Концепция антинаркотической рекламы как неотъемлемая часть стратегии борьбы за безопасность в большом городе

15.06.2021

Константин Игоревич Ксынкин, Концепция антинаркотической рекламы

Константин Игоревич Ксынкин 
заместителя Директора, 
руководитель департамента сетевого анализа 
и комплексного рекламного обслуживания 
рекламного предприятия полного профиля «Неонбалтик»

Надеюсь уже никого не надо убеждать в том, что наркобезопасность, как, впрочем, и любую безопасность общества, невозможно обеспечить без комплекса разъяснительных, пропагандистских, просветительных и воспитательных мер, осуществляемых в самой широкой целевой аудитории – от воспитанников и учащихся учебных заведений, до сотрудников различных государственных и негосударственных учреждений и силовых ведомств. В приложении к наркобезопасности речь идет об антинаркотической рекламе и пропаганде, а точнее, — о стратегии, или концепции этой деятельности. 
Как известно у Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в этом направлении, есть некоторое преимущество перед другими регионами Росси, поскольку здесь разработана и находится в стадии рассмотрения «Концепция антинаркотической рекламы до 2020 года». 
 Что может дать Концепция антинаркотической рекламы как стратегическое направление в обеспечении наркобезопасности? 
 Очень многое, например, повысить информационную безопасность, что крайне важно в условиях большого города. В крупных населенных пунктах, с высокой плотностью населения, вероятность использования опасной для общества информации практически равна единице, что должно налагать определенные ограничения на ее распространение. Тем не менее, как обстоят дела в этом вопросе можно видеть на следующих примерах: на слайдах вы можете видеть фрагменты публикаций, цель которых – антинаркотическая.

Можно видеть, как при подаче материала, очень многие «наркоборцы» сами нарушают статью 46 пункта 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (распространение сведений о способах использования наркотических средств) Элементарная неосведомленность о требованиях действующего законодательства, демонстрирует, насколько далеки сотрудники СМИ от значительно более глубоких теоретических аспектов антинаркотической рекламы.

По этой же причине, сегодня трудно противопоставить что-либо лицам, осмысленно и целенаправленно занимающиеся пропагандой наркотиков, да еще умело скрывающих ее под лозунгами о свободе слова и демократии. К сожалению, работники некоторых издательств и СМИ очень односторонне толкуют тезис «свобода слова». Эти «профессионалы», почему-то всегда склонны забывать о том, что под «свободу слова», многие «слова», тем не менее, не попадают. Например, если влекут за собой наказание в соответствии с законодательством (адресная ненормативная лексика, пропаганда насилия, пропаганда наркотиков, растление несовершеннолетних и др.), или, если их не следует произносить так же в легитимных целях, таких, как защита репутации, достоинства личности, национальной безопасности, общественного порядка, авторского права, здоровья и морали. Согласно нормам международного права, все это попадает в область «ограничений на свободу слова», кстати, нарушения здесь особенно сурово наказывается в наиболее демократических странах. К сожалению, у нас, на сегодняшний день, дела обстоят не так. Приведу следующий пример – один московский журналист, используя технологии, хорошо известные в рекламе как «грязные» или «нечестные», написал книгу псевдонаучного содержания, откровенно пропагандирующую наркотики, и девиантное поведение. Главы книги цинично ориентированные на возрастные и протестные настроения молодежи, были размещены в интернете, в основном на молодежных сайтах.

Известное Московское издательство, без каких либо колебаний, опубликовало книгу солидным тиражом и несколько раз ее переиздало, несмотря на предостережение, внесенное Госкомпечатью. Книжные торговые сети, в течении нескольких лет, беспрепятственно распространяли пропаганду наркотиков в своих магазинах и лишь вмешательство прокуратуры Санкт-Петербурга, позволило прекратить нарушение закона. 
Но если деятельность издательств, торговых сетей и сайтов еще можно оправдать безграмотностью и страстью к рейтингам и наживе, то мне лично интересно другое – кто удостоил автора за все это безобразие литературной премии им А.Беляева, и как сам Александр Беляев отнесся бы к тому, что его именем освятили подобное «произведение». 
Должен сообщить, что подобной случай пропаганды далеко не единичный. 
Разработанный проект «Концепции антинаркотической рекламы» предусматривает решение не только проблем информационной безопасности. Например, до сих пор не утихают споры о том, каким должен быть уличный анртинаркотический плакат. Как уже неоднократно сообщалось, отсутствие четкой позиции по этому поводу, приводит к ситуации, когда уличной рекламы издается крайне мало, а предлагаемые решения грешат поверхностным подходом и приводят к непредсказуемым результатам:

Архангельстк 2004
Использование библейского сюжета вызвало критику со сторона епархии г. Архангельска

Санкт петербург 2007
Нарушение статьи 46 пункт 1

Челябинск 2009.
Трудно сказать, что имели в виду разработчики плаката

В этой связи правомерен и другой вопрос, если до сих пор не решена проблема уличных плакатов, что же говорить о плакатах для школы, вузов, лечебных учреждений, массовых мероприятий и т.п.?

    Как вы понимаете, приведенные выше примеры отражают лишь незначительную часть тех проблемы, которые призвана разрешить Концепция антинаркотической рекламы: Хочется напомнить, что среди стратегических целей Концепции:

  • создание системы антинаркотической пропаганды, увязанной с пропагандой здорового образа жизни, антиалкогольной рекламой, борьбой с табакокурением, девиантным поведением и другими факторами, влияющими на давление наркосреды
  • использование научно-обоснованных методов анализа наркорынка, по важнейшим маркетнгово-рыночным показателям;
  • создание единой информационной системы, обеспечение стандартизации приемов и методов ведения антинаркотической пропаганды и рекламы;
  • организация системы подготовки кадров имеющих отношение к профилактике наркопотребления независимо от ведомственной подчиненности;
  • организация мониторинга основных информационных каналов, включая СМИ и издательства, в том числе и на предмет соблюдения требованиям антинаркотического законодательства;
  • формирование системы финансирования антинаркотической деятельности, определение эффективности капиталовложений достижение саморегуляции в области финансирования и многое другое.

В настоящее время наметилась тенденция к самореализации Концепции, когда идеи и разработки, сделанные при ее подготовке, начинают реализовываться независимо и использоваться в различных формах. Это стало возможным, благодаря освещению отдельных материалов, подготовленных в рамках Концепции, в прессе, на научно-практических семинарах, на ресурсах ECAD и других каналах информации. Так, например, появились сайты, на которых формируются базы данных по образцам антинаркотической рекламы, фото и видеоизображениям: 

В технических заданиях большинства современных конкурсов антинаркотической рекламы, проводимых в России, в качестве главного сюжеты декларируются идеи призыва к повышению качества жизни, поиска в жизни позитивных целей и эмоций.

Антинаркотическая тема начинает все активнее звучать в молодежных субкультурах.

В дискуссиях на «наркотические» темы смелее используются методы мотивационной аргументации, используются другие эффективные техники и технологии. Все это лишний раз подтверждает, тот факт, что уже сам процесс подготовки проекта Концепции оказал позитивное влияние на ситуацию, позволил предоставить ответы на вопросы, остававшиеся без ответа в течении длительного времени. В заключение хочу еще раз подчеркнуть необходимость скорейшего принятия Концепции антинаркотической рекламы, как правового документа на уровне правительства Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области, а так же рекомендовать ее к рассмотрению другими субъектами территорий Российской Федерации. Уверен, что принятие этого документа позволит существенно повысить наркобезопасность и заполнить важный раздел в общей стратегии борьбы за безопасность большого города.