ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НЕЗАКОННОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИКОВ

ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
НЕЗАКОННОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИКОВ
Основные тенденции и прогноз развития наркоситуации на постсоветском пространстве
Учебное пособие ВНИИ МВД РФ, СПБ 2000
Извлечение

   Авторы этого пособия рассматривают современное российское общество как весьма благоприятное поле деятельности для мирового наркобизнеса. По ряду социально-экономических причин, в числе которых коррупция, несовершенство правовой базы и нехватка многих юридических регуляторов, наркоситуация в России представляет собой реальную угрозу национальным интересам. В книге предлагаются радикальные методы борьбы с этой проблемой и приводятся примеры их успешной реализации на практике.

ЛОББИРОВАНИЕ ЛИБЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
К НЕМЕДИЦИНСКОМУ ПРИЕМУ НАРКОТИКОВ

       Признаки этой опасной тенденции отмечаются в депутатском корпусе с тех пор, когда Указом Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 года было введено понятие "небольшие размеры наркотических средств". Подкупающий аспект небольших размеров состоял в том, что имелась в виду максимальная суточная доза, потребная наркоману. В случае приобретения или хранения этих количеств без цели сбыта, последний подвергался административно-правовому преследованию по ст. 44 КоАП РСФСР. Повторность правонарушения в течение года влекла уголовную ответственность по ст. 2243 УК РСФСР. 
       Опасная подоплека "небольших размеров" наркотиков стала очевидной позже, когда выяснилось, что одно и тоже весовое количество, допустим, гашиша способно содержать разную концентрацию активных начал. Заведомо зная об этом, правонарушители стали хранить при себе высококонцентрированные препараты, содержащие не одну максимально допустимую по закону дозу наркотика, а три, пять, десять, двадцать и более. Соответственно и стоимость этих средств возрастала прямо пропорционально их качеству, что вполне удовлетворяло наркобизнесменов, имеющих незаконные сверхдоходы, по сути охраняемые правом. 
       Интересно здесь и другое. В то время как представительная власть утверждала небольшие размеры наркотиков, законодательно-полицейская практика за рубежом имела убедительные свидетельства негодности этого института права и его выгодность сугубо для наркомафии. Вопреки иностранному опыту, тем не менее, в России проблема небольших размеров наркотиков получила развитие. На базе этой либеральной политики стали развиваться дальнейшие события. 
       25 октября 1990 года Комитет Конституционного надзора СССР вынес Заключение, согласно которому принудительное лечение нар-команов существенно ограничивалось, а потребление наркотиков приравнивалось к неотъемлемому праву человека, который ни перед кем не обязан бережно относиться к собственному здоровью. 
       5 декабря 1991 года утверждается Закон РСФСР, исключающий административно-правовую ответственность за нахождение лица в состоянии наркотического опьянения в общественных и иных местах. Одновременно проект Закона о социальной и медицинской реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов замораживается. 
       Дальнейшая политика легализации наркомании находит отражение в одном из проектов нового УК РФ в 1994 году, подготовленном группой авторитетных ученых-юристов. В нем предлагалось декриминализировать оборот наркотиков за исключением их сбыта. Однако общественное мнение, оказалось сильнее группы нарколоббистов и подобная редакция УК РФ провалилась, но отчасти. В новом УК России 1996 года нарколоббистам удалось изъять из списка обстоятельств, отягчающих ответственность (ст. 63 УК РФ), совершение преступления в состоянии опьянения, включить сложный терминологический аппарат, внесший путаницу в квалификацию наркопреступления и др. К настоящему времени возникло жесткое противостояние в этих вопросах. С одной стороны - мощная груп-па владельцев фармацевтической промышленностью и лоббистов, отстаивающих либерализацию контроля государства над производством наркотиков и их потреблением среди населения. Им оппонирует корпус специалистов, полагающих, что контроль над легальным наркобизнесом должен осуществляться согласно п. "м" ст. 71 Конституции, то есть на уровне федеральной власти. 
       Исход противостояния не ясен, но то, что бизнесмены в области медицинских препаратов усиливают свое влияние, не подлежит сомнению.