ФСКН в системе управления наркоконфликтом

Дипломная работа выполнена в Санкт-Петербургском Государственном Университете на Кафедре конфликтологии Философского факультета. 2006 год.

Выполнил: Колотухина М.В.,
Научный руководитель: Зазулин Г.В.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в Российской Федерации проблема распространения наркомании и роста незаконного оборота наркотиков прочно вошла в число первоочередных проблем в жизни нашего общества. Наркотизм оказывает негативное влияние на физическое и моральное здоровье населения, социальную стабильность, экономику, политику, демографическую ситуацию, правопорядок. 
   

Для эффективного решения вопроса противодействия наркомании и создания системы социальной антинаркотической пропаганды требуется объединение усилий гражданского общества, органов власти, религиозных конфессий и общественных организаций. Координация их работы на сегодня является одной из важнейших государственных задач и имеет статус социально-приоритетной. Но как можно говорить о согласовании из действий, если даже в научном мировоззрении наркотизм не воспринимаются однозначно. Право, медицина, социология, психология, экономика, педагогика, культурология, политология и другие отрасли знаний раздельно не позволяют составить целостное представление о наркотической реальности. Они накапливают правильные, но фрагментарные разрозненные представления о проблеме "наркотики в обществе". Комплексного научного подхода, можно достигнуть только с позиции теории конфликта, так как все, что связано с запрещенными наркотиками в обществе, провозгласившем борьбу с ними, конфликтно по своей сути, поэтому проблему наркотиков в обществе методологически правильно представлять как наркоконфликт, под которым мы понимаем противоречие между всеми возможными участниками незаконного оборота наркотиков и остальным обществом.     

Исполнительная власть РФ в направлении совершенствования государственной антинаркотической политики стала реформироваться и в 2003 году В.В. Путин усилил организационное обеспечение антинаркотической политики, создав мощную федеральную службу по противодействию наркоугрозе.     

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, а также координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области.     

Для исследования ФСКН в системе управления наркоконфликтом необходимо прибегнуть к методу научного анализа, а также методу систематизации существующей практики. Сегодня есть множество научных работ, посвященных анализу наркотизма, наркозависимости, наркопреступности и даже государственной политике в этой области, но исследование наркоконфликта еще только начинается. Поэтому имеет место дефицит эмпирических материалов, тем более что Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков ведет свою деятельность всего три года. В связи с этим основными источниками исследования стали законодательные и нормативные акты, такие как: Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Указ Президента № 976 от 28.07.2004г. "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств", Постановления правительства и различные ведомственные документы.     

Проблематикой антинаркотической политики занималось значительное число исследователей: Нильс Бейерут, Г.В. Зазулин, Е.Е. Тонков, М.Л. Прохорова, Я.И. Гилинский, Йонас Хартелиус и другие. Что касается разработки конфликтного подхода наиболее применимого к изучению данной проблемы, то среди основных авторов можно назвать отечественных исследователей - Здравомыслова А.Г., Зайцева А.К., Шайхутдинова Р., зарубежных - Bomers, G. B. J & Peterson, R. B., Duke, J.T.   

В работе большое внимание уделено анализу материалов семинаров Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Город против наркотиков": "Наркоконфликт в формате культур. Культура как средство антинаркотического воспитания", "Необходимость реформирования Концепции государственной антинаркотической политики 1993 года", которые проходили в Санкт-Петербургском Государственном Университете, выступлениям на Всероссийской научно-практической конференции "Профилактика наркомании и борьба с незаконным оборотом наркотиков", и дискуссии на парламентских слушаний "Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России" (2001г.). 

Целью исследования является анализ управленческой и политической деятельности ФСКН с позиции конфликтного подхода.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
  • анализируется в контексте антинаркотического управления наркоситуация в современной России;
  • обобщаются современные теоретические подходы к пониманию антинаркотической политики на основе конфликта;
  • рассматриваются необходимые для координации основные понятия для включения в единый понятийный аппарат;
  • анализируется разобщенность ведомств и ее роль в формировании специальной службы по контролю за наркотиками;
  • рассматривается роль ФСКН в системе управления наркоконфликтом;
  • анализируется сущность осуществляемой ФСКН координации;
  • анализируется деятельность ФСКН по линии межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, а именно рассматривается практика применения законодательства Российской Федерации в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и методическое обеспечение оперативно-служебной деятельности ФСКН по линии межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.

Объектом исследования является наркоконфликт в современной России. 

Предмет исследования - ФСКН в системе управления наркоконфликтом. 
В качестве методологической базы используются методы обобщенной теоретической и правовой базы по данной проблематике, сравнительный анализ издаваемых материалов и регулирующих деятельность ФСКН положений, системно-структурный анализ. 

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации предпринята попытка фиксации единого понятийного аппарата, который поможет добиться эффективной координации всех органов государственной власти, гражданского общества, религиозных конфессий и общественных организаций, чьи усилия направлены на борьбу со злоупотреблением наркотиков и их незаконным оборотом. В данной работе изложены основные понятия, направления, формы работы ФСКН, а также цели и задачи организации взаимодействия с государственными органами власти в сфере профилактики наркомании. 

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в попытке углубления теоретической базы, которая может быть использована как в ходе учебного процесса, так и на практике в деятельности ФСКН. 

Апробация работы. Основные выводы и положения исследования докладывались и обсуждались на четвертом Международном Специализированном Форуме "Антинарко-2005" 26.06.2005г., Всероссийской научно-практической конференции "Профилактика наркомании и борьба с незаконным оборотом наркотиков" 15.12.2005г., Молодежном Саммите - 2006: формирование гражданской ответственности, 3-9 апреля 2006г.




Р Е Ц Е Н З И Я

д.п.н., профессора Стребкова А.И. на магистерскую диссертацию Колотухиной М.В. на тему "ФСКН в системе управления наркоконфликтом в современной России"

Актуальность темы исследования диктуется сложной наркоситуацией в стране. К концу 90-х годов страна превратилась потребителя наркотиков, а наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Рост наркотизации населения обусловил существенной повышение уровня преступности в целом по стране. Тем самым возрастает роль государства и его специализированных органов в проведении политики сдерживания производства, оборота и потребления наркотиков. ФСКН как институт, отвечающий за пресечение незаконного оборота наркотиков, насчитывает всего три года. Поэтому определение места и роли данной организации в системе координации борьбы с наркотиками является также актуальной проблемой.

Автор исследования ставит перед собой цель проанализировать управленческую и политическую деятельность ФСКН с позиций конфликтного подходы. Для достижения цели автор решает следующие задачи:

  • анализирует наркоситуацию в стране как объект антинаркотического управления;
  • представляет современные теоретико-конфликтологические подходы анализа антинаркотической политики;
  • анализирет разобщенность ведомств и их роль в формировании специальной службы по контролю за наркотиками;
  • рассматривает роль и место ФСКН в системе управления наркоконфликтом;
  • раскрывает становление путей и методов координации антинаркотической политики ФСКН;
  • рассматривает направления деятельности ФСКН в системе межведомственного взаимодействия.

Автор выделяет научную новизну исследования, которая заключается в разработке единого понятийного аппарата, необходимого для отражения сущности координации всех органов государственной власти. Практическая и теоретическая значимость работы заключается в углублении теоретической основы анализа антинаркотической политики, в рекомендациях по совершенствованию координирующей функции ФСКН в управлении наркоконфликтом. 

Автор дает удачное определение управления наркоконфликтом, в нем сочетается и политико-правовой механизм регулирования наркоугрозы, и в то же время механизм разрешения противоречий между всеми возможными участниками незаконного оборота наркотиков и остальным обществом. Т.е. наркоконфликт будет иметь тенденцию к снижению тогда, когда политико-правовое регулирование наркоугрозы будет эффективным.     

Однако автор не избежал некоторых отклонений в логике концептуального подхода. Во-первых, хотя автор и приемлет использовать для своего исследования определение понятия конфликт, данный Р. Шайхутдиновым, однако не вчитывается в него, не понимает существа этого определения. Р. Шайхутдинов полагает использовать конфликт как выявление того, чего не заметно при нормальном течении жизни. Т.е. он хочет использовать как исследователь войну для уяснения мира. Тем самым для исследователя мир чувствуется острее. Но это не так. Война развивается по своим законам, а мир по своим. Также для него конфликт как средство стимулирования восприятия действительности. Конфликт для Р. Шайхутдинова своего рода наркотик, обостряющий на время восприятие и активизирующий опять же на время мышление. Но что производит мышление в конфликте всем доподлинно известно. Во-вторых, необходимо все-таки определиться с объектом, на который должны оказывать воздействия структуры, находящиеся в координации. Если это наркоконфликт, то всякое действие, направленное на расширение зоны наркотизации, должно быть отнесено к наркоугрозе, а не просто к наркоситуации. При этом наркоситуация как понятие должно отражать реальное положение дел с незаконным производством, оборотом и потреблением наркотиков. Тем самым наркоситуация предстанет перед нами как пространство наркоконфликта. Либо надо ввести категорию "наркоконфликтное пространство" вместо наркоситуации.    

В целом работа написана в соответствие с требованиями, которые предъявляются к магистерским диссертациям. Работу можно оценить на "отлично".

Рецензент: Стребков А.И
27 мая 2006 г.