«Школа в законе» Интервью в ежемесячном журнале «Нарконет», ноябрь 2009 года, №11 (59)

28.02.2021

Георгий Валильевич Зазулин
 
Георгий Валильевич Зазулин
профессор кафедры СЗ ИПК ФСКН России, 
доцент кафедры конфликтологии и докторант 
факультета философии и политологии СПбГУ, 
представитель ECAD в России 
кандидат юридических наук

ШКОЛА В ЗАКОНЕ

Во многих школах о наркотиках стараются не упоминать, и хранят тайну о своих наркоманах как зеницу ока. Но, умалчивая о проблеме, нельзя ее решить. Наш корреспондент задает вопросы человеку, не первый год изучающему антинаркотическую политику, доценту кафедры конфликтологии философского факультета СПбГУ, представителю международной общественной организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD) в России Георгию Зазулину.

Георгий Васильевич, не могу забыть одной истории: однажды на бесплатную анонимную консультацию пришли муж и жена (оба врачи) и привели свою двенадцатилетнюю дочку, чтобы проверить, не употребляет ли она наркотики. Девочка была послушной, училась неплохо, занятия не пропускала. Правда, задерживалась иногда, но ночевала дома. И все же что-то в ее поведении настораживало… Через два с лишним часа выяснений девочка расплакалась и сказала: «Я год колюсь первитином и продаю себя, чтобы получить дозу». 
Почему же школы молчат и ничего не предпринимают?

Корни проблемы как всегда находятся в прошлом. В конце 1990-х годов в России вошел в моду героин и, конечно, незамедлительно добрался до учебных заведений. Было зафиксировано много смертных случаев от передозировок среди учащихся. В то время только-только начали заниматься проблемой наркомании в школе. Правда, выбрали не самый верный путь. В 1999 году по инициативе Министерства образования состоялась первая Всероссийская конференция по профилактике наркомании в образовательных учреждениях. На ней был взят крен в сторону здравоохранения: ученик, потребляющий нарковещества — больной. Правильно тогда заметил один профессор из Белгорода: «Я очень удивлен отсутствием на конференции людей в погонах». Меня это тоже поразило, ведь наркотики имеют криминальную природу. Хотя наркотики запрещены, они все равно появляются, как из воздуха, а с ними появляются деньги. И как же могут преподаватели остановить ученика, распространяющего препараты в своей среде? Кем вы его остановите? Чем? Этот вопрос просто повис, потому что зал был настроен на то, что наркомания — просто заболевание, как например туберкулез. Медикализация проблемы в образовательной среде, то есть одностороннее рассмотрение явления в качестве сугубо медицинского,- это не выход, а Министерство образования качнулось именно в эту сторону.

Вы говорите, что надо ждать, пока начнет меняться законодательство. Но проблема школьной наркомании есть уже сегодня. Практически не уделяется внимания работе с девиантными подростками — потенциальными наркоманами. Может, в школах нужен отдельный специалист?

Он, естественно, нужен, но не в каждой школе, а на уровне субъекта Федерации.

Но ведь тяжело уследить за всем сразу. Полезна ли будет для конкретных школ работа одного специалиста?

Я в этом уверен. Этот человек не будет пропускать случаи передозировок, не станет молчать, если узнает, что учащийся такой-то школы засветился как потребитель наркотиков. Он начнет рассказывать о существующей проблеме в СМИ, чего, по вашим словам, сегодня не хватает. Он займется проведением расследований по каждому наркозависимому школьнику, абитуриенту, призывнику и выяснит, когда и в каком учебном заведении тот впервые начал потреблять наркотики. Тогда постепенно накопится фактура по школам. Да, восстановление всей информации по наркотикам в школе будет идти с опозданием, но к тому времени, как мы сможем найти взаимосвязи, подготовить статистические данные, директора еще не успеют поменяться. Тогда уже им можно будет сказать: «Милейший, посмотрите, оказывается, вот этот у вас 4 года назад пробовал наркотики, вот этот 3, этот 2. Что, сейчас никто не пробуют? Нам надо ждать, пока они через 2-3 года засветятся и скажут нам об этом?». Директора засуетятся и сами начнут бороться с проблемой. Им деваться будет некуда, так как специалист — человек при власти. А вот если он будет сотрудником школы… зависимость от директора, который ему зарплату дает, не позволит ему работать принципиально и объективно.

Как, по вашему мнению, стоит подойти к решению проблемы?

Как минимум, чтобы что-то сдвинулось, надо заключить договор о совместных действиях между органами образования, здравоохранения и силовыми структурами.

Как вы считаете, пока такие договора не вошли в моду школы в этой ситуации могут выстоять против наркотиков?

В школах есть три силы, от которых зависит судьба учеников: педагогический коллектив, ядром которого по этой проблеме выступает заместитель директора по воспитательной работе, родительский комитет и ученический актив из старшеклассников. Вот им-то и следует объединиться, чтоб выработать свою школьную политику в отношении наркотиков.

На что школе опираться в своем законотворчестве?

В 1998 году вступил в силу Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в 40 статье которого был прописан прямой запрет потребления наркотиков без назначения врача. Но зафиксировать его, на мой взгляд, надо было в Конституции страны. Ее в школах все-таки изучают, а значит, ученики и учителя узнали бы, что наркотики в нашей стране нельзя не только приобретать или хранить, но и потреблять. К сожалению, пока в ней нет графы о запрете потребления наркотиков. Зато прописано, что каждый имеет право на образование, так что какой-нибудь директор может запросто сказать: «Нельзя же выгонять человека за какое-то, может быть, временное увлечение», — и гордо считать себя защитником прав человека.

Есть ли какие-нибудь документы для систематизации деятельности по борьбе с наркотиками в школах?

В 2000 году увидела свет «Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде». Ошибочность этой стратегии прямо в названии: термин «психоактивные вещества» собирает под одной крышей чай-кофе и кокаин-героин. Он работает не на констатацию или повышение опасности того, что действительно опасно, а на понижение. В первые пару лет она, конечно, была нужна. Но прошло уже практически 10 лет, а мы все по ней живем.

У вас есть варианты для ее реформирования?

Можно начать хотя бы с того, чтобы разделить ее на две. Сделать отдельно «Концепцию противодействия курению и алкоголизму (токсикомании) в образовательной среде», и отдельно «Концепцию раннего выявления наркопотребителей в образовательных учреждениях и раннего вмешательства, не допускающего формирование зависимости». Такой подход заставил бы директоров школ не путать борьбу с курением табака и противодействие участию учеников в незаконном обороте наркотиков, раздельно отчитываться о проделанной в данных областях работе.

Существуют ли в других странах прямые запреты потребления наркотиков, и где они прописаны?

В Турции существуют. Причем именно так, как я бы хотел, чтоб было у нас: в Конституции. Я вам даже сейчас переведу оттуда 58 статью: «Государство должно предпринять все необходимые меры для ограждения молодых людей от потребления алкоголя, незаконных наркотиков, вовлечения в преступную деятельность, азартных игр, неграмотности и прочих вредных привычек». Если б у нас ввели такое дополнение в Конституцию, тогда можно было бы обращаться и в администрацию президента, и в Конституционный суд с просьбой обязать Министерство образования сформировать алгоритм защиты школьной среды от распространения наркомании.

Интервью взяла Кристина Малянтович.
Впервые опубликовано в журнале «Нарконет», №11. 2009 год.