Принципы предоставления услуг. Наркотики и наркомания — стоп!
02.09.2021
В дополнение к принципам профилактики, обсуждаемым выше, при реализации превентивных мер, описанных в настоящем руководстве, необходимо придерживаться следующих базовых принципов, выведенных из необходимости при оказании услуг учитывать интересы пациента. Без применения этих базовых принципов будет трудно эффективно применять описанные в этом Руководстве ключевые вмешательства:
• Обеспечить конфиденциальность.
• Добиться доступности услуги.
• Создать дружелюбную для потребителя атмосферу.
• Вступить в диалог с потребителями и способствовать привлечению к работе наркозависимых по принципу «равный — равному».
• Принять практический подход к предоставлению услуг.
• Воздерживаться от идеологических и моральных суждений.
• Сохранять реалистичную иерархию целей.
Для профилактики инфекционных заболеваний очень важно добиться доверия со стороны получателя услуг. Поскольку использование наркотиков, равно, как и хранение запрещенных наркотиков, во многих странах возведено в разряд противозаконных действий, потребители неохотно называют свое имя даже профессионалам в области здравоохранения из-за страха, что оно станет известным органам правопорядка или иным ведомствам. Этот страх необходимо преодолеть так, чтобы получателей данных услуг можно было заинтересовать услугами здравоохранения. Требование предъявить удостоверяющий личность документ, что часто является стандартной практикой при предоставлении медицинских услуг, оттолкнет многих наркозависимых от получения услуг.
Обеспечить конфиденциальность. Первый базовый принцип означает, что необходимо предоставить возможность доступа к профилактической услуге анонимно, или таким образом, который обеспечивал бы полную конфиденциальность, как это выглядит с точки зрения пациента. Невыполнение такого подхода предотвратит или ограничит использование потребителем предлагаемых услуг, и, посредством этого, возможность прийти к компромиссу в отношении каких-либо эффектов «коллективного иммунитета», который стимулирует профилактику на уровне населения. В целях обеспечения конфиденциальности необходимо, чтобы весь персонал прошел тренинг по предоставлению конфиденциальных услуг. Для обеспечения некоторых услуг – таких, как тестирование, вакцинация и иногда лечение наркозависимости, может потребоваться строго конфиденциальная схема идентификации, которая обычно бывает приемлема для пользователей данных услуг. Были разработаны принципы, позволяющие осуществить мониторинг оказания услуг с приемлемыми уровнями точности, не поступаясь анонимностью и конфиденциальностью.
Добиться доступности услуги. Второй базовый принцип обеспечивает легкодоступность услуг для потребителей инъекционных наркотиков, а также достижение низкого порога для доступа к этим услугам. Это означает, что услуги должны предлагаться в месте нахождения пользователей, или в таком месте, куда им легко добраться. Необходимо, чтобы услуги были доступны в различное время суток. Услуги должны удовлетворять требования и иметь возможность определять маштаб — так, чтобы все, в чем имеется необходимость, могло быть предложено посредством соответствующих услуг, отвечающих потребностям и достаточности.
Создать дружелюбную для потребителя атмосферу. Третьим базовым принципом в предоставлении услуг является необходимость поддерживать дружелюбную по отношению к потребителю атмосферу. Интуитивно, этот принцип может показаться само собой разумеющимся, но его реализация является ключевым элементом, определяющим, примет ли пациент услугу или нет. Дружелюбная по отношению к получателю услуг атмосфера означает, что к нему обращаются с достоинством и истинным желанием помочь, вне зависимости от его внешнего вида или социального статуса. Это также означает проявление уважения к пожеланиям пользователя услуг, и отсутствие принудительного навязывания услуг. Это не означает, что получатели услуг могут вести себя, как им заблагорассудится, в особенности, если их поведение создает беспокойство или опасность для других людей. Напротив, поставщики услуг должны разработать и разъяснить четкие правила поведения в пунктах предоставления услуг. Для большинства услуг не допустимо осуществлять в пунктах торговлю запрещенными наркотиками, производить финансовые сделки или делать инъекции наркотиков , и нарушение этих правил может привести к временному лишению получения услуг. Многие потребители страдают не только от наркотической зависимости, но и от психических расстройств.
Такие потребители часто находятся в наиболее неблагоприятном социальном положении и под особенно высоким риском инфекционных заболеваний. К таким получателям услуг нельзя приклеивать ярлык «слишком трудные» или «слишком проблемные», и службам надо совершенствовать пути работы с ними с использованием гуманного и уважительного отношения.
Вступите в диалог с потребителями и способствуйте привлечению к работе наркозависимых по принципу «равный — равному». Ведение диалога и активное привлечение к работе получателей услуг должно стать неотъемлемой частью предлагаемых услуг. Активное выслушивание клиентов и отклик на изменяющиеся потребности при сотрудничестве с потребителями помогают поддерживать актуальность услуг. Ритуалы выполнения инъекций и привычки часто передаются от более опытных наркозависимых к новичкам. Вторичный обмен шприцев, когда шприцы распределяются от одного потребителя к другому по сети потребителей, является общепринятой практикой. Профессионалы в области профилактики
должны быть в курсе современных стереотипов употребления наркотиков, и потребителям наркотиков необходимо понять те риски, которые употребление наркотиков представляет для их здоровья. Поставщики услуг могут также организовать тренинг по снижению риска и пропаганде здорового образа жизни для активных получателей услуг и посоветовать участникам распространить полученную информацию. Это не только улучшит полезность услуг, но и поддержит самооценку ПИН. Опыт показывает, что вовлечение активных потребителей в профилактическую работу создает позитивное влияние на членов своего круга, поскольку клиенты перенимают друг от друга более безопасные способы употребления наркотиков. Основная задача, стоящая перед поставщиками услуг — признать и стать сторонником сотрудничества с потребителями.
Принять практический подход к предоставлению услуг. Пятый базовый принцип также учитывает точку зрения получателя услуг: услуги строятся с нулевого уровня по нарастающей на основании текущих потребностей и в целях заполнения тех пробелов в профилактических услугах, которые создают риски получения инфекций, а также удовлетворения потребностейм потребителей в медицинской помощи. Он также означает признание того факта, что, даже если нельзя немедленно разрешить все вопросы, связанные с вредом наркотиков, каждое вмешательство имеет ценность пока оно отвечает какой-нибудь истинной потребности. Такой подход отличается от идеологического подхода или подхода «сверху-вниз», когда поставленные цели могут находиться настолько высоко, что они остаются недостижимыми для индивидуального потребителя, поставщика услуг и лиц, разрабатывающих стратегию.
Воздержаться от идеологического или морального суждения. Шестой базовый принцип признает, что услуги оказываются активным потребителям наркотиков, и что судить или критиковать само использование наркотиков с моральной или идеологической точки зрения не является целесообразным. Вместо этого, к тому выбору, который делают потребители, надо относиться с уважением, даже в случае несогласия с ним, и оказывающий услуги персонал необходимо активно обучать выражению такого уважения. Это не означает, что не следует предлагать направление на лечение от наркотической зависимости. Наоборот, порог в таком случае должен быть низким, и информация о всех способах доступа должна быть доступной во всех пунктах, часто посещаемых наркозависимыми получателями услуг.
Сохранить реалистичную иерархию целей. Заключительный базовый принцип настаивает на том, чтобы краткосрочные цели ставились так, чтобы их можно было реально достичь. Такой подход поможет разработать задачи для предоставления услуг. Установка целей профилактики на слишком высокий уровень часто не отражает реальности и может привести к ненужному разочарованию и неправильным заключениям в отношении результата вмешательств. Базовая иерархия целей услуг может варьироваться в соответствии с местными потребностями и ситуациями, но она должна включать такие цели, как достижение большинства групп потребителей, установление доверия с получателями услуг, ответную реакцию на практические нужды потребителей, снижение непосредственного риска инфекционных заболеваний и увеличение объема услуг с течением времени.
Доминирующие цели профилактики болезней – такие, как защита от вспышек и снижение частоты заболеваний и распространенности болезней должны устанавливаться на уровне программ; они также должны корректироваться в зависимости от текущей ситуации и реалистичности поставленных в них задач. Обычно такие цели не являются целесообразными в качестве показателей воздействия, и их следует использовать только при установлении контрольных показателей на общегосударственном уровне в том случае, если имеется хороший охват целевого контингента и всеобъемлющий пакет услуг. Важно признать что, в особенности, если распространенность хронических инфекций достигла высокого уровня, необходимо принять долгосрочную концепцию профилактики, поскольку улучшение индикаторов заболеваемости с течением времени будет медленным. Услуги необходимо будет сводить к определенному маштабу — в сторону
увеличения, и потребуется достаточно долгое время, прежде, чем результаты станут измеримыми.