Сравнение опыта борьбы в России и Швеции Необходимое пояснение от составителя номера
Уже после проведения семинара, которому посвящен данный номер, его идейный организатор Георгий Васильевич Зазулин побывал с деловым визитом в Швеции, и там ему показали хранящийся в шведских архивах номер российского журнала «Трудовая помощь» за 1899 год. А в нем – обширный 17-страничный материал о развитии общественного антиалкогольного движения в России. Параллель с прочитанным на семинаре докладом, помещенным выше, возникла сразу. Поэтому пришло решение для полноты картины поместить хотя бы в сокращенном виде текст этого доклада (см. стр.12-13), дабы возможность сравнения исторически складывающейся ситуации в наших двух странах была у широкого круга читателей.
Следует отметить, что приводимый доклад не был единственным материалом на интересующую нас тему, правительство Российской Империи следило за развитием событий и в этой области.
Хочется кратко перечислить обнаруженные при прочтении докладов особенности.
— Общества трезвости в Швеции возникали по инициативе народа и возглавлялись преимущественно активистами из духовенства. В России они организовывались священниками (на селе) или представителями государственной власти (в городе), то есть чаще инициировались свыше.
— В Швеции побудительным мотивом к созданию обществ была духовная потребность, тогда как на Руси важную роль играли материальные соображения.
— В Швеции возникающее рабочее движение часто соприкасалось с работой обществ трезвости, которые «стали для огромной массы людей школой проведения собраний и работы в общественной организации». В России собрания проходили «всегда торжественно, с молебнами и братскими трапезами или чаепитием».
|