Контроль за потреблением конопли
04.02.2022
Скоро мы дойдем и до опиатов, но пока хотели бы сказать несколько слов о том абсолютно запрещенном наркотике, который на сегодняшний день создает больше всего проблем количественного плана. Речь идет о конопле. Конопля занимает первое место и по общему количеству конфискаций, и по размерам конфискованных партий. За преступления, связанные с оборотом конопли, карается больше людей, чем за какой-либо другой наркотик. Органы контроля вкладывают все больше денег и усилий в борьбу с ним.
Прямые и косвенные издержки от их усилий не идут ни в какое сравнение с теми, весьма незначительными, доказанными вредными последствиями от потребления наркотика, и даже с весьма многочисленными недоказанными гипотезами о наличии таковых. Положа руку на сердце, мы целиком и полностью согласны: было бы только лучше, если бы коноплю никто не потреблял, или, во всяком случае, потребляли бы как можно меньше. Однако при оценке адекватности поставленной цели необходимо сравнить издержки от мер контроля с тем, чего можно достигнуть при помощи такого контроля. Издержки от попыток достижения этой цели настолько велики, а ведь наркотик на сегодняшний день все равно довольно легко достать, что уже пора пересмотреть курс и заменить уголовно-правовые формы контроля другими. Следует официально разрешить покупать коноплю, но, по возможности, затруднить процесс, как это делается с другими веществами, распространение которых является нежелательным. Можно рассмотреть такие возможности, как организация торговли коноплей в небольших количествах в аптеках, специальных магазинах или кафе. Импорт, контроль за качеством товара и установка цен должны осуществляться государственными складами медицинских препаратов, а там, где таковых нет, — особыми закупочными конторами.
Концентрация активного вещества должна быть низкой и соответствовать уровню, установленному законом, как в случае со спиртными напитками. Однако ограничения не должны быть настолько строгими, чтобы провоцировать распространение контрабанды или незаконного производства. Если коноплю решат продавать в виде сигарет, необходимо наладить выпуск сортов с низким содержанием смол. Любая реклама должна быть запрещена. На упаковке следует помещать предупреждение об опасности курения конопли для здоровья. При продаже должны действовать те же возрастные ограничения, что и при продаже алкоголя. Следует разрешить выращивание конопли для собственного потребления — как в случае с виноделием, а производство с целью продажи запретить — по аналогии с незаконным производством алкоголя. Закупать наркотик в количествах, превышающих дневную дозу потребления, должно быть запрещено. Незаконный ввоз должен караться так же, как и незаконный ввоз других товаров.
Поскольку вопрос о легализации конопли вызывает в обществе много споров, окончательное решение о разрешении свободной продажи лучше принимать на местах, по результатам референдума среди местных жителей. В качестве прецедента можно ссылаться на ныне уже, к сожалению, практически забытую традицию права вето, которым обладала местная администрация при решении вопросов алкогольной политики. При составлении этой программы мы учитывали зарубежный опыт, хотя и подходили к нему с некоторой осторожностью, что естественно. Впрочем, зарубежный опыт не свидетельствует о наличии реальных опасностей, как это показывают примеры Голландии, Испании и Германии.
Издержки от действий системы контроля, которая пытается обеспечить соблюдение абсолютного запрета, превысили все допустимые пределы. Это относится и к прямым издержкам — затратам на содержание органов контроля и страданиям людей, и к косвенным, которые мы по мере сил попытались рассмотреть в нашей книге. Минусы существующей системы превышают все возможные плюсы от того, что потребление конопли поддерживается на низком уровне (если вообще это так).