Профилактика зависимого и отклоняющегося поведения, как элемент воспитательной работы в ВУЗе

16.08.2021


Профилактика зависимого и отклоняющегося поведения,
как элемент воспитательной работы в ВУЗе

  • Квасников А.В., к.т.н., доц.,
    Председатель Совета по профилактике правонарушений и наркозависимости СПбГМТУ;
    kvasnikov1946@yandex.ru
  • Суслин А.Н., директор охранного предприятия «Патриот»

    При выборе содержания и формы учебно-воспитательного процесса в высшей школе, как правило, исходят из объективных потребностей общества или какого-либо его сегмента, оцениваемых соответствующими специалистами с той или иной степенью компетентности и ответственности. Задача формирования и развития личности также провозглашается, пока, правда, в чисто декларативном плане. В соответствии с правильно или ошибочно понимаемыми потребностями общества, предполагаемыми путями его развития и определяются направления подготовки специалистов, численность обучаемых, выделяемые ресурсы, содержание учебных планов, номенклатура и объем изучаемых дисциплин. Говоря обобщенно, содержание и технологии обучения с той или иной степенью адекватности отражают потребности общества. При этом сами обучающиеся рассматриваются как некий объект, «материал», «сырьё», «контингент», который должен быть доведен до тех или иных, отвечающих требованиям профессии, кондиций. Такая постановка вопроса экономически оправдана и, безусловно, будет сохраняться в обозримом будущем. 
    Между тем за последние 15 лет в нашей стране произошли серьёзные социально-экономические перемены, совпавшие по времени с глобальными изменениями в области геополитики, экономики, экологии, межцивилизационных отношений. Эти перемены не могли не оказать влияния на подрастающее поколение, влияния, во многом изменившего его облик. К сожалению, изменения эти не получили достаточно серьёзной оценки в силу ряда факторов:

  • смена приоритетов государственной политики и, как результат, резкое, в разы сократившееся финансирование науки и образования привели к тому, что эти отрасли вынуждены были ориентироваться в основном на задачи самосохранения, а не на общественные потребности, в частности, на мониторинг подрастающего поколения;
  • остановившийся процесс смены поколений в этих отраслях (в СПбГМТУ средний возраст доцентов больше 60-ти лет, а профессоров 70-ти) привел к тому, что, по словам академика Капицы «у нас деды учат внуков». Возраст, к сожалению, как правило приводит к консерватизму, снижению способности динамично реагировать на стремительно происходящие изменения;
  • увеличение объема, скорость распространения информации и темпы происходящих перемен привели к тому, что, по мнению социологов, биологическая смена поколений (20-25 лет) впервые в истории совпала с периодом смены господствующих технологий и уже отстаёт от социальной (10-15 лет), и в социальном плане мы учим уже не своих внуков, а правнуков. Круг интересов, используемые технические средства, язык, а в широком понимании культура, зачастую просто лежат в разных плоскостях, а учащиеся обладают иной, непонятной нам ментальностью,- продуктом иного мировоззрения и культуры.

    Многолетний опыт общения с большим контингентом студентов, как в области учебно-воспитательной, так и в организационной деятельности, работа в сфере создания и применения новых технологий обучения и воспитания, многочисленные дискуссии с коллегами о целях, содержании и формах работы со студентами приводят к выводу, что нам необходимо составить некий обобщённый портрет поколения, который позволит определить приоритетные задачи обучения и выбрать адекватные технологии. Возможно, такой портрет будет интересен и самим студентам, так как позволит увидеть себя со стороны, глазами старшего поколения.

    Начнем с демографических и медико-биологических показателей. Пик рождаемости в Российской Федерации пришелся на 1987г (приём 2004г), когда родилось 2,45 млн. детей. 
    Начавшиеся в стране экономические катаклизмы привели к уменьшению реальных доходов населения в 2,5-3 раза, сокращению занятости, неуверенности в будущем, стрессам и не могли не сказаться на рождаемости и здоровье подрастающего поколения. 
    С 1988г. рождаемость практически линейно убывала до 1999г. (приём 2016г.) составив 1,2 млн. и сохраняется до настоящего времени (2004г.приём 2021г.) на уровне 1,2- 1,25 млн. Следовательно, в ближайшие десять лет число потенциальных абитуриентов в силу только этой причины сократится как минимум вдвое. Среди рождающихся в последние годы детей, по оценке медиков, не более 10% могут считаться абсолютно здоровыми, 50% имеют врождённые патологии, а 40% относятся к группе риска. У 98% московских первоклассников в 2005 году отмечены различные формы неврозов. За первое полугодие того же года на уроках физкультуры умерли 6 школьников. 
    По данным МВД в 2005г. среди 28 млн. детей до 18 лет — 650 тыс. инвалидов, 700 тыс. сирот, 2 млн. не умеют читать и писать, 2,5 млн. не в состоянии освоить программу средней школы, 14 млн. воспитываются в неполных семьях. 
    Россия занимает первое место в мире по темпам распространения ВИЧ (1-1,5 млн. человек) 4-6 млн. детей употребляют наркотики, лидируем мы по потреблению алкоголя на душу населения (40,3г. чистого спирта в день) и по числу курящих (66% мужчин и 34% женщин). Всё это, без сомнения, также приведёт к количественному уменьшению и качественной деградации молодёжи.

    Возраст социализации наших студентов совпал со временем криминального беспредела 90х годов. Неуважение к закону, собственности государственной, общественной, частной, правам человека, заслугам, самой человеческой жизни с которыми общество сталкивалось на каждом шагу, не могли не оказать на них влияние, усилив в молодёжной среде антисоциальные проявления в виде преступности, проституции, работорговли, безнадзорности и т.д. Кризис социальной сферы привёл и к резкому падению качества образования. По международным данным некогда лучшие российские школьники по уровню математической подготовки занимают 29-ое место среди 41-ой страны, а по уровню владения родным языком 28-ое из 32-х. Только за 90-ые годы уровень интеллекта российской молодёжи снизился на 25 %. Нелицеприятные международные оценки полностью соответствуют отечественным. На международной конференции Антинарко-2005 сообщалось, что среди выпускников школ только 7% в состоянии анализировать и синтезировать информацию, ещё 7% потенциально способны к этому, а остальные 86% — только воспроизводить. Неспособность воспринимать информацию, представляемую в виде текста, неоднократно отмечавшаяся рядом авторов, в том числе и сотрудников ОНТО, приводит к невозможности формирования собственных абстрактных и зрительный представлений и образов. Используются только образы заимствованные, почерпнутые из различных, в первую очередь, телевизионных, видеорядов. Узкий круг и малый объём чтения приводит к обеднению языка- основного признака и инструмента национальной, социально-культурной и профессиональной самоидентификации. В результате мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда студенты просто не понимают, что им излагает на родном языке преподаватель. 
    Низкий уровень общей культуры и образования, социальный инфантилизм сочетаются с биологической акселерацией (57% детей до 18 лет имеют опыт сексуальных контактов) и вредными привычками (42% регулярно курят, 89% имеют опыт употребления алкоголя, 37% наркотиков, а 13% уже зависимость), высоким уровнем преступности (Регистрируется 150-160 тыс. преступлений несовершеннолетних). 
    В последние годы отмечается растущая политическая активность молодёжи. Если среди населения старше 25 лет являются или хотели бы являться членами какой-либо партии 9%, то среди молодёжи до 25 лет- 16%. При этом состояние стресса, в котором пребывает 70% населения России в политическом плане приводит к радикализации в первую очередь молодёжи, которой она свойственна и в силу особенностей возраста (скинхеды, нацболы, АКМ, радикальная партия…). 
    Политический радикализм, как реакция на социальные проблемы (невозможность получить хорошее образование, высокооплачиваемую работу, создать семью, приобрести жильё) соседствует с непрерывно растущей криминализацией молодёжи, темпы роста которой в разы опережают темпы роста общей криминализации общества, особенно в категории тяжких преступлений (убийств, грабежей, разбоев). 
    Помимо социального неблагополучия и резкого, демонстративного, имущественного расслоения, криминализация молодёжи активно стимулируется СМИ, популяризирующими и романтизирующими криминальную среду и культуру и ориентирующими молодёжь на материальный успех, не связанный с систематическим, квалифицированным трудом (выиграй, найди под крышкой пива, или в пачке сигарет, попади в шоу «дом 2», «голод», «последний герой», «деньги не пахнут»). Социологические опросы свидетельствуют о тотальном недоверии молодёжи к действующим политикам (кроме Путина и Жириновского) и политическим партиям. Чётко проявляется стремление к созданию собственных, молодёжных политических структур. Таким образом, в России к социальным, национальным, региональным конфликтам добавляется и конфликт поколений.

    Духовно-нравственный кризис, вызванный отказом от одной идеологии и отсутствием ясной, определенной и общественно-значимой альтернативы не мог не привести к смятению умов, особенно среди тех, кто привык следовать какой-либо устоявшейся, принимаемой большинством, системе взглядов или ещё не выработал собственную — т.е. опять-таки, в первую очередь в молодёжной среде. Собственный опыт также показывает молодёжи, что труд не является залогом, базой жизненного успеха. Правовая безнаказанность, фактическая амнистия противоправных действий имущественного плана, в том числе со стороны самого государства и его представителей, навязываемая идея о «всеобщности» антиобщественных проявлений (взяток, хищений, мошенничества) приводит к субъективной оценке антиобщественного поведения, как естественного, снимает не только социальные (страх перед законом), но и духовно-нравственные барьеры (угрызения совести). Молодой человек оказывается в мире, где по словам Достоевского: «всё можно», где любые средства хороши, если позволяют достичь успеха. Декларированная свобода выбора духовно-нравственных ценностей, как и любая свобода приемлема только для той категории людей, которые в состоянии сделать осознанный выбор на основании знаний, подвергнутых собственному анализу и взять на себя ответственность за последствия принятых решений, т.е. обладать культурой в широком понимании этого слова, как способа жизни, адекватного окружающему миру и самостоятельным мышлением. 
    Остальных, естественное для молодого человека стремление общаться со своими сверстниками в условиях морального вакуума и ситуации свёртывания общественно-значимых форм таких объединений (спортивных секций, кружков по интересам, творческих коллективов, молодёжных объединений и клубов), приводит к одной из форм зависимого поведения, при которой его поступки определяются не собственным разумом, а поведением кумиров, игрой, тем или иным психоактивным веществом. Именно такие формы девиантного поведения активно внедряются СМИ. 
    Возможно также объединение по простым и понятным признакам (национальности, вероисповеданию, месту жительства, моде, музыкальному стилю и т.д.). В этом случае, чем ниже уровень собственной культуры и самостоятельности, тем более примитивная модель поведения избирается и тем больше проявляется нетерпимость и изоляция от тех, кто не принадлежит избранной субкультуре, а правильнее говоря, избранной форме антикультуры.

    Какие выводы представляется возможным сделать из вышесказанного?

  • Изменения, происходящие в мире и стране требуют биологически, социально и духовно-нравственно здорового поколения, способного к самостоятельному мышлению в ситуации, когда главной ценностью становятся интеллект и культура, как способ выживания человечества. Тенденции эволюции нашей молодёжи прямо противоположны — биологически, социально и духовно-нравственно больное поколение, подвергающееся манипулированию сознанием и склонное к зависимому поведению. Перспектив ни у молодёжи, ни у страны, если эти тенденции не будут переломлены, нет. Молодёжная политика объективно стала приоритетом государственной политики, а не второстепенным элементом деградирующего социального комплекса, каковым она является в настоящее время;
  • Поколение, с которым предстоит работать иное, чем те, с которым мы имели дело раньше. Это поколение в значительной степени является продуктом того общества, которое мы так или иначе создавали (или не смогли препятствовать созданию). В негативном воздействии этого общества на молодёжь виноваты и мы, старшее поколение. Не учитывать особенности молодежи, значит оказаться не в состоянии выполнить задачу социального и духовно-нравственного воспроизводства, без которого страна обречена.
  • Формирование общественно-значимого мировоззрения- основа благополучия постиндустриального общества и его членов. Первый педагогический приоритет «выучить» должен быть заменён на «воспитать», а «выучить» трансформирован в «научить учиться».
  • Учебно-воспитательный процесс должен представлять собой единое целое, ориентированное на формирование человека, мировоззрение, культура которого адекватны окружающему миру, а профессиональная подготовка не только нынешнему состоянию сферы деятельности, но и динамике её развития. Это требует, в первую очередь, формирования самостоятельного мышления.
  • Содержание и форма учебно-воспитательного процесса на каждом этапе должны быть адекватными входному уровню подготовки контингента, его особенностям и требованиям учебного плана.
  • Вся профессиональная подготовка должна включать элементы воспитания, формирования самостоятельного мышления, а воспитание — профессиональной подготовки, как элементов единой системы формирования мировоззрения и культуры.
  • Участие студентов в самоуправлении, других формах жизни университета необходимо существенно расширить и рассматривать, как элемент системы формирования гражданского общества на базе общественно-значимого мировоззрения.

    Kонцепция воспитательной работы в кратком виде может быть представлена следующим образом: 
    Цель : Воспитание, как формирование культуры (ментальности, образа жизни) адекватной окружающему миру. Неприятие антикультуры. 
    Понимание мира, общества, человека, как многопараметровых нелинейных динамический систем.

Методы:

  1. Системность — как адекватность системному миру.
  2. Диалектичность — как адекватность динамичности и противоречивости.
  3. Комплексность — как адекватность многопараметровости.
  4. Непрерывность — как адекватность внутренней динамике уровнем и ступеням познания.
  5. Технологичность — как адекватность используемых методов индивиду и социуму.
  6. Обратная связь — как показатель эффективности работы системы.

    Результат: Подготовка, формирование и развитие биологически, социально, духовно-нравственно здоровой личности как базы материально, социально и духовно-нравственно здорового общества, формируемого на основе гуманистических общечеловеческих ценностей.

Матрица уровней и ступеней познания

  I
материальный
II
социальный
III Духовно-
нравственный
3
Исследование

Σ Выработка новых знаний

Исследования в области (I-1), (I-2) Исследования в области (II-1),(II-2) Исследования в области (III-1),(III-2)
2
Использование Конструирование
Компиляция

Σ Практика

Физкультура и спорт. Здоровый образ жизни. Самостоятельная экономическая деятельность. Профессиональная деятельность в сфере I. Профессиональная адаптация к информационному обществу. Адаптация к профессиональной деятельность. Студенческая биржа труда. Производственные практики. Повышение конкурентоспособности Участие в деятельности общественных организаций, Советов. Общественные работы. Волонтёрское движение. Экологическое движение. Самоуправление. Дружины. Борьба с коррупцией. Антинаркотическая деятельность. Анкетирование, социологические опросы. Дискуссионные клубы. Построение гражданского общества. Психологические тренинги. Студия психической культуры. Религиозная практика. Творческие коллективы. Художественное творчество. Дискуссионные клубы. Экология, как идеология выживания. Элитарность, как независимое самосознание. Борьба с антикультурой. Гуманизм.
1
Потребление

Σ Обучение

Биология, физкультура, экономика, естественно-научные дисциплины, инженерно-технические дисциплины, экология, родной и иностранный языки, дополнительные программы. Граждановедение, право, социология, история, безопасность жизнедеятельности, экология, этикет, логика, риторика, дополнительные программы. Психология, религия, идеология, культурология, этика, эстетика, филология, искусствоведение, философия, экология, дополнительные программы.

Перечень основных тем, затрагиваемых в
процессе учебно-воспитательной работы

  Материально-
экономический
Социально-
государственный
Духовно-
нравственный
Житель Земли

Мир как система

Экологическая ситуация в мире. Ресурсы. Информация как ресурс. Демографическая ситуация в мире. Экономические модели, основные эконом. Понятия (деньги, акции, инвестиции и т.д.). Товарно-денежная цивилизация. Информационная индустрия. Золотой миллиард. Глобализация и антиглобализм. Страна, государство, власть. Модели государственного устройства. Функции государства. Демократия и авторитаризм. Вид производства и форма гос. устройства. Индекс человеческого развития. Гражданское общество, правовое государство. Право. Закон. Справедливость. СМИ. Свобода слова. Манипуляция сознанием. Цивилизация, религия. Ментальность. Индивидуализм и коллективизм. Цивилизационные противоречия. Конфессиональные противоречия. Реклама. Мода. Мода и стиль. Общество потребления и постиндустриальное общество. Культура как база и регулятор свободы. Антикультура. Массовая культура. ПАВ как субкультура. Молодёжная субкультура. Элитарность.Гуманизм.
Гражданин РФ

РФ как система

Особенности географии, климата. Ресурсы, производство. Экономика в различные исторические периоды. Основные характеристики современной экономики. Налоговая система. Демография. ПАВ как товар. Экология. Добыча и восстановление ресурсов. Моря и реки России. Возможные пути развития. Различные модели гос. устройства в истории РФ. Национальный состав. Понятие Федерации. Национальные и региональные особенности. Органы власти и правовая система. Основные институты государства и государственное устройство. Молодёжная политика. Экономическая модель. Основные конфессии РФ. Язык, как основной механизм и признак самоидентификации (этнической, культурной, социальной). Особенности ментальности и культуры народов РФ. Духовная безопасность общества. Национальные и конфессиональные конфликты. Стрессы и психическое здоровье нации. Экстремизм и терроризм. Виды и формирования зависимостей.
Житель С-Пб

С-Пб как система

С-Пб как Евразийский город. Культурно-образовательный центр. Инфраструктура СПб. Структура промышленности. Возможные пути развития. С-Пб как субъект РФ. Многонациональный, поликультурный город. Роль С-Пб как столицы России, Ленинград в ВОВ. Роль С-Пб в развитии России. Поликонфессиональность. Полиментальность. Поликультурность. Мыслители, художники, учёные. Город- музей. Петербургский стиль.
Специалист
Флот, корабль как системы и их влияние на системы более высокого уровня.
Судостроение и флот в судьбе России. Судостроение и флот С-Пб. Судостроительная промышленность С-Пб. Наука, проектные организации. Уровень отечественного судпрома. Судостроение как градообразующий элемент С-Пб. История и формы организации суд. пром. в С-Пб. Судосроительная столица России. Флот, корабль как системы. Экологические аспекты эксплуатации флота. Экологические катастрофы. ВМФ и применение оружия ВМФ. Влияние объектов судостроения на мир как систему.

    Заложенные в концепции подходы позволили системно проанализировать работу осуществлявшуюся в ВУЗе по различным направлениям воспитательной деятельности, в том числе и по профилактике отклоняющегося и зависимого поведения, внести необходимые коррективы и дополнения. 
    Благодаря поддержке Правительства Санкт-Петербурга удалось включить внебюджетный контингент в Программу, что раньше не удавалось делать т.к. существующее законодательство не позволяет использовать бюджетные средства для оздоровительных мероприятий с внебюджетными студентами. Между тем проблемы, актуальные для студенческой молодежи в целом особенно актуальны именно для этого контингента. По данным московского нарколога Данилина, уровень наркотизации прямо связан с уровнем доходов. Наша практика подтверждает это в полной мере, особенно для иногородних внебюджетных студентов, располагающих значительными средствами и оторванных от дома. 
    Профилактика зависимого и отклоняющегося поведения в местах компактного проживания студентов стала одним из приоритетных направлений нашей деятельности в настоящее время. 
    Социологические исследования контингента широко осуществляющегося в вузе в последние два года показывают, что социальный портрет поступающей к нам молодёжи претерпевает определённые изменения каждый год и учёт этого обстоятельства необходим для оптимизации методических подходов. 
    Информационная часть программы дополнена нами лекциями по культуре питания, призванными как уменьшать риск немедицинского применения стимулирующих препаратов так и профилактировать заболевания кишечно-желудочного тракта, широко распространённые среди наших студентов. 
    Лекции по правовым аспектам оборота психоактивных веществ направлены на разрушение созданного СМИ мифа о том, что употреблять или не употреблять наркотики- личное дело каждого, а ответственность за их употребление отсутствует. 
    Информационный блок усилен дополнительными раздаточными материалами: справочником студента, памяткой по безопасности. 
    В сфере практической деятельности по формированию социально-позитивной среды следует особо отметить создание службы психолого-педагогического сопровождения (ППС) в общежитиях. Подобная служба существует и на базе учебного корпуса, однако наибольшее число обращений отмечается именно в общежитии, что естественно, т.к. именно студенты, проживающие в общежитии, лишены возможности обратиться за помощью к родителям, старшим товарищам. Мы считаем необходимым особо отметить, что служба ППС работает в тесном контакте со службой охраны, осуществляющей мониторинг отклоняющегося поведения наших студентов и случаев применения ими ПАВ, профилактируя возможные последствия такого поведения. 
    Служба ППС тесно взаимодействует и со студенческими Советами. Обращения студенческого совета с просьбой провести специальный тренинг по повышению эффективности своей работы, и сплоченности коллектива мы расцениваем как признание пользы такого взаимодействия. 
    В то же время наших усилий в области реализации социально-позитивной активности студентов явно недостаточно. Студенческая дружина правопорядка отсутствует, идет только экспертиза правовой базы ее деятельности, несмотря на то, что студенты неоднократно высказывались в пользу такой структуры. 
    Спортивная деятельность в общежитии совершенно недостаточна, у студентов нет возможности заниматься физической культурой в своем доме и бесплатно. 
    Мы никак не работаем с территорией на которой расположены общежития, хотя наши студенты, в первую очередь юристы и социологи могли бы принимать участие в волонтёрской деятельности. 
    Создаваемый в общежитии кинотеатр позволит приобщить студентов к классике мирового кино, формировать у них эстетические взгляды на базе высокого искусства, а не поп-культуры. 
    В то же время мы никак не работаем с клубами, где, нравится нам это или не нравится, наши студенты проводят время и заимствуют там не лучшие образы поведения. 
    Санаторий-профилакторий должен стать не только местом оздоровления студентов, но и базой для формирования навыков здорового образа жизни. 
    Мы считаем необходимым усилить контроль за состоянием здоровья студентов, в том числе, учитывая характер ВУЗа, наличие факультета Военно-морской подготовки, сложность и опасность создаваемых объектов, и медицинский контроль употребления ПАВ. 
    В сфере научной деятельности наши студенты ежегодно пишут десятки рефератов по тематике, связанной с зависимым и отклоняющимся поведением, однако конкурс нами пока не проводится, и лучшие работы широко не освещаются. 
    В организационном плане нами наработан определенный опыт сотрудничества государственных, общественных и коммерческих организаций, привлечения бюджетных средств, грантов. 
    Мы работаем со специалистами самого высокого уровня, круг которых постоянно расширяется, имеющими множество публикаций и хорошо известных в городе, а самое главное заинтересованных в успехе дела, которым они посвятили свою жизнь. 
    Нам хотелось бы надеяться, что наши усилия будут поддержаны, мы сможем продолжить деятельность в этом направлении и готовы делится имеющимся у нас опытом со всеми желающими.