Политика школы в отношении наркотиков и зависимостей // Извлечение из книги "Профилактика наркомании.

Политика школы в отношении наркотиков и зависимостей

Извлечение из книги Владимира Лозового "Профилактика наркомании. Школа. Семья" ( Глава 4)

Владимир Лозовой

В.В. Лозовой - врач-психотерапевт, генеральный директор МЦ "Холис". В 1981 г. закончил лечебно-профилактический факультет Свердловского государственного медицинского института, работал терапевтом, ассистентом кафедры терапии СГМИ. Получил специализацию по психиатрии, психосоматической медицине. Вице-президент Уральской ассоциации психотерапии и психосоматической медицины, член координационного совета Российской психотерапевтической ассоциации. Автор комплексного метода лечения и реабилитации больных с психосоматическими заболеваниями (авторское свидетельство) и 10 научных публикаций. Работает над кандидатской диссертацией в области организации здравоохранения. Организатор и ведущий тренингов по психологии менеджмента деловых коммуникаций, консультант по рекламе. Закончил школу тренеров Национального демократического института США и Московскую школу политических исследований.

   Успех профилактических мер зависит от их координации. Профилактические мероприятия в школе могут иметь разную эффективность, но ни одна мера не будет эффективной, если ее реализовывать отдельно от других. Меры, направленные исключительно на родителей, будут безуспешны, если ничего не делается в отношении школьного воспитания. Меры, направленные исключительно на педагогов, могут встретить сопротивление родительской семьи и детей. 
   Наш собственный опыт проведения профилактических уроков для детей на школьной модельной площадке показывает, что профилактика, ориентированная только на детей, приводит к росту сопротивления родительской семьи (дети начинают открыто выражать чувства, пробуют реализовать свое право голоса, вызывая напряжение и недовольство родителей). 
   Все указанные препятствия при реализации школьных программ профилактики и меры их преодоления находят теоретическое обоснование в принципах целостного подхода (см. главу 1, принцип "Ничто не существует в изоляции"). Изолированное решение проблемы только на одном из уровней целостной системы невозможно. 
   Координированное нацеливание профилактических мер на все ключевые группы системы профилактики лежит в основе наиболее успешных превентивных стратегий. 
   Школа является средоточием всех ключевых групп: дети, педагоги, родители. Привлекая ресурсы всего общества, школа может обеспечить социальную мобилизацию в интересах здоровья и безопасности детей. 
   Профилактические меры выражают на практике позицию школы по отношению к наркотикам, закрепленную в школьной политике по отношению к наркотикам и зависимостям. 
   Эта политика не включает конкретные методы борьбы с зависимостями, но определяет отношение школы к курению, употреблению алкоголя, наркотиков и других средств зависимости. 
   Цель создания школьной политики: сделать поведение всех участников (ключевые группы, поддерживающие группы) более последовательным в отношении курения, 1коголя и наркотиков. 
   Школьную политику разрабатывают педагоги, родители, учащиеся каждой школы. Для консультаций и участия в обсуждении привлекаются представители других поддерживающих организаций (районных ведомств, администрации, центров досуга, социальных служб, милиции, общественных организаций). Решение о способах реализации школьной политики принимается школьными педагогами. 
   Мы не можем представить содержание программы действий для каждой школы во всех деталях, потому что условия одной школы отличаются от условий другой. Сочетание мер, которые будут успешными в одной школе, вероятно, будет отличаться от мер, действенных в другой школе. Однако есть общий опыт, который может составить основу для разработки школьной политики, он выражен в принципах школьной политики.

Принцип 1.
СОТРУДНИЧЕСТВО ВМЕСТО КОНКУРЕНЦИИ

  Каждое ведомство имеет свой собственный взгляд на профилактику и исходя из этого выстраивает собственные планы и программы мероприятий, имеющих различные приоритеты. Сотрудник милиции может настаивать на том, что продажа, распространение наркотиков - это самая большая проблема, следовательно, самая важная профилактическая работа - раскрывать точки сбыта и ловить наркоторговцев. Для медицинского работника опасность заключается в повышенной смертности молодых людей от передозировки наркотиков, росте СПИДа, гепатита, наркомании, поэтому, с точки зрения медицины, профилактика заключается в уменьшении риска осложнений от приема наркотиков (прививки от гепатита; кампании устрашения общественности эпидемией СПИДа). Комитет по делам молодежи заинтересован в расширении зон здорового досуга молодежи в противовес наркодискотекам и бессмысленному времяпрепровождению подростков, приоритет такой работы - организация здорового досуга молодежи и занятости. Педагог, просвещенный в области причинно-ориентированной профилактики, понимает важность грамотного информационного посредничества для детей и родителей, личностных и социальных факторов риска. 
   Каждый из представителей ведомств может настаивать на своих приоритетах, но межведомственная кооперация и координация должны стать ключевыми звеньями в системе антинаркотической профилактики . 
   Различные государственные и административные структуры, общественные организации, религиозные конфессии и частные фирмы могут провести совместный анализ своих ресурсов, на результатах которого будет базироваться совместная работа, в которой все будут принимать участие. Лучше для многих людей сделать немногое, чем для немногих людей сделать многое. 
   Однако сотрудничество легче спланировать, чем осуществить, особенно когда имеются границы между отдельными ведомствами и организациями. Кооперация действий требует определенных мероприятий для обеспечения единства антинаркотической политики. В частности, совместная специальная подготовка, совместные рабочие дни или семинары могут быть правильным направлением приложения усилий. Сотрудничество также обязывает, чтобы каждая властная структура и каждая организация ощущала преимущество кооперации, имела представление о масштабах и целях сотрудничества.

Принцип 2.
ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

  Антинаркотическая профилактическая работа должна опираться на активную поддержку политиков и общественности. Без поддержки СМИ, влиятельных общественных организаций существует серьезный риск обеднения этой деятельности. 
   Например, в мае 1999 г. в Екатеринбурге была проведена совместная антинаркотическая акция ряда общественных организаций при активном участии педагогов и школьников. Акция была поддержана администрацией города, в ней участвовало около двух тысяч школьников. В следующие дни СМИ города предприняли атаку на организаторов, дискредитировав общественное значение акции. В итоге были обесценены чувства множества детей, которые с воодушевлением скандировали речевки:

      Вместе нам легко идти 

      По здоровому пути. 

      Независимость - она 

      Для того нам и дана. 

      Мы делаем выбор - 

      Здоровье дороже. 

      Наркотик проблемы 

          Решить не поможет.

   Работа в рамках проекта, предпринятая без политической поддержки депутатов или одобрения административными структурами, также часто оказывается одноразовой, нерегулярной и поэтому малоэффективной. Проекты такого рода остаются "побочным" делом с очень небольшими перспективами выживания.

Принцип 3.
АКТИВНОСТЬ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ

  Важно помнить, что эффективная антинаркотическая профилактическая работа на общественном уровне - на рабочих местах, в жилых кварталах и в школах - в принципе, несовместима с чрезмерно детальным планированием или контролем. Профилактическая политика должна разрабатываться на местах (в школе) и основываться на активном вовлечении всех родителей учащихся, жителей микрорайона, прилегающего к школе. Если не удастся привлечь к участию местных жителей, учащихся и молодежь (например, к работе в досуговых центрах), то коммуникации будут действовать только в одном направлении, и подлинного влияния на сложившуюся систему отношений и на поведение подростков оказываться не будет. 
   Антинаркотическая профилактическая программа для школы должна разрабатываться в соответствии с условиями и требованиями тех, кто принимает в ней участие. 
   Основа такой общинной работы состоит в том, чтобы усилия в течение длительного времени концентрировались в пределах ограниченной территории, обычно - в рамках одной школы, микрорайона, одной дворовой площадки, одного поселка или города. Работа базируется на участии жителей этой территории, на их собственном определении проблем, на их собственных идеях по решению этих проблем и на их собственной активности.

Принцип 4
ДОЛГОСРОЧНОСТЬ

  Силы, которым надо противостоять, действуют длительное время, поэтому антинаркотическая профилактическая работа также должна быть долгосрочной. Антинаркотические профилактические мероприятия, рассчитанные только на один год или около того, по большей части бесполезны. В противоположность этому профилактические действия должны вплетаться в ткань повседневной работы всех участников. Например, профилактическая антинаркотическая программа должна быть включена в повседневную педагогическую практику школы, а не осуществляться в виде частных мероприятий, относящихся только к одной стороне регулярной работы, например, воспитательным мероприятиям, месячникам, конкурсам и т. п.

Принцип 5
НАСТОЙЧИВОСТЬ

  Антинаркотическая профилактика на всех уровнях требует большой доли настойчивости и рассчитана на длительный период, что подразумевает высокие требования, предъявляемые к ее участникам и финансирующим структурам. Не существует дешевых решений. Все участники должны осознавать, что может пройти несколько лет, прежде чем программа антинаркотической профилактики даст эффект.

Принцип 6
ФОРМИРОВАНИЕ ЯСНЫХ ЦЕЛЕЙ

  Предварительные цели, указывающие, "куда мы должны держать курс", необходимы, как навигационные маяки, а конечная цель деятельности - это своего рода пункт сбора. И то и другое должны дополняться целевыми эффектами, которые можно измерить и оценить количественно. 
   Цели нужно адаптировать к задачам деятельности. Должны быть также достаточные ресурсы для достижения целей, определенных для профилактической работы. При наличии ограниченных ресурсов следует определить разумные цели. Нельзя ставить заведомо невыполнимые задачи, например, неразумно планировать полное искоренение курения школьников за один год.

Принцип 7.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

  Антинаркотическую профилактическую работу необходимо оценивать таким образом, чтобы измерить эффективность предпринимаемых мер по отношению к целям и к выделенным ресурсам. Но иногда эту работу трудно оценить. Проходит длительное время, прежде чем результаты становятся очевидными, и редко с уверенностью можно сказать, от каких именно факторов они зависят. Для того, чтобы была возможна такая оценка, профилактическая работа должна поэтапно разграничиваться и контролироваться. 
   С другой стороны, профилактические программы, чтобы стать эффективными, должны реализоваться на широкой основе, являться многосторонними, долгосрочными и свободными от излишне подробного регулирования. Единственной проблемой является то, что такие программы трудно оценивать. 
   Каковы бы ни были трудности, методы оценки и получения конечного заключения о качестве работы должны быть определены с самого начала, чтобы разработки в области антинаркотической профилактической деятельности можно было регистрировать, стимулировать и оформлять. Следует определить критерии измерения и определения, соответственно, успеха или неудачи. Только в этом случае появится возможность оценить предпринятые меры и, если это необходимо, пересмотреть их. 
   Один из возможных методов оценки заключается в том, чтобы сформировать к моменту начала работы ряд пунктов, которые следует регулярно отслеживать и обсуждать. Например, если школьная политика предусматривает полное прекращение употребления наркотиков в школе, то эффективность работы можно проследить по ответам учащихся на анонимные анкеты, или по количеству учащихся, состоящих на учете у нарколога, или же по количеству обнаруженных на территории школы шприцев. При этом следует помнить, что некоторые показатели могут трактоваться неоднозначно, например, рост количества школьников, состоящих на учете у нарколога, может быть первым показателем эффективной выявляемости потребителей наркотиков и ранней обращаемости за помощью.




ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ШКОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
  • Описание окружения школы: 
    территория школы (огорожена, просматривается, пустырь, заросли); близлежащее пространство (наличие киосков, общежитий); состояние домов, их подъездов и подвалов; места отдыха на переменах; тип микрорайона школы (например, спальный, промышленный, окраина, центр и т. д.); клубы, дискотеки, спортивные сооружения, другие места досуга молодежи.
  • Описание школы: 
    количество учащихся, педагогов, родителей, неполных семей; материальное состояние родительских семей; проблемы со здоровьем членов семей и педагогического коллектива (курящие, употребляющие алкоголь); количество детей с поведенческими отклонениями, входящих в группу риска аддиктивного поведения; активность родителей (посещение родительских собраний, участие в родительских комитетах и т. д.); количество детей курящих, употребляющих алкоголь, употребляющих наркотики (данные анонимного анкетирования или сведения от районного нарколога).
  • Описание имеющихся ресурсов: 
    наличие в районе поддерживающих организаций и характер контактов с ними (специализированные службы профилактики зависимостей, наркологическая служба, участковый инспектор, педиатры и подростковые врачи, санитарные службы, общественные организации, религиозные конфессии); наличие среди родителей учащихся и выпускников школы известных, влиятельных политических, общественных деятелей, молодежных лидеров и т. д.; школьные кружки, секции, клубы и т. д.; профилактические мероприятия в школе (конкурсы, уроки, беседы, дискуссии, конференции, школьный совет и т. д.), вовлеченность в них родителей, педагогов и учащихся; организация дежурств охранного агенства или родительских дружин. Подготовленность школьных педагогов к проведению профилактических мероприятий; подготовленность родителей учащихся к проведению профилактических мероприятий.
  • Оценка факторов, способствующих риску вовлечения в аддиктивное поведение учащихся школы, и факторов, препятствующих этому.
Пример анализа ситуации

  Школа N расположена в удаленном от центра спальном районе города, не имеющем детских спортивных сооружений. Неподалеку от школы имеется 3 дворовых клуба, ориентированных только на детей младшего школьного возраста, библиотека, шахматная школа и музыкальная школа (охвачены перечисленными организациями 7% учащихся данной школы). На соседней со школой улице расположены киоски, торгующие табачной и алкогольной продукцией. Школа не огорожена, на пустыре вечером собирается молодежь, там регулярно обнаруживаются бутылки из-под спиртного и использованные шприцы. Рядом со школой расположено рабочее общежитие, где, по сведениям родителей учащихся, продаются и употребляются наркотики. В прилегающих к школе жилых домах подъезды не закрываются, по сведениям жителей этих подъездов, старшеклассники школы на переменах или вместо уроков проводят там время (курят, играют в карты и пьют пиво). В подвале дома N собираются дети из неблагополучных семей, даже младшим школьникам известно, что там "нюхают клей". 
   В школе обучается 1100 детей в две смены, нет оборудованных мест для активного отдыха на переменах. Педагогический коллектив - 115 человек. Родителей учащихся -1655, 186 семей - неполные. Материально обеспеченных родительских семей - 31%. Среди родителей учащихся имеются и курящие, и злоупотребляющие алкоголем. Среди членов педагогического коллектива 21 педагог курит, двое курят в школе. На учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоят 20 детей, двое задерживались милицией за употребление наркотиков. В течение текущего года педсовет разбирал 26 случаев нарушения дисциплины в школе, связанных с курением, употреблением спиртного, распространением наркотиков. Активность родителей крайне низкая: систематически посещают родительские собрания 35% родителей, члены родительского комитета назначаются классными руководителями, инициативы не проявляют. По данным анонимного анкетирования учащихся 9 -11-х классов, курят регулярно до 20%, эпизодически - до 22%; употребляют алкогольные напитки до 60%; 47% детей имеют знакомых, употребляющих наркотики и средства бытовой химии; пробовали наркотики сами - до 18% учащихся. 
   В районе, где расположена школа, имеется социально-психологический центр, оказывающий бесплатную консультативную помощь детям и подросткам с девиантным поведением, но дети с аддиктивным поведением направляются к наркологу. В течение года в школе читались лекции о вреде наркотиков (участковый нарколог - 2 лекции для учащихся 8-11-х классов, 1 лекция для родителей; общество "Нарконон" - 1 лекция для родителей). Связи школы с участковым инспектором и детскими врачами, санитарными службами не касаются профилактики зависимостей. Школа не имеет связей с какими-либо религиозными конфессиями и организациями. Среди родителей учащихся и бывших выпускников имеются известные в городе люди, пользующиеся уважением и авторитетом, но в школе они появляются крайне редко. В школе работает 3 кружка и спортивная секция (бесплатно), ведут их педагоги. Подростки высказывают пожелание об открытии секции айкидо и школы выживания, но для этого нет материальных и кадровых ресурсов. В качестве профилактических мероприятий школой в течение двух последних лет проводятся ежегодные конкурсы рисунков и сочинений антинаркотической направленности, эпизодически педагоги проводят с учащимися беседы о вреде курения и алкоголя, во время месячника борьбы с наркоманией проводился театрализованный открытый урок "Суд над сигаретой". В школе на протяжении 3 месяцев работает добровольная родительская дружина, которая в вечернее время обеспечивает безопасность детей после занятий. Договора с охранным агентством у школы нет. Специальную подготовку по профилактике зависимостей в школе начал проходить преподаватель ОБЖ, отдельные материалы включены в уроки ОБЖ в 7-8-х классах. Никто из родителей учащихся не имеет специальной подготовки по профилактике зависимостей. 

   Выводы. В нашей школе дети не защищены от предложения наркотиков. Среди детей и подростков распространены вредные привычки. У детей нет безопасной зоны для отдыха. Родители учащихся пассивны, не принимают участия в профилактической работе. Педагоги не подготовлены к самостоятельной организации профилактики зависимостей в школе. Малоэффективны контакты с поддерживающими организациями, недостаточно используются имеющиеся у школы ресурсы.

    2. ВЫРАБОТКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

  На основе выводов из анализа ситуации вырабатывается решение в интересах здоровья и безопасности детей. 
Пример 
Школа провозглашает профилактику зависимостей главной воспитательной миссией педагогов и родителей. Школа принимает решение о вовлечении всех позитивных сил общества в защиту здоровья и безопасности детей в русле профилактической деятельности.

    3. ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ ШКОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

  На основании оценки ситуации вырабатывается принципиальное отношение школы к наркотикам (к их предложению и употреблению), а также к профилактическим программам. 
Пример 1 
Наркотиками для детей являются табак, алкоголь. Каждый ребенок, подросток имеет право на защиту от внешнего давления неблагоприятной аддиктивной среды. Дети нашей школы должны быть защищены от предложения наркотиков. Все дети и подростки нашей школы имеют право на окружающую среду, свободную от предложения наркотиков, свободную от открытой или скрытой рекламы наркотиков и других форм пропаганды средств зависимости. Школа обязана оперативно реагировать на любой факт употребления наркотиков учащимися. Школа имеет право в соответствии со своим Уставом применять санкции, препятствующие распространению и употреблению наркотиков школьниками. 
Пример 2 
Каждый учащийся нашей школы должен уметь противостоять предложению наркотиков и другому неблагоприятному внешнему давлению, уметь организовать свой досуг безаддиктивным образом, быть социально компетентным. Педагоги и родители обязаны предоставлять детям квалифицированную и специфическую для каждого возраста информацию по наркотикам и зависимостям, обучать детей противостоять неблагоприятным условиям и создавать благоприятные условия, способствующие осознанию детьми ценностей здоровья. 
На основании приоритетов определяется стратегия последующих действий всех участников. Анализ примеров показывает, что приоритетными для школьной политики будут являться действия, направленные на ограничение доступности наркотиков и пресечение экспериментирования детей с наркотиками (пример 1); действия, направленные на уменьшение спроса на наркотики (пример 2). Возможно, в качестве приоритетного школой будет выбран комплексный подход, направленный на уменьшение предложения и спроса на наркотики.

    4. ПРИНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ШКОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НАРКОТИКОВ И ЗАВИСИМОСТЕЙ

  Семь перечисленных выше принципов применяются в каждой конкретной школе в соответствии с выбранными приоритетами школьной политики. 
В соответствии с принципом 1 "Сотрудничество вместо конкуренции" в школу приглашаются представители всех ключевых и поддерживающих групп. Путем обсуждения определяется круг участников совместной профилактической работы. Далее следует решить вопрос об ответственности: кто за что конкретно отвечает. Куратором школьной политики является педагог-организатор, который просит всех, кто участвовал в обсуждении, высказаться письменно в свободной форме в поддержку школьной политики и подписаться. Определяется также список лиц, помогающих координатору, из числа педагогов, специалистов, родителей. 
В соответствии с принципом 2 "Общественная и политическая поддержка" определяется потребность в конкретной помощи со стороны административных, властных и общественных структур, действующих на территории района, и разрабатываются обращения и письма к ним. 
В соответствии с принципом 3 "Активность всех участников" проводятся опросы родителей учащихся, школьных педагогов, учащихся, жителей района, выясняющие их собственное видение проблемы и пути ее решения. В дальнейшем должны быть учтены все идеи и предложения. Будет правильным, если все родители учащихся данной школы подпишутся под обращением в поддержку школьной политики. 
Пример обращения: "Я, родитель ученика ... школы знаком со школьной политикой в отношении наркотиков и зависимостей. Я осознаю важность профилактической работы в нашей школе. Я понимаю, что должен сделать все от меня зависящее, чтобы предотвратить употребление наркотиков детьми в нашей школе. Я обязуюсь активно участвовать во внедрении профилактических программ в нашей школе". 
Подписывание родителями обязательств способствует тому, что они принимают на себя эти обязательства и, соответственно, занимают определенную позицию. Подписавшие обращение родители с большей вероятностью станут предпринимать в дальнейшем шаги, которые будут соответствовать занятой ими позиции. Зачитывание на группе и групповое подписывание обязательств способствует даже существенному изменению мировоззрения и жизненной позиции. 
В соответствии с принципом 4 "Долгосрочность" и принципом 5 "Настойчивость" определяется, что школьная политика в отношении наркотиков и зависимостей вырабатывается на долгие годы и пересматривается при изменении ситуации и смене приоритетов. 
В соответствии с принципом 6 "Постановка ясных целей" в качестве цели избирается ожидаемый результат действия школьной политики. Цели, определяемые школьной политикой, обычно представляют собой утверждения, выражающие суть проблемы. Например: "Обеспечить безопасное, неаддиктивное окружение детей" или "Сформировать у детей установки на здоровый образ жизни". 
В соответствии с принципом 7 "Оценка эффективности" достижение каждой цели должно быть разбито на этапы, и каждый этап должен иметь свои задачи и соответствующие им параметры оценки. 
Например, ставя целью снижение количества курящих старшеклассников в течение года на 50%, можно выделить этап первого анкетного исследования в течение месяца (определение количества курящих школьников); этап информационного посредничества в течение трех месяцев, эффективность которого измеряется количеством уроков, посещенных каждым учащимся; этап организации специализированной психологической помощи курящим школьникам в течение 5 месяцев (эффективность может определяться, например, общим количеством школьников, отказавшихся от курения); и последний этап - второе анкетное исследование и сопоставление полученных данных в динамике.

    5. РАЗРАБОТКА ТАКТИКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ С СИТУАЦИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С НАРКОТИКАМИ

  Независимо от избранных школой приоритетов школьной политики, ни одна школа сегодня не застрахована от ситуаций, связанных с пробованием и употреблением, детьми наркотиков. Именно поэтому школьная политика в отношении наркотиков и зависимостей должна содержать свод правил, касающихся поведения педагогов в таких ситуациях. 
Рекомендации по разработке тактики педагогов 
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ? 
Если преподаватели замечают в подростках какие-то изменения, которые позволяют заподозрить употребление наркотиков, они должны отреагировать на это. Паника или немедленные санкции, такие как угрозы исключения из школы, являются неуместными реакциями. Скорее, нужно попытаться поговорить с подростком конфиденциально и без обвинений . В беседе с подростком необходимо обязательно упомянуть о наблюдаемых изменениях в его состоянии (например, забывчивость, сонливость и т. д.). Подозрение на потребление наркотика должно высказываться только если существует хотя бы небольшая уверенность в этом. Выслушайте сначала, какие объяснения дает учащийся своему поведению. Если подозрение на потребление наркотика не подтверждено, родителей можно не информировать, т. е. не нужно пугать неопределенными предположениями. Если же у молодого человека и далее выявляются изменения поведения или трудности в учебе, то необходимо провести беседу с родителями. 
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ПОТРЕБЛЕНИИ НАРКОТИКОВ? 
В случае если школьник в беседе открыто признает потребление наркотиков, примите это как указание на возможные изменения его поведения. Не драматизируйте и попытайтесь предотвратить распространение слухов. При случайном потреблении медикаментов, алкоголя или марихуаны поспешная реакция скорее вредна, чем полезна. Объясните ученику, что вы должны спокойно обдумать следующие шаги. Оставайтесь, однако, безусловным хозяином ситуации и согласуйте возможность дальнейшего обсуждения. При необходимости преподаватель может проконсультироваться с педагогом-организатором или со специалистами по профилактике. Преподаватель часто оказывается в сложной ситуации. С одной стороны, ученику нужно предложить помощь и сохранить отношения доверия. С другой стороны, необходимо сообщать о подобных происшествиях школьному руководству. Преподаватель должен все взвесить и лучше всего при участии специалиста. Чтобы избежать конфликтов с совестью, учителю рекомендуется с самого начала указывать подростку на то, что преподаватель обязан, в случае угрозы третьему лицу (если ученик торгует наркотиками), информировать школьную администрацию. 
Если очевидно, что подросток находится в состоянии опьянения и разговаривает с трудом, то можно рекомендовать следующий образ действий: безотлагательно проинформировать родителей ученика, предложить немедленно обратиться к специалисту и поставить определенные временные рамки для медицинских мероприятий. Сам педагог, без участия родителей ребенка, не вправе отправлять его на освидетельствование нарколога. 
Согласно ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (15.01.98 г.), регламентируется основной порядок медицинского освидетельствования: "...медицинское освидетельствование проводится в специально уполномоченных на то... учреждениях здравоохранения по направлению органов прокуратуры, дознания ... следователя или судьи ... для направления на медицинское освидетельствование судьи, прокуроры, следователи, органы дознания выносят постановление". 
Если подросток потерял сознание и у него явно нарушены жизненные функции единственный правильный шаг педагога - вызвать бригаду скорой помощи и информировать об этом родителей. 
КОГДА ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ИНФОРМИРОВАТЬ ШКОЛЬНУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ? 
Если существует подозрение или уверенность, что школьник передает наркотик третьей стороне, школьный коллектив обязан защитить других детей. Школьная администрация (вместе с родителями, классным руководителем и представителем правоохранительных органов) выясняют, какие дальнейшие мероприятия требуются. 
КОГДА ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДОЖНЫ ИНФОРМИРОВАТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ? 
Потребление и распространение нелегальных наркотиков регулирует ряд статей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 228 "Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических или психотропных веществ"; ст. 229 "Хищение либо вымогательство наркотических либо психотропных средств"; ст. 230 "Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ"; ст. 231 "Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества"; ст. 232 "Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ"). 
В случае если подросток-наркоман не причинил вреда соученикам, согласился на лечение и между ним и преподавателем существуют доверительные отношения, школа может на законном основании не информировать правоохранительные органы. 
В том случае если подросток продолжает употреблять наркотики, игнорируя договоренности, его родители не обращаются к специалистам за помощью, или подросток распространяет наркотики, необходимо привлечение правоохранительных органов (сообщения в инспекцию по делам несовершеннолетних, участковому инспектору). 
При разработке тактики рекомендуется привлечение специалистов (представителей правоохранительных органов, врачей, специалистов по профилактике и т. д.).

    6. ОФОРМЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ДОКУМЕНТА И ИНФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ

  Разработанная коллективно школьная политика по отношению к наркотикам оформляется как документ и принимается на школьных собраниях учащихся (средняя и старшая школьная ступени), родителей (все школьные ступени) и педагогов. Копии рассылаются всем участникам из поддерживающих групп.

    7. РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

  На основании школьной политики, в соответствии с ее решениями, приоритетами, принципами, целями, разрабатывается школьная программа профилактических мероприятий, охватывающих детей, родителей, педагогов и учитывающих ресурсы поддерживающих групп. Определяется школьный координатор программы профилактики зависимостей (педагог-организатор), который делегирует ответственность за выполнение тех или иных мероприятий участникам программы организует их обучение и обеспечивает методическое руководство, назначает сроки и контролирует исполнение мероприятий.