Роль власти в войне с наркотиками

29.03.2022

Заключительная встреча

Томас Халлберг, шведский эксперт, директор общественной организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD), в своем докладе рассказал о том, как в Швеции понимают роль власти в войне с наркотиками, какова роль правительства, муниципальной власти. Доклад сопровождался демонстрацией слайдов презентации с программным названием, которое могло бы быть и призывом к действию: «Война наркотикам должна быть объявлена властью». А так как власть в демократическом обществе избирается всем народом, следовательно, войну наркотикам тем самым объявит весь народ. «По крайней мере в Швеции это так», — уточнил Томас Халлберг.

Война наркотикам должна быть объявлена властью

Однако приступить к заранее подготовленному выступлению докладчику удалось не сразу. Сперва, по просьбе Г.В.Зазулина, он ответил на несколько наиболее часто возникающих в сфере наркополитики вопросов.

Томас Халлберг, шведский эксперт в области наркополитики.

Томас Халлберг, шведский эксперт в области наркополитики.

Начало разговору положил вопрос-сетование Георгия Васильевича о том, что за провал государственной антинаркотической политики ни в российском правительстве, ни в правительствах субъектов федерации фактически никто не несет ответственности, потому что за качество координации в этой сфере отвечает Госнаркоконтроль, а он входит в блок органов власти, работу которых курирует президент РФ. Томас Халлберг заметил, что в этом плане Швеция в лучшем исходном положении, так как в основу деятельности в сфере борьбы с наркопотреблением положен принцип «трудно потреблять наркотик – легко получить помощь для избавления от наркозависимости». Существует и госструктура в правительстве, созданная для решения вопросов наркополитики, это «Мобилизация против наркотиков» (МОБ). Хотя Швеция помнит и еще лучшие времена. Так, 15 лет назад, в начале 90-х, проводилось тестирование подростков, показавшее, что только 3-4 процента 16-летних пробовали наркотики. Однако разразившийся затем экономический кризис привел к снижению государственного внимания к проблеме наркопотребления, сократилось число работников этой сферы. Как стало понятно теперь, это было ошибкой. Была создана Наркокомиссия, которая 2-3 года изучала ситуацию, и в итоге было принято решение вернуться к мощной схеме антинаркотической работы при активном участии государства.

Причина в том, что общественные организации, как бы они ни были сильны и компетентны, не могут конкретизировать и нести личную ответственность за работу. Поэтому они потребовали назначения «наркогенерала», ответственного за всю работу в целом и выполняющего функции координатора.

Кто отвечает за наркополитику Швеции

Кто отвечает за наркополитику? – Премьер-министр, наивысшая инстанция.

Парламент посредством законодательства решает, что должно быть сделано в сфере борьбы с наркотиками. Министр не вправе управлять руководителями ведомств. Они же, напротив, могут издавать директивы и посредством формирования бюджета управлять тем, как проводится работа. Никто не определяет наркополитику.

Министр юстиции отвечает за работу полиции, таможни и комитета по исполнению наказаний. В подчинении министра социального обеспечения находится министр здравоохранения, который отвечает за лечение, реабилитацию и работу социальных служб. В их подчинении находится комитет «Мобилизация против наркотиков» и институт здравоохранения.

Министр образования отвечает за профилактику, проводимую в школах, которые находятся, однако, в подчинении местного самоуправления («коммун»), а не государства.

(Подчеркнем: в отличие от России, где министр единолично управляет своим министерством путем издания приказов, в Швеции министр лишь проводит переговоры и издает директивы, а решения принимаются коллегиально.)

План действий шведской организации 
«Мобилизация против наркотиков»

 

ЗАДАЧА

Осуществлять и следить за выполнением национального плана действий в сфере борьбы с наркотиками, а также координировать мероприятия, проводимые на государственном уровне. Для этого правительство выделило 325 миллионов крон на период 2002 – 2004 года, из которых 100 миллионов предназначены на работу в рамках системы исполнения наказаний. Остальные средства покрывают расходы на профилактику, лечение и реабилитацию, а также на ограничение доступа к наркотикам.

 

ИДЕИ

Доступ к наркотикам должен быть перекрыт.

Меньшее число молодежи должны пробовать наркотики и экспериментировать с ними.

Большее число человек с проблемами наркозависимости должны получить помощь с целью прекращения злоупотребления.

 

МЕТОД

«Мобилизация против наркотиков» работает на то, чтобы рестриктивное отношение к наркотикам продолжало получать сильную поддержку, и чтобы большее число людей вовлекались в работу против наркотиков. Чтобы достичь успеха, требуется отдавать приоритет этим вопросам на политическом уровне. «Мобилизация против наркотиков» работает в сотрудничестве с различными организациями, местным самоуправлением, губернскими правлениями, губернскими советами и государственными органами.

 

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Профилактика должна поддерживаться мероприятиями по ограничению доступа к наркотикам и наоборот, они поддерживают достигнутый профилактикой эффект. Некоторые проекты, инициируемые МОБ, или в которых МОБ участвует, охватывают все области нашей работы – профилактику, лечение и реабилитацию, ограничение доступа. Например, межведомственный проект по сотрудничеству с муниципалитетами Стокгольма, Гетеборга, Мальме. Проект состоит из ряда пилотных мероприятий, которые должны проводиться местным самоуправлением в сотрудничестве с МОБ. На проект выделено 40 миллионов крон. Муниципалитеты частично финансируют пилотные проекты из собственных бюджетных средств.

 

ПРОФИЛАКТИКА

МОБ работает на то, чтобы противодействовать случайному экспериментированию с наркотиками молодежи и против потребления наркотиков в целях развлечения. Поэтому 70 миллионов крон выделяются на ограничение спроса и влияние на установки и ценности. 33 миллиона крон предназначаются на противодействие злоупотреблению в целях развлечения, прежде всего каннабисом и синтетическими наркотиками. Работа нацеливается на ряд различных отношений и ситуаций. Когда они представляют собой риск, они должны ликвидироваться. Когда они представляют защиту, они должны усиливаться. Примеры: рестораны, содействие налаживанию связей между молодежными организациями, профилактика в школах, обучение родителей и народное просвещение.

 

ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ

Между 1979 и 1998 годами злостное потребление наркотиков возросло в Швеции на 70 процентов. В течение 90-х годов количество смертей, связанных с наркотиками, увеличилось вдвое. В 2001 году было обнаружено намного больше случаев заражения ВИЧ среди наркоманов, чем годом ранее.

МОБ работает на то, чтобы больше людей смогли получить адекватную помощь при прекращении потребления наркотиков. 16 миллионов крон выделены на мероприятия по развитию методов и компетенции во всех звеньях системы здравоохранения. Другие меры направлены на поиск новых способов помощи закоренелым наркоманам, находящимся в особенно рисковом положении, а также на поиск методов раннего вмешательства, чтобы работать с людьми на ранней стадии злоупотребления, в том числе с теми, которые потребляют наркотики с целью развлечения.

Всего на лечение и реабилитацию выделено 36 миллионов крон.

 

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА

Несмотря на хорошую работу таможни и полиции, на рынке Швеции много наркотиков. МОБ участвует в борьбе против организованной преступности и одновременно стремится противодействовать мелкой торговле.

Поэтому средства вкладываются в развитие методов противодействия преступлениям, совершаемым при помощи современных технологий, и содействие налаживанию сотрудничества между народным хозяйством, таможней и полицией. Мы также способствуем международному сотрудничеству. Всего на эти цели выделено 10 миллионов крон.

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

Посредством научных исследований мы стремимся улучшить наши знания о распространении наркопотребления в различных группах населения и типах злоупотреблений, о значении наркотиков для различных групп населения, о типах рискового поведения, о факторах, способствующих профилактике наркопотребления и о прочем. Мы также способствуем научному анализу осуществляемых мероприятий. На научные исследования выделяется 42 миллиона крон, из них 22 миллиона предназначаются для изучения спроса, 10 млн на изучение методов профилактики, лечения и реабилитации. Оставшиеся 10 млн используются для изучения путей проникновения наркотиков в Швецию, шведского рынка и поиски эффективных методов борьбы с организованной преступностью.

 

ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

В государственном плане действий особенное внимание уделяется мероприятиям в рамках системы исполнения наказаний с целью предложить всем наркоманам адекватную помощь. На это выделено 100 миллионов крон.

МОБ следит за проводимой работой, а также инициирует мероприятия с целью улучшения сотрудничества между системой исполнения наказаний и социальной службой.

 

ОЦЕНКА, ОТЧЕТ

В государственном плане действий правительство поручило осуществление многих задач различным организациям и ведомствам. Поэтому МОБ сотрудничает с ведомствами для выполнения поставленных целей. Мы проводим оценку эффективности нашей деятельности и предоставляем правительству ежегодный отчет.

Мы также докладываем о развитии в сфере наркополитики. В ежегодных отчетах, а также при наличии необходимости, мы вносим предложения о, с нашей точки зрения, необходимых изменениях.

Ситуация в Швеции в вопросах и ответах

В Швеции 9 миллионов жителей. В штате организации «Мобилизации против наркотиков» 20 человек, и они делают всю антинаркотическую политику. Это система управления, основанная на доброй воле. Собственных фондов у МОБ нет, все зависит в конечном счете от доброй воли людей.

По мнению Томаса Халлберга, начальник МОБ должен нести личную ответственность за ситуацию, а на сегодняшний день этого нет.

Вопрос: А если наркопотребление вдруг вырастет?

Ответ: Скорее всего, начальника МОБ переведут как несправившегося на другую административную работу.

 

Продолжая тему об эффективности работы МОБ, Томас Халлберг заметил, что выделение в распоряжение МОБ определенных денежных средств повысило бы авторитет организации. В настоящее время полиция имеет на свою деятельность 13 млрд крон в год. Задача полиции – способствовать поддержанию законности. Но вот вопрос о том, в каких пропорциях расходовать средства по различным статьям (организованная преступность, наркопотребление, экономические преступления и так далее) – целиком на усмотрении самой полиции. Аналогичное положение и в медицине, образовании. Деньги даются не на конкретные цели, а просто делятся между министерствами.

Или другой аспект. Закон запрещает потребление наркотических средств без назначения врача, приносящее вред здоровью человека и нации в целом, предусмотрено принудительное лечение. Однако контроль за исполнением этих требований закона отсутствует.

Что требуется для успешной наркополитики? Налицо – силы, законы, одобрение народа.

Необходимы ресурсы и скоординированная программа работы. Однако политики не заинтересованы в создании такой программы. Они боятся введения жестких мер, так как сами они могут подпасть под их действие. Ситуация же, когда для народа одни законы, а для власти – другие, в Швеции не проходит.

 

Вопрос: Можно ли сравнить в этом плане ситуацию в Швеции и в Литве?

Ответ: В Литве недавно создана аналогичная МОБ структура, в ней работают порядка 10 человек. Можно сказать, что проблемы будут те же – опасно, когда государство целиком передает проблему неким структурам, слагая с себя ответственность.

 

Вопрос: То есть деньги народа тратятся нецелесообразно?

Ответ: Раньше была иная ситуация, существовал Институт по охране здоровья населения, который занимался подобными вопросами.

Вопрос: Что такое война с наркотиками в вашем личном понимании?

Ответ: Война – это главнокомандующий, наркогенерал. Надо назначить наркогенерала, совместно с министром финансов просмотреть бюджет, вычленить из него средства, выделяемые на реализацию наркополитики, и посмотреть, на что они реально были потрачены. Затем эту сумму, добавив к ней еще процентов тридцать, передать в распоряжение наркогенерала. И сформировать госзаказ на антинаркотическую деятельность. Таким образом, наиболее реальная задача – добиваться государственного целевого финансирования. Затруднение доступа к наркотикам и контроль за выполнением всех принимаемых решений, запрет и контроль – вот база, основа успешной борьбы, и не только с наркотиками.

 

Томас Халлберг счел необходимым еще раз подчеркнуть, что запрет на немедицинское применение наркотика непременно должен быть поддержан основной массой населения, как и основные мероприятия, направленные на контроль за исполнением принятых решений. В противном случае и то и другое мероприятия окажутся лишь декларацией, а люди при поддержке общественного мнения найдут лазейки в обход любых законов. Так происходит при попытке борьбы с любым негативным проявлением: проституцией, алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми.

Рекомендации по борьбе с наркоугрозой, которые можно было бы сформулировать для России: проблема стоит уже достаточно остро. К сожалению, структура, существующая для соблюдения законности – милиция — не пользуется в народе ни авторитетом, ни поддержкой. Следовательно, для обеспечения поддержки необходимо начинать работу с реструктуризации всей милиции, необходимо сделать работу милиционера престижной и желанной, для чего, несомненно, необходимо поднять заработную плату работников милиции и вести строгий отбор кандидатов (Томас Халлберг полагает, что выбирать будет из кого). Полагая это обстоятельство самым первым и самым важным в предстоящей деятельности, Т.Халлберг даже предпринял шаги по ознакомлению с работой милиции нашей страны и на основе увиденного убедился, что ресурсы для сбережения средств есть и в недрах работы органов милиции, например, он предлагает экономить за счет рационализации излишне бюрократической работы при расследовании преступлений.

 

Вопрос: Как в Швеции проводится разделение на потребителей и распространителей наркотиков, и какие наказания предусмотрены для этих групп соответственно?

Ответ: Разделение происходит в основном по количеству наркотика, обнаруженного у индивида. Чтобы человека квалифицировали как потребителя, достаточно обладать несколькими граммами наркотика, конкретно двумя граммами амфетамина, или 0,2 граммами героина.

Для потребителей в качестве карательной меры предусмотрен штраф в несколько сот крон (примерно 2000 рублей). На практике, однако, у шведских наркоманов никогда не находится денег на уплату штрафа, поэтому более реальной мерой оказываются воспитательные мероприятия – передача нарушителя законодательства на попечение социальной службы, что влечет за собой необходимость прохождения тестов, в частности сдачи анализов мочи. Причем регулярно, в течение некоторого периода. Уклонение влечет применение дальнейших санкций. (Согласитесь, малоприятная перспектива.)

За более существенные залежи наркотических средств предусмотрены и более серьезные наказания. Так, за хранение одного килограмма героина можно получить срок порядка 10 лет.

 

Вопрос: Каков уровень заболеваемости ВИЧ среди наркоманов Швеции?

Ответ: За прошлый год официально зарегистрировано 17 случаев зараженния ВИЧ среди наркоманов, потребляющих наркотики внутривенно.

 

Вопрос: Применяется ли в Швеции такая мера, как конфискация нажитого наркоторговлей имущества?

Ответ: Такая мера применяется в ряде стран Европы, но в Швеции нет традиции применения конфискации имущества. Доходы наркоторговцев действительно велики, но сложившаяся практика требует строгого доказательства обретения денег криминальным путем. Например, если наркоторговца задержат при продаже одной капсулы героина (стоимость порядка 500 крон), а у него при себе окажется 5000 крон, то конфисковать как доход от продажи по закону можно только 500 крон.

 

Вопрос: И все же, что же такое «война наркотикам» — синоним противодействия или самостоятельный особый термин?

Ответ: Можно сказать так: борьба – это облегченное противостояние сторон, термин «война» означает действия, направленные на уничтожение противной стороны. Наркотики уже ведут войну против человечества, ибо злоупотребление наркотиком приводит к гибели человека.

Война – ужасное явление, и если уж ее затевать, то делать это надо с умом, с трезвым расчетом сил. Сперва необходимо тщательно изучить ситуацию, ибо в современной войне очень важную роль играет обладание полнотой информации о противнике. Необходим некий штаб. Нужна стратегия борьбы, необхлодимо заранее распределить выполнение различных задач между различными группами действующих на нашей стороне сил. Иначе все будет напоминать кинематографический Дикий Запад – побегали, постреляли и успокоились. Необходима четкая координация действий, позволяющая избежать распыления сил. Образно говоря, разница между борьбой и войной примерно та же, что между поддержанием чистоты и генеральной уборкой.

 

Вопрос: Подразумевает ли война с наркотиками переход на военное положение для мирного населения, ограничение его демократических свобод?

Ответ: Эта война направлена не против личности, а против явления. Но для кого-то это обернется определенными ограничениями. По сути, мы всегда вынуждены придерживаться некоторых рамок в своем поведении, живя в обществе. Мы не можем быть абсолютно свободны от окружающих, нас ограничивают правила дорожного движения, правила техники безопасности на рабочих местах, да и, в меньшей степени, правда, общественная мораль. Через наркотики люди попадают в тюрьму, это ограничение их свободы. Но разве можно утверждать, что раньше, до заключения, наркоман был свободным человеком? Наркотик ставил ему свои, зачастую ультимативные требования, которые человек покорно выполнял, нанося себе тем самым материальный, моральный вред, а также нанося ущерб своему здоровью. Нельзя согласиться и с утверждением, что потребление наркотика — личное дело наркомана, если он не совершает уголовно наказуемых поступков. Ведь прежде чем потребить наркотик, его надо приобрести, заплатить за него, способствуя тем самым укреплению наркорынка и финансово поддерживая наркотеррористов, а угроза наркотерроризма затрагивает уже все общество в целом.

Следовательно, у наркозависимого нет свободы, а есть лишь зависимость от наркотика.

 

Вопрос: Ваше отношение к ночным клубам, в которых, как правило, происходит продажа наркотиков?

Ответ: Конечно, все в курсе, что основная часть посетителей известных ночных клубов находится в состоянии наркотического опьянения. Но юридически обоснованно сделать что-либо с таким клубом невозможно. Проводится «воспитательная» работа с владельцами этих заведений, они нас уверяют, что сами не в восторге от происходящего. В Швеции стараются добиться хотя бы, чтобы не было открытой продажи наркотиков.

Зато лечение для желающих покончить с наркозависимостью бесплатное (хотя в последнее время количество бесплатных мест сократилось согласно программе экономии средств). Но пока еще лозунг «Трудно достать и потребить, но легко получить лечение» действует.