем, что школа предлагает альтернативой нездоровому образу жизни, как школа работает в этом направлении. Сегодня, когда наркомания представляет угрозу нации в целом, мы говорим о том, что в каждой российской школе должен быть налажен учет детей, требующих повышенного педагогического внимания. Этот банк данных является первостепенным для школы, которая выстраивает систему воспитания и альтернативу нездоровому образу жизни.
Настороженность вызывает то, что сегодня альтернативную систему учреждений дополнительного образования, которая позволяет ребенку зарекомендовать себя, как личность, пытаются частично коммерциализировать. Скоро может выйти распоряжение правительства о введении платы за посещение таких учреждений. У нас в городе 82 учреждений дополнительного образования, их посещает около 60% школьников. Если сегодня ввести даже минимальную плату, то процент занятости школьников сократится до 20-30%. Не потому что дети разбегутся, а потому, что семьи сегодня не способны платить дополнительные деньги за дополнительное образование. Лишившись своего увлечения, ребенок не останется дома, а пойдет на улицу, в ту среду, где будет самоутверждаться по-другому – с помощью наркотиков. Считаю, что сегодня нужно, во что бы то ни стало отстоять тезис о бесплатности дополнительного образования, особенно учитывая нашу социальную среду. При этом дворцы детского творчества даже внешне должны быть дворцами, чтобы ребенку было приятно их посещать. Пока же на ремонт этих учреждений у нас в Казани отпускается недостаточно средств.
Важнейшим элементом антинаркотической профилактики является, так называемый, родительский «всеобуч». Мы в Казани пытаемся создать систему, которая основывалась бы не на отдельных лекциях для родителей, а подразумевала бы прочтение целого курса. Но тут встает другая проблема. Дело в том, что далеко не все категории работников системы профилактики могут вести лекции на доступномпонятном неспециалисту языке. Скорее всего, в данной ситуации необходимо открыть курсы и готовить на них людей, которые пойдут в образовательную среду с доступными лекциями, учитывая различный уровень образования самих родителей. Врач-нарколог должен не только знать терминологию, но и обладать навыками лекторской работы.
Что касается проблемы взаимодействия между различными субъектами наркопрофилактики, то таковые у нас практически отсутствуют. Как только мы обращаемся с просьбой или советом к государственным организациям или правоохранительным органам, к нам приходят и помогают. В основном взаимодействием в школе у нас занимаются завучи по воспитательной работе. Но, говоря о совершенствовании воспитательной работе в школе, мы забываем о том, что на школе и так «висит» масса социальных вопросов, и в особенности, на завуче по воспитательной работе. Возможно, нам придется ввести еще одну должность, связанную именно с профилактической работой.
В каждой казанской школе есть группа специалистов, ответственных за проведение профилактической работы. В нее обязательно входят социальный педагог, психолог, представитель родительской общественности, группу возглавляет директор и замдиректора по воспитательной работе. В центрах детского творчества образованы отделы, которые координируют профилактическую работу на уровне района.
Хорошо, что сегодня правительство обратило внимание на главного «виновника» воспитательного процесса — на классного руководителя. Пусть поддержка им оказывается и небольшая – всего 1 тсяча рублей, но это уже кое что. Надо понимать, что без начального звена профилактики – классного руководителя – мы не сдвинемся с места.
Но как превратить классного руководителя в настоящего воспитателя нового поколения, если на воспитательную практику в пединституте отводится один час? Наша беда в том, что учитель становится хорошим предметником и хорошим педагогом, но к воспитательной миссии он, как правило, не готов. Решается эта проблема очень медленно.