Руководителям муниципальных органов управления образованием
Директорам учреждений начального профессионального образования
Сегодня цель школьного образования состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академической программы школьник должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества, эмпатии и уважения точки зрения оппонента. Школьные психологи совместно с педагогами способны обеспечить адекватную возрасту программу личностного развития каждого учащегося. При этом понятия «личностный рост», «социальная компетентность» включают и проведение занятий, направленных на первичную профилактику зависимости от психоактивных веществ. От социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье. Анализ информации о внедрении и использовании превентивных образовательных программ в образовательных учреждениях Новгородской области, проведенный в 2005 году, показал наличие целого ряда проблем, как организационного, так и содержательного плана. А именно:
- бессистемная реализация программ, т.е. ведется не весь образовательный курс, предусмотренный программой, а используются только элементы программы по усмотрению классного руководителя.
- отсутствие утвержденных программ, имеющих фактические изменения в их содержании, тематического планирования занятий, журналов ведения занятий со списком группы, данных диагностических исследований.
- большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. Так, из всех учителей-предметников и классных руководителей ОУ, реализующих профилактические программы, только 17% (по данным МОУО) имеют специальную подготовку для работы с подростками по заданной тематике.
Следует помнить, что первичная профилактика наркомании преследует, прежде всего, воспитательные задачи. Это помощь в сохранении здоровья, а не в доказательствах вредных последствий употребления ПАВ. Поэтому главной и конечной целью первичной профилактики является развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.
Целью профилактических программ является профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни.
Задачи профилактических программ:
- Дать школьникам объективную информацию о действии наркотических веществ на организм.
- Выработать устойчивую психологическую защиту от патологических искушений.
- Выработать навыки решения сложных задач своего развития.
- Выработать определенные поведенческие навыки, облегчающие следование по пути здорового образа жизни.
Принципы работы по профилактическим программам.
- профилактическая программа, реализуемая в ОУ, должна быть ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
- занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего. Это могут быть тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
- весь курс должен быть коротким, но интенсивным, не увеличивающим и без того огромную учебную нагрузку детей и подростков;
- содержание предлагаемых программ может реализовываться: в ходе образовательного процесса интегрировано через предметы федерального компонента, предметы регионального (национально — регионального) компонента, предметы и курсы школьного компонента.
- возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
- работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.
Примерная схема внедрения превентивных образовательных программ в ОУ.1. Проведение педагогического совета школы
, на котором утверждается концепция воспитательно — профилактической работы школы.
Для подготовки данного вопроса на педагогический совет могут быть приглашены специалисты психологической службы школы, центра ППМС или ГОУ НОЦПМСС с целью предварительного анализа ситуации и определения наиболее подходящей превентивной образовательной программы.
2. Подготовка приказа, в котором указывается:
- закрепление ответственных лиц за реализацию профилактической программы в ОУ;
- формы реализации содержания программ (в рамках учебного плана, на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность);
- количество и категория классов;
- размер материального стимулирования;
3. Проведение родительского собрания
участников профилактической образовательной программы с целью информирования о содержании, целях и задачах, формах и методах внедряемой программы, а так же ожидаемого результата. Оформление протокола родительского собрания с подписями родителей о согласии на участие их детей в данной программе (или в другой форме) и на компенсацию необходимых расходов при приобретении дополнительной литературы (по необходимости). (Приложение 1).
4. Решение вопроса о необходимости и формах психологического сопровождения (см. Приложение 2).5. Подготовка учебно — методического обеспечения, включающего в себя:
- Текст программы;
- Тематическое планирование (приложение 3).
- Методические пособия для педагогов (рабочие тетради для детей и родителей в зависимости от их наличия/отсутствия в программе)
Базовый текст программы может быть представлен в следующих видах:
- Рекомендованная (допущенная, одобренная) минобрнауки (минобразования) РФ для реализации в ОУ.
- Скорректированная программа, исходя из условий ОУ.
Такого рода программа должна быть рассмотрена на районном МО специалистов, занимающихся данной проблемой (педагоги-психологи, социальные педагоги), педагогическом совете школы и утверждена руководителем ОУ или заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
- Авторская. Статус авторской присваивается областным экспертным советом.
6. Реализация программы предполагает:
1)
Наличие журнала со списком группы и записями о проведении каждого занятия, а так же отметками о количестве детей присутствующих на каждом занятии. В качестве журнала можно использовать:
- Стандартный классный журнал, если программа реализуется через интеграцию в учебные предметы.
- Журнал для кружковой работы, факультативных занятий или дополнительного образования.
- Тетрадь, оформленную по вышеуказанным типам.
2) Наличие диагностических данных по детям, участникам целевой группы как до (психологическая и педагогическая диагностика, анкеты, тестирование), так и после прохождения очередного цикла программы (например, на начало и на конец учебного года). Анкетирование проводит специалист, реализующий программу (педагогическая диагностика) или специалист, осуществляющий психологическое сопровождение программы. Содержание анкет подбирается в зависимости от целей программы (Приложение 4).
7. В конце учебного курса проводится опрос учащихся
(анкетирование, тестирование — в зависимости от целей программы) и пишется анализ эффективности выбранной программы (Приложение 5)
Оценка эффективности выбранной программы может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, т.к. позиция участника такого рода программы в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Критериями успешности являются:
1)
Для ребенка:
- эмоциональное удовлетворение от занятий.
- изменение эмоционального баланса в целом с преобладание положительных чувств и переживаний.
- получение навыков, способствующих безопасному и конструктивному взаимодействию с другими людьми.
- получение знаний, позволяющих делать правильный выбор.
2) Для специалиста, реализующего программу:
- достижение поставленных в программе целей.
3) Для родителей:
- степень удовлетворенности их запроса
- особенности осознания ими проблем ребенка и стоящей перед ними воспитательной задачи.
8. Результаты программы за год
представляются на педагогическом совете школы и родительском собрании участников программы. Составляется перспективное планирование на следующий год, исходя из полученных результатов.
|