О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДКОТОВКИ КАДРОВ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ИНСТИТУТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФСКН РОССИИ

Виктор Александрович ФАДЕЕВ, начальник Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН РоссииВ формировании наркополитики государства Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков отведена ключевая роль. 
Наркополитика осуществляется через взаимодействие институтов государства и общества. В сегодняшнем понимании наркополитика выступает как результат конфликтного взаимодействия. Именно - конфликтного, так как зону разногласий здесь образуют претензии участников взаимодействия (различных государственных органов, общественных, медицинских и иных организаций) на властные полномочия по установлению правил оборота наркотиков и контроля за их выполнением, а также определение санкций к участникам незаконного оборота. 

Влиять же на формирование наркополитики государства в целом и отдельных субъектов Федерации, муниципальных и территориальных образований, в частности, могут только профессионально подготовленные кадры. 

Усилия, предпринимаемые руководством ФСКН России, позволили обеспечить первоначальную подготовку и повышение квалификации сотрудников ключевых подразделений Центрального аппарата и территориальных органов в Северо-Западном институте повышения квалификации (ИПК) ФСКН России. По сравнению с периодом деятельности ИПК в составе Федеральной службы налоговой полиции России, в настоящее время интенсивность профессиональной подготовки и повышения кадров в стенах института возросла в среднем в 2,4 раза. Кроме того, значительно расширился (до 23) спектр специальностей (направлений), по которым осуществляется обучение. 
   

В планах на 2005 год предусмотрены повышение квалификации и первоначальная профессиональная подготовка сотрудников подразделений по контролю за легальным оборотом наркотиков, межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, следователей, кадровиков, причем не только сотрудников, но и руководителей. Для подготовки к обучению этих категорий сотрудников проделана большая совместная работа коллектива института, Управления кадров, заинтересованных Управлений Центрального аппарата ФСКН России. 
   

В настоящее время коллективом ИПК предпринимаются значительные усилия по совершенствованию материально-технической базы учебного заведения. 
   

В частности, планируется введение в эксплуатацию общежития на 50 мест, лекционной аудитории, классов для групповых занятий, кабинетов профессорско-преподавательского состава. Институтом проведены закупки криминалистического оборудования, позволяющие создать криминалистическую лабораторию. Это, в свою очередь, позволяет организовать на современном уровне подготовку сотрудников экспертно-криминалистических подразделений для получения допуска к самостоятельной работе по осмотру на месте происшествия и проведению дактилоскопии. Существенно улучшена материально-техническая база для проведения занятий с сотрудниками оперативно-поисковых подразделений, что позволяет перейти на трехмесячный цикл их подготовки (в настоящее время обучение длится 1 месяц). Это приведет к выработке умений и навыков работы на посту. Кроме того, в арсенале института появились самые современные технические средства обучения, в частности, мультимедийные средства. Вместе с тем коллектив института понимает, что очень многое еще предстоит сделать в области подготовки сотрудников ключевых подразделений службы, а к таковым в первую очередь следует отнести сотрудников подразделений межведомственного взаимодействия в сфере профилактики. Усилиями, прежде всего этих сотрудников формируется и приводится в жизнь единая для всей России идеология и методология противодействия наркоэпидемии, которая охватывает Россию. Именно эти сотрудники формируют наркополитику на территориях. От их знаний, профессиональной подготовки во многом зависит результативность совместных действий разнообразных субъектов, реализующих антинаркотические программы. В подготовке этих специалистов, наряду с правовыми и специальными учебными дисциплинами, должны учитываться вопросы политологии, социологии, психологии, квалиметрии. Эти сотрудники также должны владеть методиками оценки наркоситуации, эффективности антинаркотических мер и реализации антинаркотических программ. 
   

Таким образом, можно сказать, что для подготовки специалистов по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики наркомании необходим качественно новый подход. Такой вывод можно объяснить следующим. Сегодня основная и главная проблема координации деятельности всех субъектов антинаркотической работы - отсутствие общих для всех приоритетов в работе, а также показателей, характеризующих ее эффективность. Проблема разобщенности государственных органов в данном вопросе заключается в том, что каждый из них пытается доказать, что он проводит наиболее эффективные мероприятия, направленные на снижение уровня наркотизации населения, и, соответственно, желает получить наибольшие бюджетные ассигнования. Особо остро стоит вопрос в области профилактики наркомании, так как работой по этому направлению занимаются как государственные структуры, так и общественные организации. 

    

Выход из создавшегося положения видится в создании системы комплексного мониторинга наркоситуации и обосновании единых критериев оценки эффективности антинаркотической деятельности, на основании которых должны распределяться средства, выделяемые на профилактику наркомании.

Основные задачи комплексного мониторинга:
  • анализ и прогноз развития наркоситуации;
  • определение причинно-следственных связей между уровнем наркотизации населения и влиянием факторов, ее формирующих;
  • обоснование приоритетных направлений в области профилактики наркотизации.

На основе комплексного мониторинга наркоситуации возможно выработать единые критерии оценки эффективности антинаркотической деятельности всех ее субъектов. 

Специалисты по межведомственному взаимодействию в сфере профилактики, владея такой методикой, смогли бы более эффективно, на качественно новом уровне, связывать внутреннюю политику государства и результативность деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере управления наркоконфликтами, с масштабами наркотизации населения, то есть с наркоситуацией. 

Создание такой системы - работа не одного дня. Для ее реализации, на наш взгляд, необходимо на первоначальном этапе запланировать и провести научно-исследовательскую работу (НИР) с необходимым бюджетным финансированием с включением данной НИР в годовой план НИОКР ФСКН России. В процессе исследований необходимо обосновать критерии для объективного и полного мониторинга наркоситуации в различных территориальных образованиях (район, город, область, регион, государство). 

Северо-Западный ИПК ФСКН России совместно с ведущими ВУЗами Санкт-Петербурга готов выполнить данную НИР при соответствующем ее финансировании. Санкт-Петербург - мощнейший научный центр, и не использовать этот потенциал преступно. 

Наша служба остро нуждается в аппарате помощников, прежде всего в структурах управления муниципальных, территориальных образований субъектов Федерации, отвечающих за реализацию антинаркотической работы. Задача нашей Службы - влиять на формирование аппарата этих помощников, и через них - на изменение наркополитики. 

На данном этапе такое влияние можно осуществлять посредством участия в профессиональной подготовке этих специалистов. 
   

Сегодня в одном из самых престижных Вузов страны - Санкт-Петербургском Государственном Университете реализуется магистерская программа подготовки специалистов-управленцев ГОС ВПО 522700 "Конфликтология" (специализация - наркоконфликтология) с участием специалистов Северо-Западного ИПК. При формировании программ обучения коллектив университета готов учесть наше понимание наркополитики государства. 

А значит, в случае, если мы сумеем убедить глав субъектов Федерации, муниципальных и территориальных образований выделить средства на обучение хотя бы одного сотрудника в стенах СПбГУ, уже через несколько лет мы будем опираться на управленцев, овладевших нашей идеологией и методологией антинаркотической работы. 

Для дальнейшего развития и укрепления ФСКН России как самостоятельного правоохранительного органа желательна была бы реализация разработанного нами проекта создания института высшего профессионального образования на базе Северо-Западного ИПК. Ведомственный ВУЗ, работая с выпускниками школ на протяжении минимум четырех лет, смог бы не только дать обучаемым знания, умения и навыки, необходимые сотруднику органов наркоконтроля, но и сформировать антинаркотическое мировоззрение, необходимое для работы в сложных условиях настоящего времени. 

Вместе с тем уже сегодня есть возможность готовить специалистов с высшим профессиональным образованием для прохождения службы в органах наркоконтроля. 

Реализовать это можно следующим образом. Северо-Западный и Дальневосточный институты ФСКН России могут вступить в договорные отношения с ведущими ВУЗами своих регионов с целью отбора наиболее подготовленных к службе студентов-старшекурсников с их дальнейшим трудоустройством в ФСКН России. То есть на четвертом курсе из числа обучаемых в ВУЗах отбираются для службы в органах наркоконтроля студенты, которые направляются на учебу в ИПК, одновременно продолжая обучение в ВУЗе. К моменту получения высшего профессионального образования такой сотрудник будет иметь и специальную профессиональную подготовку. 

В настоящее время Северо-Западный институт повышения квалификации столкнулся с основной проблемой, требующей незамедлительного решения, - это комплектование кафедр специалистами-практиками. Сегодняшняя оплата труда педагогов не делает привлекательным этот труд. Выход из создавшейся ситуации видится в возможности прикомандирования к институту специалистов-практиков минимум на 1 год для проведения занятий со слушателями. 
   

Также проблемой для нас является формирование института учебных объектов для проведения практических занятий на местности с сотрудниками оперативно-технических подразделений. В органах наркоконтроля необходимо использовать положительный опыт других правоохранительных органов, когда к проведению занятий на местности привлекаются специалисты оперативно-поисковых подразделений. Это сопровождается соответствующим приказом Оперативно-поискового Управления. 
    

В заключение следует подчеркнуть, что без высокопрофессиональных кадров невозможно эффективно выполнять в сложных современных условиях задачи, поставленные руководством страны перед нашей Федеральной службой. 

Актуальные проблемы оперативно-служебной деятельности органов нарко-контроля (научно-методический сборник, выпуск №1) / Под ред. канд. техн. наук Перекислова В.Е. - СПб.: Северо-Западный ИПК ФСКН России, 2004 - 62С. 

Виктор Александрович Фадеев