«ESPAD 03» — Проект по исследованию распространенности алкоголя и наркотических средств в школах Европы

23.07.2022


ESPAD 03
Проект по исследованию распространенности алкоголя
и наркотических средств в школах Европы

Бьёрн Хибелл, кандидат наук
Барбру Андерссон, бакалавр

План проекта
Окончательная версия, декабрь 2002 г.

Цель

Основной целью проекта ESPAD является сбор сопоставимых данных по употреблению алкоголя, табака и наркотических средств среди учащихся в максимально возможном количестве европейских стран. 

    Наиболее важной долгосрочной целью является наблюдение за тенденциями в привычках употребления алкоголя и наркотиков среди учащихся в Европе и сравнение тенденций между странами. Полученное таким образом знание очень существенно, например, если изменения в одной части Европы могут использоваться для более полного понимания развития тенденций и усиливать готовность использования превентивных стратегий в других странах. 

    В соответствии с планом действий Евросоюза по наркотическим средствам и декларацией ВОЗ Европы о молодежи и алкоголе, третьей целью исследования ESPAD является предоставление данных, которые могут использоваться как часть оценки этих хартий. 

    Запланировано повторять анкетирования каждые четыре года, предоставляя таким образом данные о том, где и когда могут появиться изменения в употреблении алкоголя и наркотических средств. Страны, которые не приняли участия в сборе данных в 1995 и 1999 гг., могут присоединиться на следующем этапе в 2003 г., для того, чтобы охватить Европу настолько полно, насколько это возможно.

Целевая группа

На первой встрече по проекту в Страсбурге было решено, что возрастная группа, изучаемая в анкетировании ESPAD 1995 года, должна состоять из учащихся, рожденных в 1979, что означает, что на момент сбора данных им будет 15-16 лет. Одной из причин для выбора этой возрастной группы послужило то, что учащиеся в большинстве стран предположительно еще посещают среднюю школу. Целевая группа ограничена учащимися, которые присутствуют в классе в день проведения сбора данных. Это означает, что данные из возможных последующих исследований по отсутствующим студентам не должны включаться в международные отчеты ESPAD. 

    Целевая группа не включает студентов, которые не в состоянии понять или по другим причинам ответить на вопросы анкеты без посторонней помощи, например, отсталых в развитии, страдающих от нарушений психики или инвалидов. 

    На страсбургской встрече также было решено, что страны, заинтересованные в изучении дополнительных возрастных групп, должны, если это возможно, выбирать учащихся, рожденных в 1977 г. (то есть 17-18-летние учащихся). Посчитали, что было бы также интересно исследовать более взрослых учащихся, поскольку они, вероятно, попробовали больше наркотических средств, чем 15-16-летняя молодежь. Однако этим следовало заняться только тем странам, которые были особенно заинтересованы в этой возрастной группе и имели возможность ее исследовать. Вопрос о выборе между двумя группами не стоял, поскольку главной целевой группой считались учащиеся в 15-16-летнем возрасте. 

    На Лиссабонской встрече по проекту было решено сохранить ту же целевую группу в следующем анкетировании. Это означает, что в исследовании ESPAD 1999 г. приняли участие учащиеся, рожденные в 1983 г. В этот раз снова допускалась возможность дополнить исследование изучением 17-18-летних учащихся (рожденных в 1981 г.) для тех стран, которые хотели и имели возможность это сделать. 

    На мальтийской встрече было решено сохранить основную целевую группу для анкетирования ESPAD, т.е. состоящую из 15-16-летних студентов. При сборе данных в 2003 г. это означает, что исследование охватывает учащихся, рожденных в 1987 г. Опыт исследований ESPAD 95 и 99 показывает, что в некоторых странах часть целевой группы уже покинула школу. Включение другой или более взрослой возрастной группы представлялось бы еще более затруднительным. Таким образом, важно подчеркнуть, что основной целевой группой ESPAD 03 являются учащиеся, рожденные в 1987 г. Включение учащихся, рожденных в 1985 г. должно осуществляться только в качестве дополнения к исследованию учащихся 1987 года рождения. Если проводится анкетирование этой возрастной группы, то его результаты могут быть представлены в виде приложения к отчету ESPAD 2003 года. Результаты этих исследований должны быть представлены в стандартных таблицах аналогичных основным, и в тот же самый временной промежуток. Добавление этих данных не должно задерживать публикацию отчета ESPAD 03. 

    Столь же важно обратить внимание на то, что целевой группой являются учащиеся, а не лица, рожденные в 1987 г. В большинстве стран, где предоставлялась информация по исследованиям ESPAD 1995 и 1999 гг., подавляющее большинство (90 % или более) рожденных в этом году ходили в школу. Однако, в некоторых странах соответствующая цифра была ниже, включая немногим более 70 % в двух странах в 1999 г. По крайней мере в этих странах очевидно, что категория учащихся не сосуществует с когортой всех родившихся в данном году. Тот факт, что молодые люди, которые покидают школы, более склонны употреблять различные вещества и в бoльших дозах, указывает на возможность того, что сравнимость с данными из других стран ESPAD может быть несколько ограничена для стран, где большой процент рожденного в данном году населения покинул школы. 

    Обсуждалась также возможность добавления неучащихся. Однако, скорее создает больше проблем, чем решает их. Одна сложность заключается в том, что может быть нелегко произвести репрезентативную выборку молодежи, которая уже не посещает школы. Другая проблема носит экономический характер. Дополнительная анкета для молодых людей, покинувших школу, является не менее дорогостоящей, чем анкета для школ, даже если количество респондентов меньше. 

    Третья сложность — метод сбора данных. В таком исследовании данные вероятнее всего не могут быть собраны при помощи раздачи группе анкет. Более реалистичными альтернативами являются персональные интервью, интервью по телефону или направленные по почте анкеты. Вероятнее всего, достоверность различается среди методов сбора данных, что делает весьма неточным сравнение между данными, собранными путем раздаче анкет группе учащихся и данных, собранных при помощи других методов по неучащимся. 

    Наиболее реалистичным решением проблемы большой пропорции когорты за пределами школьной системы было бы ничего не делать, а только отметить, что пропорция, которая все еще посещает школу, меньше в некоторых названных странах, и что это требует дополнительной осторожности в сравнениях с данными из других стран. 

    Однако, это определенно не должно обескураживать исследователей которые имеют возможность проведения дополнительного исследования на неучащихся. Напротив, представляло бы большой интерес получить знания из такого исследования и включить такой опыт в обсуждение результатов анкетирования ESPAD. Однако, использование данных по молодежи, не посещающей школу, для внесения «корректировок» в данные школьной анкеты по стране было бы методологической ошибкой.

 

Мы благодарим шведскую общественную организацию RNS и Марину Седр за предоставленный материал на русском языке