Главный ресурс – человеческий. Семинар.
09.01.2021
Главный ресурс – человеческийВопросы государственной антинаркотической политики в России не могут не находиться под самым пристальным вниманием общественности, прежде всего научной. Проведение этого семинара в стенах Санкт-Петербургского государственного университета — в одном из старейших научных и образовательных центров нашей страны вполне закономерно. Разрастание наркомании и наркопреступности является одной из острейших проблем современности. Экспансия международной наркосистемы продолжается, практически не осталось ни одной страны, которая не столкнулась бы с этой угрозой.
Злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот в современном мире имеют разрушительные последствия, как то: пагубное и массовое воздействие на здоровье людей; рост преступности, теневой экономики, насилия и коррупции; истощение людских, природных и финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы в целях социально-экономического развития; ослабление политической, культурной, социальной и экономической структуры общества. Наркобизнес разрушает основной цивилизационный ресурс — потенциал человеческой личности. Борьба с наркоманией и наркобизнесом включает в себя объемный комплекс разноплановых мер. В их реализации должны участвовать различные государственные органы и общественные структуры. В целом необходимо создать отлаженную, хорошо согласованную и скоординированную систему антинаркотических мер социального, экономического, медицинского, правового, психологического и иного характера. Между тем приоритетные задачи в области контроля над наркотиками слишком долго были ограничены рамками специальных программ, теперь они выходят на первый план при прогнозировании политического и социально-экономического развития. Принимаемые меры гораздо эффективнее, когда к ним подключаются ресурсы гражданского общества (семья, неправительственные организации, средства массовой информации), которые стремятся к общей цели. Сегодня, как никогда, требуются многосторонние и согласованные действия. Успеха в решении глобальных проблем распространения наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков нельзя добиться только усилиями правоохранительных органов, в этой работе необходима бескомпромиссная поддержка и участие всех властных структур, всего гражданского общества. И эти усилия должны опираться прежде всего на понимание обществом основных аспектов проблемы и согласие по способам ее решения. С этой точки зрения вопрос наличия состоятельной Концепции государственной политики по контролю за наркотиками становится чрезвычайно актуальным. Необходимо вспомнить, в какой обстановке в 1993 году утверждалась Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Прошло всего несколько лет после распада Советского Союза, изменилась модель социально-экономического развития, имевшиеся ранее барьеры, предохранявшие страну от массового проникновения наркотиков, рухнули. Государства, вошедшие в состав Содружества Независимых Государств, стали привлекательным рынком сбыта наркотиков. В России, как и в других странах постсоветского пространства резко возросло количество потребителей наркотиков, появились широкие возможности для отмывания и легализации денежных средств, добытых от наркоторговли. Этот массированный наркоудар совпал с периодом глубоких социально-экономических преобразований, когда основная часть населения была выбита из привычного образа жизни. Гигантская неосвоенная территория открылась для наркоторговцев, что позволило им в огромных масштабах расширить производство, транзит и сбыт наркотических средств. В России начал формироваться новый высокорентабельный криминапьный сектор теневой экономики. Общий анализ ситуации с наркотиками в России на тот период и неблагоприятный прогноз ее развития на ближайшие годы нашел свое отражение в Концепции 1993 года. Со времени ее утверждения прошло более 10 лет. За прошедшее время были приняты и реализованы 3 Федеральные целевые программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». Действующая в настоящее время — четвертая аналогичная программа принята в прошлом году. Кроме того, Советом Безопасности Российской Федерации 1999 году утверждены Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года. По этим документам, также носящим программный характер, можно проследить, как менялась в стране ситуация с наркотиками и какие ставились задачи по ее улучшению. Основой всех программных документов в этой сфере было и остается положение о взаимосвязи программ сокращения спроса на наркотики и сокращения их предложения, что составляет основу общепризнанной государствами-членами ООН стратегии, позволяющей в перспективе добиться максимального успеха в решении наркопроблемы. Необходимость такого комплексного и сбалансированного подхода полностью поддерживается политическим руководством Российской Федерации. Безусловно, с 1993 года и обстановка с незаконным оборотом наркотиков, и понимание проблем, связанных с этой угрозой, претерпели значительные изменения. Ситуация усугубилась резким увеличением производства опиатов в Афганистане, являющемся основным поставщиком героина на Российский рынок, а также обстановкой на государственной границе. Сегодня наркоугроза стала настолько серьезной, что силами одного государства справиться с нею практически невозможно. По официальным данным, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет в России 5 миллионов 990 тысяч человек. Все больше стран принимают совместные решения о противодействии наркомании. Учреждаемые специальные государственные органы стали неотъемлемым элементом государственной антинаркотической политики. Как ответ на вызов наркосистемы, в целях повышения эффективности антинаркотической работы и координации деятельности всех государственных структур на этом направлении проделана большая работа. Активизирована в целом правоохранительная деятельность. Указом президента РФ в 2003 году создано специальное федеральное ведомство по контролю за оборотом наркотиков — ФСКН России. Учреждение этого специального федерального органа исполнительной власти — только один из элементов новой антинаркотической политики России. Значительные изменения произошли в законодательстве. Новые подходы к решению наркопроблемы нашли свое отражение в Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы».Программа определяет приоритетные направления противодействия распространению наркомании и борьбы с наркопреступностью в период на ближайшие пять лет и ориентирована на проведение профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений; внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; снижение доступности наркотиков для незаконного потребления; концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков. Цель Программы — сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16-20 процентов, то есть примерно на 1 миллион потребителей. В работе правоохранительных органов России произошли серьёзные сдвиги. Практика прошлых лет приводила к тому, что в погоне за высокими показателями основные усилия сосредотачивались на выявлении и привлечении к ответственности преимущественно потребителей и мелких сбытчиков. Новая стратегия направлена, в первую очередь, на выявление и пресечение организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, на борьбу с тяжкими правонарушениями. Изменение государственной антинаркотической политики, обеспечивающей дифференцированный подход к жертвам наркоагрессии — потребителям и к преступникам — поставщикам и сбытчикам наркотиков, существенно повлияло на наркоситуацию и на результативность правоохранительной деятельности в России. Усилия Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков направлены, прежде всего, на снижение спроса и предложения наркотиков на нелегальном рынке; выявление и ликвидацию каналов поступления наркотиков в Россию; пресечение деятельности преступных сообществ и организованных преступных групп, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков; подрыв экономических основ наркобизнеса, выявление и пресечение фактов легализации денежных средств, полученных от наркобизнеса. Изменение качества работы по пресечению незаконного оборота наркотиков привело к некоторым новым признакам в наркоситуации. Объем поступающих в продажу наркотиков сократился за счет увеличения произведенных изъятий. В ряде регионов России с начала 2004 отмечается рост цен практически на все виды наркотиков, в частности на героин и марихуану в 1,5 — 2,5 раза. Впервые за последние годы снизились темпы наркотизации. Такой подход, выраженный в планомерном наступлении на главного противника — организаторов и участников наркоторговли, будет реализоваться и в дальнейшем. Между тем сложилась парадоксальная и проблемная ситуация. Наркоманов практически перестали привлекать к уголовной ответственности, но общество в целом оказалось неготовым предложить им иной выход из ситуации, чем тюремные нары. Практически невозможно реализовать возможность предоставить наркоману, совершившему преступления небольшой тяжести, отсрочку от уголовного наказания, обязав его пройти соответствующее лечение и реабилитацию. Дееспособная система таких учреждений еще не создана. Нет еще и надежных методик излечения от этого недуга. Поэтому даже введение принудительного лечения не даст существенных сдвигов: судьи могли бы отправлять на лечение, но некуда, нет сети соответствующих учреждений Наркобизнес интернационален и добиться ощутимых результатов в борьбе с ним только усилиями одного или нескольких государств практически невозвожно. Исходя из этого, ФСКН России при содействии МИДа России проведены мероприятия по развертыванию двустороннего сотрудничества с компетентными органами более 50 стран, организовано регулярное взаимодействие с ООН. Главный ресурс, который есть у страны – человеческий. Его значение для государства трудно переоценить. Поэтому еще несколько слов о концепции. Нам не хватает информации. Область, в которой нам приходится действовать, находится на стыке экономической, правоохранительной и социокультурной областей. При этом необходимо учитывать множество более личностных факторов, как то, например, непреодолимое пагубное влечение, вызываемое наркотиком, и нетерпимость к продавцам. На современном этапе нам необходимо совершенствование профилактики, внесение изменения в уголовно-процессуальный кодекс. В последнем случае, например, необходимо провести детализацию положений кодекса и дифференциацию. На сегодня, согласно закону, за продажу 7,5 грамм кокаина, считающихся крупной партией наркотика, можно получить такое же наказание, как и за продажу 1 тонны кокаина. Необходимо также законодательно определить, что входит в компетенцию каждого уровня власти, пора определиться, например, с государственной позицией в отношении деятельности по уменьшению вреда от наркотиков. Есть и другие неотложные вопросы, требующие внимания. В упомянутом здесь ранее постановлении правительства РФ №231 приведены такие минимально допустимые дозы героина, амфетамина и кокаина, которых хватит для того, чтобы убить трех наркоманов-новичков. А ведь человек полагает, что минимальный размер для привлечения к ответственности – это «минимальный для достижения кайфа». Нельзя же оправдывать свои ошибки тем, что «наркоманов и не жалко». Дмитрий Вячеславович Костенников, Из вопросов к докладчикуГ.В.Зазулин: Я разделяю тезис о том, что «власть либо коррумпирована, либо непрофессиональна, если запрещенное законом легко доступно каждому». Применительно к нашему случаю: если наркотик есть в школах и ночных клубах, что необходимо сделать, чтобы изменить это положение? Д.В.Костенников: Необходимо повышение уровня координации. Необходим указ В.В.Путина о создании правительственной комиссии из первых лиц всех ведомств. Задачей этой комиссии должна стать выработка общих подходов К сожалению, принятые на высшем уровне даже самые лучшие решения доходят до низовых звеньев не всегда в том виде, в каком они задумывались. Т.Халлберг: Небольшой комментарий о шведском опыте в сфере наркоборьбы: обсуждение размера минимально допустимых доз занимало внимание шведских властей примерно 30 лет назад. В те годы можно было безнаказанно иметь при себе 20-30 грамм марихуаны, и количество молодых наркоманов было в стране максимальным. Влияет размер дозы и на государственные структуры – полиция, например, практически перестала преследовать лиц, находящихся в состоянии наркоопьянения. Очень жаль, что в России ситуация стала развиваться по тому же сценарию. Д.В.Костенников: Закон был изменен тогда, когда не существовало еще такой структуры, как Госнаркоконтроль. С появлением этой структуры появился и новый, созданный Госнаркоконтролем, проект постановления, однако был принят проект, предложенный Министерством юстиции. Г.В.Зазулин: В сети Интернет на сайте правозащитников приведена иная позиция. Помимо прочего там указывается на то, что у ФСКН вообще нет концепции по вопросам наркополитики. М.И.Архипов, вице-президент Санкт-Петербургской общественной организации «Спортивно-оздоровительный центр «Молодой Петербург»»: В целевой программе указана задача снизить число наркопотребителей на 16 %. Мы говорим о наркозависимости, и знаем о том, что известные на сегодня реабилитационные методики дают низкий процент ремиссии. Каким же путем предполагается достигать поставленной цели? В.Д.Костенников: Для этого предусмотрена в программе разработка комплекса мер, в том числе и новых реабилитационных программ. Выбор наркотических веществ должен сужаться, наркотики должны стоить дороже. Такой вот своеобразный извращенный рынок. В производстве правоохранительных органов находится примерно 1400 дел, связанных с отмыванием денег, полученных путем наркоторговли. Чем больше таких дел будет возбуждаться, тем больше будет опыт по борьбе с наркоторговлей и тем выше будет качество проведения расследований, тем активнее будут пресекаться такие правонарушения. Г.В.Зазулин: Главный нарколог страны Николай Николаевич Иванец является противником программы снижения вреда от наркотиков. А закон не запрещает такого рода деятельность. Д.В.Костенников: ФСКН собирает информацию о деятельности программ обмена шприцев и изучает ее всесторонне. По имеющимся на сегодня данным, эти программы дают скорее отрицательный эффект. НО: есть основания предполагать, что если вести подобную деятельность в сочетании с с индивидуальным подходом, то эффект будет положительным. Метадон у нас в стране законодательно запрещен, а вот заместительная методика нет. В ряде других стран метадон, предназначенный для проведения заместительной терапии, уходит «на сторону», что облегчает и удешевляет приобретение наркотика для потребителя. Г.В.Зазулин: Были парламентские слушания с целью объединения общественных организаций в области борьбы с распространением наркотиков. Необходимо, наконец, четко определить, как идут дела в области сотрудничества с общественными организациями. |
|||
по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»» // спецвыпуск (3729), 10 апреля 2006 года |