Предложения по совершенствованию Концепции государственной политики по контролю за наркотикам в Российской Федерации
Анализ отечественной и зарубежной практики организации борьбы с незаконным распространением наркотиков убедительно показывает прямую зависимость масштабов названного явления от существующей в конкретном регионе, стране политики контроля в этой сфере и последовательности ее проведения.
Со времени принятия Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (далее – Концепция) прошло более 12 лет. За этот период существенно изменилась социально-политическая и экономическая ситуация в стране, а также криминологическая характеристика наркопреступности.
По нашему мнению, актуальность и необходимость совершенствования Концепции в настоящее время обусловлена рядом объективных факторов. В условиях широкомасштабной экспансии международного наркобизнеса еще не вполне сформирована адекватная угрозе общая стратегия в организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактической деятельности по предупреждению наркомании. В этой связи представляется необходимым повышение уровня управления различными элементами этой деятельности со стороны государства. Сложность и масштабность проблем борьбы с незаконным оборотом наркотиков диктуют необходимость объединения усилий различных органов государственной власти, местного самоуправления общественных объединений и религиозных конфессий, обеспечения их постоянного и тесного взаимодействия. Важно обеспечить разработку и внедрение наиболее эффективных методов противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, предупреждения наркомании, пропаганды здорового образа жизни.
Действующей Концепцией четко определяются основные направления противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Однако не все управленческие предписания, крайне важные для сохранения здоровья нации и поддержания правопорядка, полноценно реализованы на федеральном уровне. Концепцией предусматривалось создание четырех фундаментальных основ российской антинаркотической политики: 1) разработка и принятие пакета антинаркотических федеральных законов; 2) создание национального комитета, способного координировать деятельность государства на межведомственном и междисциплинарном уровнях: 3) введение федеральной целевой комплексной антинаркотической программы; 4) формирование федерального антинаркотического фонда. На сегодня ни одна из перечисленных четырех основ в полной мере не создана. Например, Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, созданная постановлением правительства Российской Федерации 5 июля 1994 года, не функционирует с 2004 года. В системе федерального антинаркотического законодательства отсутствует целый ряд важных положений, касающихся профилактики наркомании, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией. Специальный федеральный фонд для целей финансирования противодействия распространению наркотиков до сих пор не введен в действие.
В соответствии с Концепцией, целевая программа должна обеспечить практическое осуществление государственной политики в рассматриваемой сфере по основным направлениям с учетом их зависимости от конкретных социально-экономических условий и региональной специфики. В то же время ассигнования на федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006-2009 годы» значительно меньше ожидаемых потребностей.
В результате не достигнута декларируемая Концепцией основная цель единой государственной политики по контролю за наркотиками — предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в более отдаленной перспективе – их снижение.
По нашему мнению, корректировка Концепции, отвечающей реалиям сегодняшнего дня, может стать дополнительным импульсом усиления противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации, создания целостной системы профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ее научного обеспечения, подготовки квалифицированных кадров, разработки сбалансированных целевых программ, создание более совершенной нормативно-правовой базы, проведения мониторинга наркоситуации и оценки эффективности антинаркотических мероприятий.
Б.П.Целинский
|