О перспективах взаимоотношений органов государственной власти и епархиальных структур в деле развития реабилитационных программ для наркозависимой молодежи

05.03.2022


О перспективах взаимоотношений
органов государственной власти и епархиальных структур
в деле развития реабилитационных программ
для наркозависимой молодежи

Протоиерей Сергий Бельков,
руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму 
Санкт-Петербургской епархии, благочинного Приозерского района,
руководитель Епархиального реабилитационного центра «Саперное»

    Добрый день, уважаемые организаторы и участники семинара! 
Протоиерей Сергий Бельков
    Свой доклад я начну с цитаты решения Окружной антинаркотической комиссии Полномочном Представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе, которое было принято в июне 2003 года: «Наркозависимость — заболевание духовное, вот почему общество во всем мире проигрывает войну с наркоманией. Победа возможна только при объединении усилий всего общества — государства, священнослужителей, медицинских работников, работников сферы образования». Понимание того, что наркозависимость является по преимуществу духовным заболеванием, нашло отражение в том же решении, где было указано на необходимость создания в Санкт-Петербургской епархии специального. Такой отдел был создан в октябре того же года, хотя государство не оказало никакой материальной помощи в его создании. 
    Деятельность Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму в нашей Епархии имело, как мы и ожидали положительное значение в активизации церковной антинаркотической и антиалкогольной работе. Представители Епархии вошли в состав городской и районных МВК по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. К сожалению, деятельность этих комиссий прекратилась в этом году, что, несомненно, не сможет «ослабить сторону «за наркотики»», а вот сторону «против наркотиков» ослабит и, видимо, весьма существенно, поскольку в учреждаемых аналогичных комиссиях участие представителей Церкви не предусмотрено. Прекратила свое существование и Окружная антинаркотическая комиссия Полномочном Представителе Президента. Непонятно, каким же образом государство и Церковь будет координировать антинаркотическую деятельность в дальнейшем? 
    Хочу сказать сразу: несмотря на внешнюю упорядоченность во взаимоотношениях государственных и епархиальных структур, еще рано говорить о самой элементарной согласованности между этими двумя субъектами, скорее наоборот, мы отмечаем рассогласованность во многих вопросах, касающихся реабилитации наркозависимых. Говоря о рассогласованности нам, конечно, придется говорить и о причинах которые негативно влияют на повышение эффективности работы православных реабилитационных центров. 
    Чтобы не утонуть в общих рассуждениях я бы хотел остановиться на конкретном примере взаимоотношений давно образованного и имеющего широкую известность первого в России, да и в странах СНГ, православного Епархиального реабилитационного центра «Саперное». Результаты работы этого центра получили заслуженное признание государства Окружной антинаркотической комиссии при Полномочном Представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе, губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Центр «Саперное» стал победителем различных конкурсов и многократно выигрывал гранты Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга по реабилитации наркозависимой молодежи. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил распространение опыта Епархиального реабилитационного центра «Саперное» во всех епархиях, входящих в СЗФО. 
    Однако, Епархиальный реабилитационный центр «Саперное» работая многие годы на пределе заполняемости, все равно не мог, не может и сейчас принять тот огромный поток наркозависимых, который обращается к нам за помощью. Мы уже давно обращали внимание соответствующих государственных структур на необходимость строительства нового реабилитационного центра, который смог бы решать острейшую проблему реабилитации наркозависимых в пределах СЗФО. Казалось бы, государство пошло на конкретные действия в разрешении данного вопроса, когда Окружная антинаркотическая комиссия при Полномочном Представителе Президента в Северо-Западном федеральном округе в апреле 2006 года приняла решение (цитирую): «Для возможности реабилитации наркозависимых по методикам разработанным и внедренным в реабилитационном центре «Саперное» необходимо решить вопрос о создании подобного Северо-Западного центра и финансирования его строительства, содержания и развития». Однако ни один субъект РФ, входящий в СЗФО, в том числе Санкт-Петербург и Ленинградская область не сделали ни одного конкретного шага для реализации этой задачи, а например, руководство Архангельской области дало ответ, что готово принять участие в создании реабилитационного центра только при одном условии: реабилитационный центр должен находиться на территории Архангельской области. 
    Единственно кто оказался по настоящему заинтересован в осуществлении данной задачи — это Санкт-Петербургская епархия, которая исключительно на свои средства построила и ввела в действие первый в СЗФО специализированный центр реабилитации для наркозависимых женщин в поселке Торфяное и в тяжелейших финансовых и кадровых условиях строит мужской реабилитационный центр на 70 человек в поселке Красноармейском. 
    В Красноармейском мы получили в долгосрочную аренду 6 гектар земли. Нами выстроен первый дом для реабилитантов на 20-22 места. Но нет помощи с подключением электроэнергии, не решен вопрос с водоснабжениеми и канализацией. Дом стоит пустой. При этом мы постоянно слышим разговоры, что нет реабилитационных центров. Так, например, в настоящее время в Ленинградской области одновременно проходят реабилитацию от 500 до 550 человек. Это явно недостаточно с учетом того, что по состоянию на 01.01.2008 года только в Ленинградской области и только по официальным учетам органов здравоохранения зарегистрировано 4 469 больных с диагнозом «наркомания», которые нуждаются в реабилитации после прохождения курса лечения. А реальные цифры, как вы понимаете, на порядок выше. 
    Светлое пятно — это ежегодные конкурсы по реабилитации наркозависимой молодежи, которые проводит Комитет по молодежной политике. Да, мы выигрываем эти конкурсы, и получаем, хоть и относительно небольшое, финансовое подспорье. Однако, неопределенность на будущее (будет ли в дальнейшем проводиться такой конкурс, а если будет, то на какую сумму можно рассчитывать) создает финансовую нестабильность. Мы не можем своим специалистам гарантировать зарплату, поскольку она зависит денег, выигрываемых по конкурсу, и в результате мы теряем специалистов, которые не могут работать в условиях неопределенности с зарплатой. 
    Мы слышим, как на словах государственные чиновники высоко оценивают работу Церкви по реабилитации наркозависимой молодежи. Если бы у них кроме головной боли, которую доставляет наркоэпидемия, болело еще и сердце, то поистине подвижническую работу православных и других общественных организаций, являющихся по сути «одним в поле воином», ценили бы на деле, оказывая стабильное финансирование с привлечением бизнесообщества, а также необходимую нам политическую и организационную поддержку. 
    В результате равнодушного отношения государства Церковь не может открывать новые центры, хотя внутри ее потенциал имеется. Некоторые центры, например «Камень» в псковской области неоднократно закрывался из-за отсутствия финансирования. Некоторые центры ранее проводившие бесплатную реабилитацию вынуждены были перейти на коммерческую основу, например «Центр преп. Серафима Вырицкого», другие резко сократили количество реабилитантов. 
    Такая позиция государства в отношении к Православной Церкви может дать толчок к развитию тоталитарных сект за счет вовлечения в них родителей и близких, а также наркозависимых через свои опорные пункты и центры реабилитации. И это уже делается. Наркозависимые, попавшие в секты, может быть, и оставят наркотики, но как граждане они для страны будут потеряны, т. к. и работать и рожать детей они будут не для России, а для секты. Подобные центры в финансовой помощи не нуждаются, что радует как недалеких (в смысле недальновидных) чиновников в России, так и очень далеких чиновников за рубежом. 
    К большому сожалению, государство продолжает по-прежнему ошибочно считать наркозависимость в основном медицинской проблемой. Но ведь практика убедительно показывает: традиционный медицинский подход к лечению наркомании несостоятелен. Это вполне закономерно. Никакие медикаментозные вмешательства не могут изменить поведение зависимого человека, так как причинами тому являются психический кризис и глубинные искажения в духовной жизни страждущей личности. 
    Особенностью православных реабилитационных программ, в отличие от нецерковных, является преемственность основ христианской психологии, фундамент которой — аскетика, творения св. отцов, а также результаты уникального опыта дореволюционного трезвенного движения в России. Православные программы помощи наркозависимым людям на сегодняшний день имеют самую высокую результативность по сравнению с другими программами (медицинскими, групп самопомощи и пр.). 
    Не отрицая необходимость медицинской помощи, Церковь призывает трезво взглянуть на истоки острейшей социальной проблемы нашей страны — наркозависимости. Наркомания — характерный симптом духовно и нравственно больного общества, в котором утрачиваются духовно-нравственные ориентиры, высший смысл человеческого существования, исчезает понятие греха и насаждается культ примитивных «наслаждений». Наркомания — это проблема падающей нравственности общества. Только поняв это и приняв не на словах, а на деле государство будет способно правильно использовать ресурсы Русской Православной Церкви в развитии высокоэффективных центров реабилитации для наркозависимых. Только тогда государство сможет существенно повлиять на выздоровление погибающих от наркотиков россиян. Только тогда государственная антинаркотическая политика приведет к постепенному снижению числа больных наркоманией.