Антинаркотическая деятельность в Российской Федерации: криминологические проблемы и пути их решения

11.05.2022

Георгий Валильевич Зазулин
 
Георгий Васильевич Зазулин
доцент кафедры конфликтологии Института философии СПбГУ, 
эксперт ECAD в России в области наркоконфликтологии

Введение.

Актуальность темы. Внутренняя. Внешняя. Формальная. Сущностная. 

Научная проблема как проблема выбора: ИЛИ признать вслед за глобальными либеральными силами, что «война с наркотиками проиграна» и следовать рекомендациям концептуальной власти, ИЛИ возразить им, признав наличие проблем в антинаркотической детальности РФ, и приступить к их решению на основе криминологического понимания её сущности. Объектом рассмотрения является антинаркотическая деятельность (далее — АНД) РФ, а предметом накопившиеся в АНД криминологические проблемы и пути их решения.

Гипотеза исследования.

1. Наркопреступность является только одной из форм наркореальности и неотделима от других ее форм: молодежного наркотизма, наркомании, наркорынка и т.п. 2. Уголовно-правовая борьба правоприменительных органов с наркопреступностью, возросшей до одного 1 млрд. преступлений в год, не имеет перспектив, если отсутствует антинаркотическая деятельность государства по подавлению всех пронаркотических сил наркореальности [Почти 6% россиян…, 2013]. 3. Антинаркотическая деятельность эффективна в рамках административно-территориального образования, если исполнители лишены возможности подменять объединяющую всех цель (сокращение удельного веса населения участвующего в НОН) на свою цель — ведомственную. 4. Победа (сведение к минимуму наркопреступности) возможна не только в отдельном государстве, но и на территории отдельного города (муниципального образования), если борьба с наркотиками является элементом криминологически обоснованной антинаркотической деятельности.

I. Теоретико-методологическое основание исследования АНД.

О характере соотношения психоактивных веществ (ПАВ) и наркотиков. 
Любой наркотик всегда является психоактивным веществом, но многие психоактивные вещества не являются наркотиками. Поэтому нами предложена типология ПАВ, обладающих в современном обществе статусом товара, в основании которой лежит воздействие ПАВ на человека и общество. 
Исходя из такого понимания, мы утверждаем, что наркотики появляются на исторической сцене только тогда, когда потребление ПАВ в целях наслаждения становится острой социальной проблемой, а не тогда, когда люди стали использовать психоактивные вещества в качестве лекарств, ритуальных средств или в иных прикладных целях. Этот социально-философский взгляд на генезис «наркотического» в обществе противоположен представлениям девиантологии о том, что «наркотики сопровождают человечество все известную историю» [Гилинский Я.И., 2013: 325]. 

Особенности обществоведческого понимания наркотика. 
Наркотик — это психоактивный товар, который облегчает (улучшает) инстинктивное существование и уничтожает (ухудшает) ценностную сущность человека и общества. 
Данное понятие содержательно соответствует не только веществу, но единству вещества и отношения к нему (вещество как средство труда и быта в традиционном обществе или вещество как средство получения удовольствия в обществе посттрадиционном). Наркотик антагонистичен ценностной сущности человека и общества, следовательно, он априори конфликтогенен. То есть, мы должны заключить, что наркотик предопределяет возникновение некой конфликтной реальности, которую мы обозначим термином  «наркореальность». 
Мы определяем наркореальность как противостояние пронаркотических и антинаркотических сил, представленных соответствующими политическими, экономическими, идеологическими акторами, конфликтный потенциал которых обусловлен фазой развития этноса, а также внешними и внутренними социальными факторами, где антинаркотические силы – социальные субъекты, нацеленные на борьбу за сохранение или введение запрета на распространение наркотика, противодействующие распространению наркотиков и пронаркотической пропаганды; пронаркотические силы – социальные субъекты, нацеленные на борьбу за легализацию наркотиков, содействие распространению наркотиков и пронаркотической пропаганды [Зазулин, Ли, 2014: 382]. 
Причём, соответственно соотношению означенных сил в наркореальности, мы выделяем два её типа: конструктивная и деструктивная наркореальность. 
Стремление российского государства изменить наркореальность с деструктивной на конструктивную привело к тому, что в 2010 году оформилось и закрепилось на уровне юридического понятия «новое» направление деятельности государства. Оно получило название  “антинаркотическая деятельность”. 
В утвержденной Указом Президента РФ № 690 от 9.06.2010 года «Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» (далее — Стратегия) дано следующее еe определение: «Антинаркотическая деятельность – деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов РФ, антинаркотических комиссий в субъектах РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики» (далее — ГАП). Недостатком данного определения является его отсылочный характер, и узкое отождествление живой антинаркотической деятельности общества, (в которой кроме отмеченных государственных органов, участвуют политические партии, общественные организации, специалисты, журналисты, священники, родители) только с государственной антинаркотической политикой [Фролова и др., 2014: 8-10]. Этот недостаток существенен еще и потому, что ГАП в РФ все еще находится на стадии становления и, судя по Стратегии, пока даже не имеет четко определенной антинаркотической идеологии.

II. Основные проблемы (недостатки) антинаркотической деятельности в РФ и пути их решения.

Большинство проблем, которые будут здесь рассмотрены, обусловлены тем, что в России «основная проблема борьбы с наркотизмом заключается в том, что борьбу с ним ведут в основном только правоохранительные органы, хотя вести ее должны государственные органы» [Майоров, Малинин, 2002: 87]. 

Для удобства исследования все проблемы АНД разделим на четыре группы и рассмотрим каждую отдельно. 

Криминологические ПРОБЛЕМЫ антинаркотической деятельности в РФ
1. Проблемы Стратегии ГАП в РФ до 2020 года 2. Проблемы ФСКН РФ (ГАК РФ) 3. Проблемы АНК субъекта РФ 4. Проблемы Общ. советов при ФСКН РФ

1. Проблемы, касающиеся стратегии государственной антинаркотической политики в РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ №690 от 9 июня 2010 года. 

1.1. Проблемы происхождения документа. Документ не имеет авторов, т.е. не известны профессионалы и ученые с антинаркотическим мировоззрением, которые его написали. Почему? Их просто нет. Новую стратегию страны, как политический план подавления наркопреступности и других форм наркореальности никто не разрабатывал. Руководство ФСКН (директор Иванов В.П.) в 2010 году использовало очень старый документ 1999 года – «Руководящие принципы и основные направления деятельности в РФ по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими до 2008 года». Старый по содержанию документ масштаба одного из «решений совещания» членов Совета Безопасности РФ был осовременен по форме и неадекватно своей сути назван: «Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года». Повышение политического статуса посредством утверждения президентским указом сделало его не уязвимым для критики и устранения недостатков и фактически “требует от нас” в 2020 году такого же понимания антинаркотической деятельности как и в 1999 году. Нанесен вред единству научной мысли и практики, вред развитию антинаркотической деятельности на основе передового отечественного опыта накопленного в регионах и городах (муниципальных образованиях) России. Решение этой проблемы – тяжелый вопрос, который сначала надо поставить перед администрацией Президента РФ. Это по силам научно-экспертному сообществу, например Санкт-Петербургскому международному криминологическому клубу (почетный президент – Шестаков Дмитрий Анатольевич) или Экспертному совету (председатель — Ковалев Николай Дмитриевич) общественной организации «Офицеры России». Стратегические (концептуальные) документы должны разрабатываться рабочими группами из лучших теоретиков и практиков, а влияние на них органа исполнительной власти, на который ложится основная ответственность за их реализацию, должно быть минимальным. 
1.2. Проблемы содержания документа. 
1.2.1. Ошибочна структура документа. Она не отражает структуру уровней антинаркотической деятельности в РФ: федеральный, региональный, муниципальный (городской). И главная ошибка в том, что не выделяется муниципальный (“клеточный”) уровень в качестве основного и решающего ресурса и территории, на которой при соответствующем вкладе региональных и федеральных антинаркотических сил наркоситуация неизбежно должна демонстрировать динамику сокращение количества наркоманов и уменьшение наркопреступности. 
1.2.2. Ошибочно определено понятие государственной антинаркотической политики. Понимание сущности антинаркотической политики подменено механической совокупностью уголовной и социальной политик, что препятствует ее институционализации в регионах России [Зазулин, 2013: 158 — 150]. 
1.2.3. Ошибочно незаконное потребление наркотиков выделено из незаконного оборота наркотиков, как нечто малозначительное и с ним непосредственно не связанное. Поэтому теория борьбы с НОН в Стратегии не видит разницы между прямым запретом потребления наркотиков и косвенным запретом их потребления, т.е. запретом их оборота. Такая «слепота» на практике ведет к отсутствию деления НОН на административно-наказуемый и уголовно-наказуемый и не использованию первого в качестве эффективнейшего инструмента предупреждения наркопреступности и ее снижения. 
1.2.4. Отсутствие понятия «предупреждение наркопреступности» и разъяснения того факта, что оно не тождественно понятию «профилактика наркомании». 
1.2.5. Понятие «профилактика наркомании» определено как перечень различных мероприятий, а не как достижение трех целей. В результате на практике имеет место ее имитация и по сути дела нецелевые траты финансовых средств. 
О решении этих проблем речь пойдет ниже, после того, как мы рассмотрим все типы проблем (в разделе III). 

2. Проблемы, касающиеся ФСКН РФ (ГАК РФ). 
2.1. Проблемы, касающиеся политического управления. Создание в 2003 году правоприменительного органа статуса федеральной службы с функцией политического управления, поставившей ее выше крупных министерств и ведомств, в долгосрочной перспективе себя не оправдало. Исправление этой ошибки в 2007 году посредством наделения директора этой службы (т.е. ФСКН РФ) полномочиями председателя Государственного антинаркотического комитета РФ (далее — ГАК) еще больше усугубило ситуацию. Теперь вроде и ГАК есть, а политического управления все равно как не было, так и нет. Более чем за семилетний срок существования ГАК так и осталось не понятно, как он повлиял на деятельность Министерства внутренних дел РФ, Министерства образования РФ? Насколько возрос вклад этих министерств в антинаркотическую политику РФ? 
2.2. Проблемы, касающиеся структуры ФСКН. 
Наличие в структуре ФСКН целого департамента, являющегося аппаратом ГАК, не только экономически невыгодно, но и ошибочно, так как у ФСКН, как и у любой спецслужбы есть ведомственный интерес, который “транслируется” на ГАК и препятствует ему стать объективным и непредвзятым инструментом подавления наркореальности в России. 
2.3. Проблемы, касающиеся структурного конфликта в ФСКН. 
Цель сотрудников ФСКН, отвечающих за организацию взаимодействия в сфере профилактики наркомании, ведет к ликвидацию наркорынка вследствие сокращения спроса на наркотики. Цель сотрудников ФСКН, отвечающих за оперативную и следственную работу, требует наличия наркотического рынка в масштабе, позволяющем изымать крупные партии наркотиков. Руководство ФСКН не обеспечило баланс противоположных интересов внутри федеральной службы, а фактически заняло позицию воспроизводства наркопреступности в ущерб организации ее предупреждения, прежде всего на муниципальном и региональном уровнях. 
Решение этих проблем требует осознания пагубности сложившейся в наркополиции практики и необходимости реформирования этого ведомства в интересах уменьшения наркопреступности. Представляется, что должность директора ФСКН РФ и должность председателя ГАК РФ не должен занимать один человек, так как это принципиально различные виды деятельности. Одна сугубо управленческая, а другая сугубо политическая. ФСКН РФ должна быть лишена функции обеспечения деятельности ГАК РФ. Эту функцию должна взять на себя администрация Президента РФ. И не только потому, что в Стратегии написано: «Руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации», а потому, что без этого изменения наркоситуация в России из года в год будет ухудшаться. 

3. Проблемы Антинаркотической комиссии (АНК) субъекта РФ. 
3.1. Проблема формальности антинаркотического регионального управления. 
Сегодня в большинстве региональных правительств РФ имеется должность «по обеспечению деятельности Антинаркотической комиссии» (в Правительстве СПб даже сформирован целый сектор). Однако в них ( в правительствах) отсутствуют специалисты, которые по должности ежедневно должны заниматься антинаркотической деятельностью, т.е. контролировать объективные показатели достижения целей антинаркотической политики в городах и муниципальных образованиях региона и содействовать разработке и реализации антинаркотических проектов, внедряющих лучший отечественный опыт [Зазулин, 2013: 144-147]. 
Ценный опыт мэрий Екатеринбурга, Перми и Ставрополя, создавших отделы по координации антинаркотической деятельности, но вынужденных через несколько лет их расформировать из-за отсутствия юридических полномочий, не оценен и на региональный уровень не перенесен [Зазулин, 2013: 302-303]. 
Из этих недостатков вырастает целый кластер проблем. Отметим только три основные: 
3.1.1. Проблема отсутствия объективного контроля субъектом федерации достижения целей ГАП входящими в его состав административно-территориальными единицами. 
3.1.2. Проблема отсутствия приоритета профилактики наркомании, являющегося основой эффективности антинаркотической политики на муниципальном уровне, перед ее лечением. 
3.1.3. Проблема отсутствия приоритета административного предупреждения наркопреступности, являющегося основой эффективности антинаркотической политики на муниципальном уровне, перед ее уголовно-правовым пресечением. 
Решение этих важнейших, с точки зрения эффективности АНД, проблем лежит в административной плоскости и более чем очевидно. Во всех субъектах РФ сотрудники аппаратов губернаторов, отвечающие за «обеспечение деятельности АНК» должны перейти к работе по новой должностной инструкции, которая должна потребовать от них отвечать, прежде всего, за состояние и тенденции в наркоситуации региона, а уже потом «обеспечивать деятельность АНК». От этого дело только выиграет, так как оно потребует профессионалов “содержания, а не формы”. 

4. Проблемы Общественных советов при ФСКН РФ. 
4.1. Не выполнение функции общественного контроля за деятельностью наркополиции. Причина — отсутствие в Положении, на основе которого они осуществляют свою деятельность, данной функции. Она исключена руководителем ФСКН, при котором создается Общественный совет, вопреки интересам общества, но в интересах его ведомства, избегающего публичного и непредвзятого обсуждения результатов работы и тенденций в наркоситуации. 
4.2. Отсутствие продуктивной дискуссии по сложным вопросам антинаркотической политики. Это связано с тем, что в состав Общественного совета при ФСКН включают только “общественность в широком смысле слова” (руководителей вузов, редакторов, начальников НИИ, руководителей общественных организаций и т.д.) и не пропускают в них профильных специалистов из антинаркотических общественных организаций и научно-экспертных сообществ. 
Решение этих важнейших проблем актуально и возможно. Для этого необходимо и достаточно разработать соответствующее типовое Положение «Об общественном совете по реализации антинаркотической политики в субъекте РФ» и придать ему статус поправки к Федеральному закону «Об общественной палате в РФ» [Зазулин, 2013: 171-185].

III. Общий вывод: необходимо развивать криминологию антинаркотической деятельности.

Мы рассмотрели более 10 взаимосвязанных проблем АНД, от решения которых напрямую зависит эффективность борьбы с наркопреступностью на местах. Решение одной или двух проблем мало что изменит, так как все они связаны между собой. Поэтому, чтобы наше государство на этом пути не потерпело фиаско, необходим комплексный подход, который могут обеспечить специалисты в криминологической экспертизе и оценке как документов, регламентирующих эту фактически антикриминальную деятельность, так и органов, осуществляющих ее на практике (а их более чем достаточно). Следовательно, нам всем необходимо прийти к пониманию необходимости создания нового направления в отечественной криминологии – криминологии антинаркотической деятельности. Возможно, понадобится провести дискуссию и ввести в научный оборот термин «криминология антинаркотической деятельности». 
Криминология антинаркотической деятельности может стать востребованным и быстро развивающимся направлением, которое будет исследовать специфику и эффективность реагирования государств, входящих в различные локальные цивилизации, на молодежный наркотизм; субкультуры, допускающие наркотизирующие практики; наркомании; рынки наркотиков; организации, борющиеся за легализацию марихуаны или других наркотиков; информационные каналы, продвигающие потребление наркотиков в целях опьянения в массовую и молодежную культуру, и другие пронаркотические силы наркореальности. 
Смысл терминов, используемых в определении понятия «криминология антинаркотической деятельности», а именно, локальные цивилизации, молодежный наркотизм и т.п. будет раскрыт в докладе. 
Специалисты, подготовленные в области криминологии антинаркотической деятельности, смогут научно обосновать необходимость построения антинаркотической деятельности на основе принципа экономии уголовной репрессии. И предложат минимизировать наркопреступность с помощью современных технологий моделирования поведения и посредством воздействия на курящую молодежь, молодых людей, вовлеченных в наркотизм, представителей «наркотических» субкультур, наркоманов, участников незаконного оборота наркотиков (НОН), совершающих административно – наказуемые деяния, а также на осужденных участников НОН, находящихся в местах лишения свободы. 
И тогда парадигма государственного противодействия НОН посредством совокупности взаимоисключающих уголовной и социальной политик, при которой наркопреступность в России “расцвела” до 1 млрд. наркопреступлений в год, сдастся, и ее место займет частная криминологическая теория антинаркотической деятельности.

Список литературы:

  1. 1. Почти 6% россиян более-менее регулярно употребляют психоактивные вещества – ФСКН. // FSKN.GOV.RU: Офиц. сайт ФСКН РФ 2013. URL: fskn.gov.ru/includes/periodics/review/2013/0930/163126471/detail.shtml (дата обращения: 5.11.2014).
  2. 2. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». Монография. СПб.: Издательский Дом «Альфа-Пресс», 2013.
  3. 3. Зазулин Г.В., Ли М.М. Наркоситуация и конфликтогенный потенциал наркореальности в России. // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. СПб., 2014.
  4. 4. Фролова Н., Целинский Б., Зазулин Г., Галанкин Л. Теория, практика и методы антинаркотической деятельности в современной России. Монография. М.: Орбита-М, 2014.
  5. 5. Майоров А.А., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступления. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.
  6. 6. Зазулин Г.В. Антинаркотическая политика в России: Проблемы становления (2000-2013 годы). СПб.: Издательство «Юридический центр-Пресс», 2013.