Специальный выпуск журнала СПб Университета о семинаре 15 сентября 2006

25.05.2022

 

ecadСеминар
   «Роль органов управления
          образованием в наркопрофилактике»

Г.В.Зазулин, доцент кафедры конфликтологии факультета философии и политологии СПбГУ :Роль органов управления образованием в наркопрофилактике является ключевым моментом нашей встречи. Год назад сразу из трех министерств всем субъектам наркопрофилактики было спущено письмо, которое прописывает взаимодействие МВД, ФСКН и Министерства образования. Мне интересно, насколько оно реализуется в жизни. В пункте 1.1.этого письма сказано, что необходимо делать по недопущению проблем, связанных с наркотиками. Что делают органы управления образованием? Там указано – выявлять, учитывать и не допускать развития наркозависимости. Это работает или нет? Потом родилось и такое название: вторичная профилактика наркозависимости в образовательных учреждениях. Я поясняю, что имеется в виду – работа с учащимися. Моя позиция заключается в том, что знакомство ребенка с наркотиками и формирование его как будущего наркомана, происходит именно в школе. Превращение человека в наркозависимого очень индивидуально – оно может происходить от месяца до нескольких лет. В большинстве случаев, школьник, потребляющий наркотики еще не наркозависим. Все с чем мы можем столкнуться в школе ? это подростки, экспериментирующие или находящиеся в начале наркокарьеры. Кто обязан контролировать и знать, что с этими школьниками происходит дальше, как складываются их жизни. Только таким образом мы узнаем, насколько хорошо работает наша система школьной профилактики наркомании.

15 сентября 2006 г. на философском факультете СПбГУ 
состоялся международный семинар ECAD «Школьная политика в отношении наркотиков. Какова роль органов управления образованием?». Тема вызвала живой интерес и собрала за одним столом специалистов различного профиля из 20 городов России. 
Согласно статистике, собранной ECAD, от 1% до 40% школьников 15-16 лет хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. В Москве, например, этот показатель равняется 22%, в Латвии — 17%, в Дании — 23%, в Великобритании — 38%. В российских регионах ситуация хуже, чем в столице. Так, по данным лаборатории по профилактике наркомании Карельского педагогического университета, к старшим классам школы наркотики хотя бы раз в жизни пробует каждый третий подросток. Большинство ограничиваются единичным случаем. Но от 20% до 30% предпочтут пробовать наркотики эпизодически, а там – рукой подать до формирования зависимости. Получается, что истоки проблемы возникают еще в школе, и именно на школьном уровне профилактика наркомании была бы наиболее эффективна. 

До сих пор вся школьная антинаркотическая политика основывалась на Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, подготовленной Минобразования России еще в 2000 году. В ней были не только определены понятия антинаркотической профилактики, но и указаны те, кто должен этой профилактикой заниматься — воспитатели, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги. Но возникла проблема выбора метода. Агитки и плакаты против наркотиков, развешанные на школьных стенах, почти не дают результата, а новые технологии, уберегающие детей от наркотической зависимости, в России практически не освоены.

доклад 
Профилактика наркозависимости в школьной среде 
Именно школьная среда является основной ареной профилактики наркозависимости, потому что именно там наши дети находятся целыми днями. 

Стаффан Хюбинетт 
«Школа без наркотиков» 
Школа представляет собой значительное поле для антинаркотической деятельности. Школа также важна в плане раннего раскрытия и контрреакции на эксперименты с наркотиками и их злоупотребление. С помощью малых и сравнительно небольших средств школа может улучшить свои методы борьбы. 

доклад 
Вторичная профилактика наркозависимости в образовательной среде Санкт-Петербурга 
Система наркопрофилактики, которая существует в Петербурге, в целом близка другим регионам, но имеет свою специфику. Петербург — большой город, состоящий из 18 районов. В каждом районе есть психологический центр, подчиняющийся системе образования. 

Мифы о наркотиках 
«Самым большим мифом является убеждение, что наркоманами становятся только люди с определенным складом личности. Но исследования установили, что «наркоманической личности» нет. 

доклад 
Наркомания – проблема души 
Шведские коллеги расширили тему нашего обсуждения. Для того чтобы решать, что должна делать школа, нужно для начала понять саму проблему: что такое наркомания и как с этим бороться. На мой взгляд, сегодня самая большая проблема заключается в том, что мы не правильно понимаем процесс становления наркомана. 

доклад 
Воспитательная миссия школы и ее кадровые проблемы 
Значительная часть жизни подростков приходится на школу. И, к сожалению, риск первого потребления наркотиков чаще всего наиболее высок именно в школе. 

мнения экспертов 
Массовые обследования детей наркологами: 
В казанских школах проведен эксперимент по медицинскому тестированию школьников на предмет потребления наркотических средств. Были затрачены большие деньги, из 2 тыс. обследованных школьников было выявлено 25 потребляющих наркотики. Подобная форма работы, наверное, должна иметь место, если бы не одно «но». 

опыт регионов 
Опыт специалиста 
Для того чтобы внедрять новые методы профилактики, нужно, прежде всего, убедить директоров школ в необходимости серьезной борьбы с наркотиками. 

точка зрения 
Либерализму — нет, профессионализму — да! 
Мы должны мобилизовать усилия против теории о том, что наркотики нужно пустить в свободное обращение. 

предложения 
Предложения по изменению Концепции профилактики ПАВ в образовательной среде 
Все мы помним школьные чудесные годы, первого учителя, то теплое и на всю жизнь запомнившееся чувство по отношению к начальной школе. И тут же перед нами встает вопрос – будет ли что вспомнить ученикам младших классов сегодня? 

официальный отдел 
Роль органов управления образованием в борьбе с наркоугрозой. 
Наши предложения.
 

Действующая Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (2000) не столь хороша, как это кажется многим. 

Об организации работы по предупреждению
и пресечению правонарушений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков,
в образовательных учреждениях”
 
ПИСЬМО Минобрнауки России, МВД России, ФСКН России от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 

говорят участники семинара 
РЕЗОЛЮЦИЯ 
научно-практического семинара «Новое понимание “профилактики наркомании” – новые возможности борьбы с наркоугрозой», организованного профсоюзным комитетом студентов и аспирантов Санкт-Петербургского Государственного Университета при поддержке Международного центра антинаркотической политики СПбГУ / ECAD

по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»»  //  спецвыпуск от 10 декабря 2006 года