Я – наркоман
13.02.2021
Поскольку проблема наркотиков превратилась в главную общественную проблему, все оказались вынужденными принять какую-то точку зрения. Большинство с легкостью идентифицирует себя с теми, кто наркотики не употребляет. И далее придерживается выбранного курса, что логично, учитывая то внимание, которое уделяется данной теме в обществе.
Но для значительной группы населения все складывается совсем по-другому. Они употребляли наркотики, и знают об этом. Они знают, какое представление о наркотиках бытует у окружающих. Это одна из важнейших проблем общества. И они сами становятся одной из важнейших проблем общества. Заглядывая в зеркало, они спрашивают: кто мы? И получают ясный ответ: наркоманы или бывшие наркоманы.
В этой ситуации у них есть несколько возможностей. Например, принять это всерьез и начать играть предложенную роль. Мы не говорим, что они обязательно должны продолжать принимать наркотики. Они могут быть завязавшими наркоманами или теми, кто бросил наркотики, но время от времени срывается. Все равно наркомания, хотя бы и оставшаяся в прошлом, будет мрачной тенью ложиться на всю жизнь человека. Другая возможность – понимать употребление наркотиков как общественную реальность. В представлении общества наркотики – исключительно сильнодействующие вещества. Они вызывают зависимость, в их силах сделать человека своим пленником. При наличии такого господствующего мнения неудивительно, что те, кто рискуют, попадают в плен. Некоторые люди действительно становятся рабами наркотиков.
Формулировка «становиться рабом» выбрана очень предусмотрительно. Человек и впрямь кем-то становится. Расплывчатое и запутанное представление о своем «я», которое человек силится сформулировать, внезапно обретает ясность. Как пророк мог накликать беду своими пророчествами, так и названный наркоманом человек получает от общества свою личность. Наркоман. В каком то смысле можно вздохнуть с облегчением. Человеку удалось получить ответ на вопрос, который философы назвали бы экзистенциальным: кто я есть?
К этому стоит добавить: не только наркотики, но и конфликт с обществом обретает особое значение. Не только для властей эти молодые изгои представляют собой удобных врагов. Правило работает и в противоположном направлении – власти представляют собой удобного врага для молодых изгоев. Они помогают им объединиться для совместного противодействия властям. Как борьба с наркоманами и наркоманией мобилизует государственный аппарат на несвойственные ему в обычное время подвиги, так и государственный аппарат мобилизующе действует на наркоманов и отвлекает их от других проблем.Предпринимаемые органами контроля меры развивают хитрость и находчивость у тех, против кого они направлены. Чтобы заполучить наркотик, необходимо постараться, это работа, которая наполняет смыслом дни, в противном случае оставшиеся бы пустыми. Люди, у которых есть проблемы с алкоголем, часто говорят об алкоголе, даже в периоды трезвости. Люди, имеющие проблемы с наркотиками, много говорят о наркотиках. Наркотики становятся смыслом жизни и в то же время связующим звеном внутри маленького сообщества наркоманов. Так образуется саморазвивающаяся система противостояния, выгодная обеим сторонам. Самые бесправные группы молодежи ходят как живые – пока живые – доказательства опасностей наркомании, оправдывая суровую антинаркотическую политику. В то же время все эти суровые меры способствуют еще большему сплочению этой группы, как бы бросают вызов этим людям и придают смысл их жизни.