КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

21.08.2022


Администрация  Новгородской  области 
Отдел  координации  региональной  антинаркотической  политики 

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

( КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ )

 

Одобрена решением областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 25.04.2002 № 2б-в

О Г Л А В Л Е Н И Е
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПРИОРИТЕТЫ
1. Общие положения

  1.1   Концепция государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в области (далее — Концепция) определяет цели, задачи, структуру, содержание и основные направления деятельности органов исполнительной власти области, а также предусматривает цели, задачи, структуру, содержание и основные направления деятельности территориальных органов федеральных органов власти и органов местного самоуправления области, организаций в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, лечения, социально-медицинской реабилитации больных наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом) и противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. 

  1.2   Концепция является рекомендательной теоретико-методической базой для разработки и реализации на территории области целевых программ противодействия наркомании, а также методик профилактики наркомании (токсикомании, алкоголизма), социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации больных наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом). 

  1.3   Концепция исходит из: 
   —   констатации неразрывной связи антинаркотической политики и социальной политики государства (в том числе, молодежной, образовательной) и их взаимообусловленности в плане перспектив реализации; 
   —   понимания антинаркотического воспитания как неотъемлемой составной части общей системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания; 
   —   понимания злоупотребления алкоголем, табакокурения как объективной предпосылки формирования и развития наркотической (токсикоманической) зависимости. 

2. Понятие государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. 

  2.1   Под государственной политикой в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (государственной антинаркотической политикой) понимается совокупность мер воспитательно-педагогического, медицинского, нормативного правового, социально-экономического и организационно-управленческого характера, направленных на решение проблем, связанных со злоупотреблением наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконным оборотом. 

3. Цели и задачи государственной антинаркотической политики в области. 

  3.1   Целью государственной антинаркотической политики в области является утверждение в обществе здорового и безопасного образа жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих (альтернативных наркомании, токсикомании, алкоголизму) ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону. 

  3.2   Задачами государственной антинаркотической политики в области являются: 

  3.2.1   Формирование негативного общественного мнения в отношении злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами. 

  3.2.2   Сокращение спроса на наркотики, токсикоманические вещества, а также на алкоголь и табак. 

  3.2.3   Уменьшение числа лиц, больных наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом), обеспечение их активного лечения, социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения. 

  3.2.4   Снижение преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 

4. Генеральная стратегия и приоритеты государственной антинаркотической политики в области 

  4.1   В качестве генеральной стратегии государственной антинаркотической политики в Новгородской области избирается стратегия, направленная на сокращение спроса на наркотики, осуществляемая методами активной профилактики. 

  4.2   Приоритетами государственной антинаркотической политики в области являются: 

  4.2.1   В сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами, заболевания наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом) и наркопреступности: 
    духовно-нравственное (ценностно-ориентированное, альтернативное наркомании) воспитание граждан, прежде всего молодежи; 
    создание условий для обеспечения трудовой и досуговой занятости детей, подростков и молодежи; 
    организация «уличной» социальной работы с детьми и подростками «группы риска»; 
    обеспечение раннего выявления потребителей психоактивных веществ и принятие своевременных мер по прерыванию химической зависимости. 

  4.2.2   В сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: борьба с организованными группами изготовителей и распространителей наркотиков (сбытчиками), а также совершенствование кадрового и материально-технического обеспечения органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков области. 

  4.2.3   В сфере нормативного правового обеспечения антинаркотической политики: совершенствование областного законодательства (а также федерального — через законодательные инициативы областной Думы), направленного на повышение ответственности руководителей (собственников) социальных, культурно-досуговых и образовательных учреждений за распространение (употребление) наркотических средств, табакокурение в стенах (на территории) указанных учреждений; усиление ответственности за незаконное предпринимательство в сфере производства алкогольной продукции, включая самогоноварение; принятие мер, направленных на запрет всех видов рекламы спиртных напитков, пива и табака. 

  4.2.4   В сфере оказания медицинской помощи больным наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, их социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации: создание целостной системы лечения и реабилитации указанных лиц, включая организацию реабилитационных центров, с использованием в том числе православных храмов и монастырей, а также храмов других традиционных конфессий, законно действующих на территории области, для духовно-психологической и трудовой реабилитации лиц, зависимых от наркотиков, токсикоманических веществ и алкоголя, с привлечением общественности. 

  4.2.5   В сфере информационного и научно-методического обеспечения антинаркотической политики: создание единой компьютерной системы информационного взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности (САНД) областного и муниципального уровней, оптимизация информационных потоков в данной сфере; координация научно-методической деятельности САНД в целях исключения параллелизма в работе и объединения усилий разработчиков методических материалов; создание необходимого (достаточного) банка учебной, методической литературы, кино-, видео- и иной продукции по вопросам антинаркотического воспитания в каждом социальном, культурно-досуговом и образовательном учреждении области; разработка и внедрение дифференцированных методик духовно (ценностно)-ориентированной модели профилактики зависимости от психоактивных веществ. 

  4.2.6   В сфере кадрового обеспечения антинаркотической политики: 
    подготовка достаточного (удовлетворяющего потребности области) количества квалифицированных специалистов в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения, лечения и реабилитации больных, противодействия незаконному обороту наркотиков, а также представителей общественности — в первую очередь, родителей и волонтеров из числа молодежи; 
    создание действенного механизма материального и морального поощрения соответствующих специалистов и представителей общественности, работающих в данной сфере. 

  4.2.7   В сфере финансового и материально-технического обеспечения антинаркотической политики: 
    введение целевого фиксированного финансирования областной и муниципальных программ противодействия наркомании в размере не менее 0,2 процента расходной части консолидированного бюджета области; 
    выделение целевого финансирования антинаркотической деятельности в бюджетах отраслевых органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления; 
    активизация привлечения внебюджетных источников финансирования. 

  4.2.8   В сфере организационно-управленческого обеспечения антинаркотической политики в области: 
    совершенствование механизма межведомственного взаимодействия; 
    повышение роли областной и муниципальных межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту; 
    обеспечение личного и непосредственного участия каждого члена комиссий в выполнении планов работы комиссий, реализации мероприятий областной и муниципальных программ противодействия наркомании; 
    повышение статуса ответственных секретарей комиссий, перевод их на работу на постоянной основе; 
    создание (активизация) деятельности экспертных и консультативных формирований по проблемам профилактики наркомании и зависимости от других психоактивных веществ (далее — ПАВ) в городах и районах области; 
    создание комитета антинаркотической политики области, государственного учреждения «Областной межведомственный центр профилактики наркомании, духовно-нравственного воспитания молодежи». 

5. Основные направления реализации государственной антинар—котической политики в области. 

  5.1   Духовно-нравственное воспитание молодежи и других категорий населения. 

  5.2   Антинаркотическое воспитание и обучение граждан, антинарко-тическая, ценностно-ориентированная, пропаганда. 

  5.3   Информирование населения о негативных последствиях злоупотребления ПАВ. 

  5.4   Создание условий для обеспечения лечения, медико-социальной и духовно-психологической реабилитации больных наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом) и членов их семей, с участием Русской Православной Церкви, других традиционных конфессий, законно действующих на территории области, общественных организаций, физических лиц. 

  5.5   Реализация мероприятий, направленных на сокращение латентности производства и распространения наркотиков, предотвращение незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, установление контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сокращение их поступления из легального оборота в незаконный. 

  5.6   Обеспечение государственной монополии и лицензирование видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 

  5.7   Совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. 

  5.8   Обеспечение межведомственной координации и взаимодействия в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в области. 

  5.9   Разработка и реализация областной и муниципальных программ профилактики наркомании (токсикомании, алкоголизма, табакокурения), лечения и социально-медицинской реабилитации больных наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом), противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. 

  5.10   Проведение регионального и муниципального мониторинга наркологической ситуации, включая потребление алкоголя и табака, с целью получения данных для разработки мер по профилактике злоупотребления ПАВ в области и оказания помощи больным и членам их семей. 

  5.11   Организация научных исследований, инициирование разработки методических материалов в сфере профилактики злоупотребления ПАВ, лечения и социально-медицинской реабилитации больных наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом). 

  5.12   Развитие международного сотрудничества в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. 

  5.13   Обеспечение активного систематического участия государственных и иных средств массовой информации в деятельности по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, наркопреступности. 

  5.14   Создание условий для обеспечения трудовой и досуговой занятости детей, подростков и молодежи. 

  5.15   Обеспечение социальной и психолого-педагогической поддержки семьи как социального института, оказывающего определяющее влияние на формирование ценностных ориентаций личности, включая отношение к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ. 

Р А З Д Е Л 2.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
Система государственной антинаркотической политики в области включает в себя:

  1. Правовую основу государственной антинаркотической политики.
  2. Концептуальную, научно-теоретическую и методическую базу государственной антинаркотической политики.
  3. Субъекты реализации антинаркотической политики (субъекты управления, профилактики, лечения, реабилитации, борьбы с незаконным оборотом наркотиков).
  4. Объекты антинаркотической политики (объекты управления, профилактики, лечения, реабилитации, борьбы с незаконным оборотом наркотиков).

1. Правовая основа государственной антинаркотической политики в области. 

  •     Государственная антинаркотическая политика в области осуществляется на основе: 

  •     Конституции Российской Федерации, общепризнанных норм международного права, Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5494-1; 

  •     Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300, Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-фз «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; 
  •     «Руководящих принципов и основных направлений деятельности Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года», утвержденных решением совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации от 29 июня 1999 года; других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Новгородской области. 

    2. Концептуальная, научно-теоретическая и методическая база государственной антинаркотической политики в области.

      Концептуальная, научно-теоретическая и методическая база государственной антинаркотической политики в области включает в себя:

    • настоящую Концепцию;
    • Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. №1202-р);
    • Концепцию государственной молодежной политики (одобрена на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи 5 декабря 2001 года);
    • Национальную доктрину образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751);
    • Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р);
    • Программу развития воспитания в системе образования на 2002-2004 гг. (принята решением коллегии Министерства образования Российской Федерации 25.12.2001);
    • Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 № 619);
    • Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотреблеяющих психоактивными веществами (разработаны по заказу Министерства образования Российской Федерации, 2001 год);
    • Концептуальную программу первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи (разработана Российским благотворительным фондом «Нет алкоголизму и наркомании», программа «Перекресток»);
    • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
    • Федеральный закон от 10 апреля 2000 года № 51-фз «Об утверждении федеральной программы развития образования»;
    • обучающие антинаркотические программы, реализуемые в воспитательных и образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм;
    • программы профилактической работы с группами повышенного риска злоупотребления психоактивными веществами;
    • программы подготовки специалистов по профилактике наркомании (токсикомании, алкоголизма, табакокурения), а также дополнительной подготовки и переподготовки административных, медицинских, педагогических, социальных работников, сотрудников органов внутренних дел и иных специалистов по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами.


    3. Субъекты реализации государственной антинаркотической политики в области

      3.1   Органы, специально уполномоченные на решение задач, связанных с реализацией государственной антинаркотической политики в Новгородской области: 

      3.1.1   Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. 

      3.1.2   Городские, районные межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту или аналогичные им органы. 

      3.2   Органы исполнительной власти области и организации, действующие в сфере ведения указанных органов, должностные лица и специалисты данных органов и организаций, участвующие в решении задач государственной антинаркотической политики, в том числе комитеты области: по охране здоровья населения, образования, культуры, кино и туризма, по делам молодежи, физической культуре и спорту, труда и социальной защиты населения, по сельскому хозяйству и продовольствию, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации области, областное государственное учреждение здравоохранения «Центр профилактической медицины», областное государственное учреждение «Дом молодежи», образовательные, молодежные и культурно-досуговые учреждения, библиотеки, учреждения социальной помощи семье и детям и т. п. 

      3.3   Территориальные органы федеральных органов власти и федеральные учреждения, должностные лица и специалисты указанных органов и учреждений, участвующие в осуществлении государственной антинаркотической политики на территории области, в том числе: управление Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Новгородской области, управление внутренних дел области, управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области, управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новгородской области, линейный отдел внутренних дел на ст. Новгород Санкт-Петербургского управления внутренних дел Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте, Новгородская таможня, военный комиссариат области, управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области; Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Новгородской области, федеральное государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новгородской области». 

      3.4   Администрации городов и районов области, муниципальные органы управления здравоохранением, образованием, культурой, социальной защитой населения, органы по делам молодежи, органы внутренних дел городов и районов области и организации, действующие в сфере ведения перечисленных органов, должностные лица и специалисты указанных органов и организаций, городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 

      3.5   Специализированные консультативно-информационные, лечебные, реабилитационные и иные учреждения (а также их подразделения), созданные для решения задач государственной антинаркотической политики в области. 

      3.6   Организации (учреждения), предоставляющие консультационные и иные услуги населению по решению актуальных (личностно-значимых) социальных, психологических, духовных, мировоззренческих и иных проблем, способных стать факторами наркотизации. 

      3.7   Средства массовой информации. 

      3.8   Новгородская епархия, приходы и монастыри Епархии, священнослужители, православная общественность; приходы и священнослужители других традиционных конфессий, законно действующих на территории области. 

      3.9   Воинские части, расположенные на территории Новгородской области. 

      3.10   Объединения граждан, участвующие в профилактике злоупотребления психоактивными веществами, социальной, психологической и духовной реабилитации лиц, зависимых от наркотиков, токсикоманических веществ, алкоголя, табака. 

      3.11   Молодежь, в том числе волонтеры, консультанты из числа молодых людей, вставших на путь выздоровления, и др. 

      3.12   Родители. 

      3.13   Другие, не поименованные выше, юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию условий для образования, воспитания, занятости и развития молодежи. 

    4. Объекты государственной антинаркотической политики в области.

      4.1   В соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации молодежь является объектом «национально-государственных интересов, одним их главных факторов обеспечения развития российского государства и общества», она несет «особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества». За молодежью государством признается «исключительная роль» как «стратегического ресурса общества». Учитывая эту исключительную роль, а также то обстоятельство, что именно молодые люди составляют основной процент зависимых от наркотиков и токсикоманических веществ, молодежь признается главным объектом государственной антинаркотической политики в Новгородской области. 

      4.2   К объектам государственной антинаркотической политики в области помимо молодежи относятся: педагоги, воспитатели, врачи, работники молодежной и социальной сферы, сотрудники правоохранительных органов, родители, работники печатных и электронных средств массовой информации, представители творческой интеллигенции, священнослужители, должностные лица и специалисты государственных и муниципальных органов, представители общественных организаций и другие физические лица, входящие в перечень субъектов реализации государственной антинаркотической политики в области. 
      Данное обстоятельство обусловлено особенностью субъектно-объектных отношений в социальной сфере, когда субъекты и объекты взаимодействия могут меняться местами в зависимости от условий, социальных ролей и т. д. 

      4.3   Объекты государственной антинаркотической политики, перечисленные в п. 4.2., относятся к объектам первоочередного воспитательно-просветительского воздействия (формирования ценностных ориентаций, кадровой политики), поскольку являются трансляторами тех (таких) духовно-нравственных ценностей, носителями которых являются сами. 

    оглавление >>> 

    Р А З Д Е Л 3.
    КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ

    Для осуществления системного противодействия наркомании, обеспечения межведомственного взаимодействия в указанной сфере в области разрабатываются, утверждаются и реализуются целевые программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту». Выполнение программ осуществляется в рамках планов реализации программ, утверждаемых областной и муниципальными межведомственными комиссиями по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на каждый очередной год. 

    Р А З Д Е Л 4.
    КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ. ДУХОВНО (ЦЕННОСТНО)-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

    В рамках настоящей Концепции наркомания рассматривается как комплексное биопсихосоциодуховное явление, с преобладанием в нем духовно-мировоззренческой составляющей. При всей значимости медико-биологических, психологических и социальных аспектов (факторов) формирования и развития наркотической (токсикоманической, алкогольной) зависимости они не являются фатальными. Всё определяет личный выбор человека, внутреннее «разрешение» или запрет для себя на употребление наркотика, токсикоманического вещества, алкоголя. Данный же выбор определяется совокупностью ценностных ориентаций личности, составляющих ее духовно-мировоззренческий стержень. При этом ценностное отношение человека к своему здоровью является «вторичным» по отношению к ценностям более высокого порядка, формируемым всей системой духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи в стране и в области. 
         Задачей антинаркотического («специального») воспитания и обучения граждан является распространение знаний о медико-биологических, социальных, психологических, духовных, мировоззренческих и иных причинах заболевания наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом), его проявлениях, осложнениях и последствиях, а также способах активного противодействия вовлечению в потребление психоактивных веществ и формирования навыков ведения здорового и безопасного образа жизни. 
         Учитывая вышесказанное, антинаркотическое воспитание и обучение в области осуществляется с опорой на определенные базовые философско-мировоззренческие положения (принципы), в рамках которых наркозависимость рассматривается лишь как частное выражение более общих духовно-нравственных (ценностных) проблем личности и общества. Из этого следует, что, влияя методами воспитательной (профилактической, реабилитационной) деятельности на формирование базовых, фундаментальных мировоззренческих духовно-нравственных ценностей, с необходимостью формируются и ценности «специальные», к которым относится и отношение к потреблению психоактивных веществ. 
         Важно отметить, что данный подход к воспитанию (профилактике, реабилитации) является одновременно профилактикой любого социально-отклоняющегося поведения (преступности, половой распущенности и связанных с ней болезней, включая СПИД, супружеских разводов, социального сиротства и т.д.). В свою очередь, каждая из перечисленных проблем может стать «спусковым механизмом» (фактором) наркотизации (алкоголизации). Это еще раз указывает на необходимость целостного подхода к духовно-нравственному и собственно (узко) антинаркотическому воспитанию личности, ибо изначально целостен сам человек. 

         К базовым нравственно-мировоззренческим положениям (принципам) организации антинаркотического воспитания (профилактики, реабилитации) можно отнести: 
      •  понимание здоровья как целостного, гармонического единства души и тела; 
      •  осознание наркомании, токсикомании, алкоголизма, СПИДа, а также целого ряда других негативных явлений в обществе как следствия потребительского отношения к жизни, культа удовольствия и материального преуспевания, бездуховности и утраты обществом и отдельной личностью подлинных идеалов, потери смысла жизни; ясное понимание того факта, что эффективная профилактика данных явлений возможна лишь через воспитание и просвещение, направленные на формирование в сознании людей и прежде всего молодежи истинных духовных и нравственных ценностей; 
      •  отношение к своему здоровью не только как к личному, но также и как семейному (родовому) и государственно-общественному достоянию, от которого зависит благополучие и даже самое существование рода, народа, страны; 
      •  осознание страдания как неизбежного следствия нарушения человеком и гражданином нравственных норм и юридических законов; 
      •  осознание непосредственной взаимосвязи благосостояния отдельного человека, семьи и народа (включая физическое и психическое здоровье), с личной и общественной нравственностью, законопослушанием; 
      •  осознание непреходящего значения и исключительной роли семьи в развитии личности как школы нравственности, «инструмента» обеспечения живой преемственности поколений, формирования чувства уважения к родителям, старшим, любви к Родине, фундамента личного и общественного благополучия; восстановление, во многом утраченной ныне, роли (статуса) семьи в современном российском обществе; 
      •  восстановление представлений об исключительной роли женщины как, в первую очередь, жены и матери, (роли) не заменимой никакой другой социальной ролью женщины в современном мире; 
      •  осознание особой роли и ответственности отца в семье как, в первую очередь, духовного руководителя («семейного священника»), защитника и кормильца; восстановление авторитета отцовства, формирование правильных представлений об иерархии властных функций в семье, восстановление отношения к отцу как к главе семьи; 
      •  понимание места и роли культуры, искусства, образования, средств массовой коммуникации, а также рекламы в духовно-нравственном становлении личности, семьи и общества; формирование у детей и молодежи умений и навыков критического отношения к продукции институтов духовной культуры, которая (продукция) может быть и бездуховной, безнравственной, развращающей; 
      •  отношение к физической культуре и спорту как важнейшим факторам сохранения здоровья человека при одновременном недопущении создания «культа тела», а также извращенного понимания духа и смысла спортивной состязательности, преувеличения значимости достижений в спорте, (в том числе) подталкивающих спортсмена к употреблению допинга как психоактивного вещества; 
      •  понимания христианских первоистоков сложившихся в России (и не только) представлений о нравственности, духовности, патриотизме и т. д.; осознание «особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (из Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). 

         При таком, ценностно-ориентированном подходе к воспитательно-профилактической работе упоминание о наркотике может (и должно) быть минимальным (или не присутствовать вовсе) и носить подчиненный и, по большей части, «иллюстративный» характер, как отрицательная альтернатива физическому, психическому и нравственному здоровью. 

         Важно отметить и то обстоятельство, что вышеуказанный подход к воспитанию имеет целью достижение более значимых результатов, нежели просто формирование негативного отношения к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ. Указанные цели исчерпывающим образом сформулированы в Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, а именно: 
        «воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений; 
        воспитание патриота-гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности поколений и нравственных ценностей; 
        воспитание гражданина, сознательно не приемлющего наркотики, алкоголь и другие психоактивиые вещества в качестве средства решения жизненных проблем и обладающего навыками активного мировоззренческого и психологического противодействия вовлечению в наркотическую субкультуру. 

         Воспитание личности, обладающей указанными нравственными качествами и социальными характеристиками, в принципе не оставляет места для формирования наркотической (токсикоманической, алкогольной) зависимости. 


 

Приложение
к Концепции государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области


С Л О В А Р Ь
понятий (терминов) Концепции государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области

   Государственная политика в сфере противодействия злоупотреб-лению наркотическими средствами и их незаконному обороту (государственная антинаркотическая политика) — совокупность государственных и общественных мер воспитательно-педагогического, медицинского, нормативного правового, социально-экономического и организационно-управленческого характера, направленных на решение проблем, связанных со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. 

   Наркотические средства (наркотики) — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года (из Федерального закона от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»). 

   Психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года (из Федерального закона от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»). 

   Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ — вещества, часто используемые дли производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (из Федерального закона от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». 

   Наркотические средства и психотропные вещества — средства (вещества), потребление которых, оказывая воздействие на психику и поведение человека, способно вызвать физическую и /или/ психическую зависимость, при которой человек испытывает потребность в регулярном потреблении указанных средств (веществ). 
   Международными и национальными органами здравоохранения устанавливается перечень средств (веществ), относящихся к наркотическим, сильнодействующим и психотропным веществам. В зависимости от того, в какой из перечней включено то или иное средство (вещество), определяются меры государственного контроля за его изготовлением, хранением и реализацией. 

   Токсикоманические вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, растения, препараты, природные материалы, влияющие на психофизиологическое состояние человека, способные вызвать зависимость, но не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. 

   Алкоголь — винный или этиловый спирт. 

   Психоактивные вещества (ПАВ) — совокупное обозначение химических и фармакологических средств (веществ), влияющих на физическое и психическое состояние человека и способных вызвать болезненное пристрастие к ним (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства) (из Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Приложение к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619). 

   Наркомания — наркологическое заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства (средств). 

   Токсикомания — наркологическое заболевание, обусловленное зависимостью от токсикоманического вещества (веществ). 

   Алкоголизм — наркологическое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления алкогольных, а также алкоголизированных (пива, джин-тоника и т.п.) напитков, и характеризующееся привыканием и болезненным пристрастием к ним. 

   Злоупотребление наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами — незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия и влекущее за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

   Злоупотребление психоактивными веществами — незаконное потребление психоактивных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также систематическое либо чрезмерное потребление ПАВ, находящихся в легальном обороте (алкоголь, табак и др.), (потребление) имеющее негативные медицинские и социальные последствия. 

   Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации (из Федерального закона от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»). 

   Больной наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом) — лицо, страдающее заболеванием наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом), диагностированным у него врачом психиатром-наркологом, психиатром. 

   Потребители наркотиков — лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления. 

   Группа риска — лица, которые вследствие медико-биологических, социальных, психологических или иных причин находятся в ситуации, предрасполагающей к злоупотреблению психоактивными веществами и имеющие единичный опыт употребления ПАВ. 

   Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения) — система воспитательных, образовательных, социальных, правовых, медико-психологических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих злоупотреблению психоактивными веществами и связанных с этим личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорности, беспризорности, преступности, роста заболеваемости гепатитом, ВИЧ-инфекции, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.). (из Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Приложение к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619). 

   Мониторинг наркотической ситуации — повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть возрастная группа, система учреждений, отдельная территория (город, район). Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании (токсикомании, алкоголизма) (из Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Приложение к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619). 

   Духовно-нравственное воспитание — деятельность юридических и физических лиц, имеющая целью осознание личностью высших ценностей и идеалов, таких как Истина, Добро, Вера, Свобода, Красота, Совесть (группа духовных ценностей), Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Терпимость (Толерантность) и других (группа нравственных или моральных ценностей — как отношения между людьми), Жизнь, Бытие, Созидание (группа бытийных ценностей); формирование представлений о подлинных цели и смысле человеческой жизни, стремление к достижению нравственного совершенства, преодоление идеализированных представлений о природе и возможностях человека как «всемогущего существа», построение жизни на началах осознанного нравственного самоопределения, включающего в себя в том числе ответственность человека за проживаемую жизнь. 
   Потребность в осознании и практическом освоении личностью (и обществом в целом) указанных ценностей носит объективный характер и не исчерпывается удовлетворением интеллектуальных, творческих и тем более естественных телесно-душевных потребностей, не говоря об их чрезмерном (превышающем меру, пределы разумного) или противоестественном (т.е. противном естеству, природе) удовлетворении, приводящем человека к различным формам психологической, физической, социальной или духовной зависимости, включая зависимость от психоактивных веществ, а также и другие виды зависимостей (от телевизора, компьютерных игр, Интернета, экстре-мальных видов спорта и туризма (т.н. «адреналиновая зависимость») и т. п.). 

   Антинаркотическое воспитание и обучение — деятельность юридических и физических лиц, направленная на формирование здорового и безопасного образа жизни, на распространение знаний о медико-биологических, социальных, психологических, духовных, мировоззренческих и иных причинах заболевания наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом), его проявлениях, осложнениях и последствиях, а также на выработку умений и навыков активного психологического и мировоззренческого противодействия вовлечению в злоупотребление наркотическими и другими психоактивными веществами. 

   Антинаркотическая пропаганда — деятельность юридических и физических лиц, направленная на формирование у граждан негатив-ного отношения к злоупотреблению психоактивными веществами, а также установки на ведение здорового и безопасного образа жизни. Антинаркотическая пропаганда ведется в процессе антинаркотического воспитания и обучения и является его составной частью. 

   Социально-медицинская (медико-социальная) реабилитация лиц, больных наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом) — совокупность государственных и общественных мер социального, медицинского, психологического, педагогического и иного характера, направленных на обеспечение условий для наиболее быстрого возвращения или включения лиц, больных наркоманией (токсикоманией, алкоголизмом), в обычные условия жизни.