Доклад рабочей группы межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации

15 мая 2002 года, 10.00
г. Санкт-Петербург
Доклад рабочей группы
межведомственной комиссии при полномочном представителе
Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
по противодействию незаконному обороту и потреблению
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
 

    "О состоянии работы межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, и реализации целевых программ по стабилизации наркоситуации". 
Александр Васильевич Аграшенков    Докладчик: начальник управления по работе с органами власти субъектов Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, кандидат исторических наук, доцент Александр Васильевич Аграшенков.

    В последние годы в Российской Федерации на одно из первых мест вышла проблема распространения наркомании и роста незаконного оборота наркотиков, оказывающая негативное влияние на физическое и моральное здоровье населения, социальную стабильность общества, экономику, политику, демографическую ситуацию, правопорядок. Более десяти лет растет численность участников незаконного оборота наркотиков, ядром которого является международный наркобизнес. Неадекватная оценка масштабов распространения наркотиков и активности наркобизнеса в России, отсутствие должного внимания к организации работы по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами и их незаконным оборотом, безынициативность органов власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации целевых программ по стабилизации наркоситуации - все это привело к тому, что на рубеже XX - XXI веков наркомания и наркобизнес стали представлять серьезную угрозу национальной безопасности России, а именно - здоровью нации и социальной стабильности общества. 
    В 1994 году вместо Комитета, отвечающего за национальную антинаркотическую политику, было утверждено Положение и создана первая Межведомственная антинаркотическая комиссия (для удобства назовем ее так) с С. Шахраем во главе. 
    Позже, в июне 1995 года, Правительством Российской Федерации была принята федеральная комплексная программа на 1995-1997 годы, а всем регионам Российской Федерации было рекомендовано создать Межведомственные антинаркотические комиссии при администрациях, которые занимались бы разработкой и реализацией собственных целевых комплексных программ. Одним из первых на данное решение отреагировал Санкт-Петербург, создав антинаркотическую межведомственная комиссия, председателем которой стал В. Мутко
    К числу последних по времени принятия документов, регламентирующих работу МВК, на сегодняшний день являются: Решение Совета Безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2001 г. и Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. №44. Целью программы является создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной общественной опасности. Программа рассчитана на 3 года и предусматривает выделение 1,6 млрд. рублей на реализацию комплекса антинаркотических мероприятий. 
    По сравнению с Федеральной целевой программой на 1999 - 2001 годы объем целевого финансирования антинаркотических мероприятий в 2002 - 2004 гг. увеличен более чем в 3 раза. Данный факт выдвигает серьезные требования к эффективности организации работы: ведь если подобное существенное увеличение целевых ассигнований не приведет к позитивным результатам, это может дискредитировать в глазах населения антинаркотическую работу в целом, что только усилит позиции сторонников легализации немедицинского употребления запрещенных наркотических и психотропных веществ.

    Для того, чтобы говорить о состоянии работы межведомственных комиссий и реализации целевых программ, представляется целесообразным выделить основные критерии, в соответствии с которыми и будет осуществляться оценка их эффективности.

    В качестве таких критериев можно выделить следующие: 
   1. Оценка наркоситуации в субъектах федерации и тенденций ее развития. 
   2. Оценка качества самих Положений об антинаркотических МВК, утвержденных органами исполнительной власти субъектов федерации. 
   3. Оценка качества целевых комплексных программ администраций субъектов федерации (соответствие федеральным нормативным актам и требованиям менеджмента к целевым комплексным программам). 
   4. Оценка степени реализации обозначенных в целевых комплексных программах задач.

   … Проведенный рабочей группой анализ работы межведомственных комиссий, образованных в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, выявил следующие основные недостатки проводимой антинаркотической работы: 
   1. До настоящего времени отсутствует ответственный, профессиональный подход к формированию системы мер по стабилизации наркоситуации. 
   2. Отсутствует эффективная система мониторинга наркоситуации, следствием чего является невозможность достоверно оценить эффективность принимаемых мер по стабилизации наркоситуации, обосновать необходимые для сокращения уровня немедицинского употребления и незаконного оборота наркотиков организационно-тактические решения и необходимые для их реализации финансовые затраты. 
   3. Антинаркотические целевые программы в ряде субъектов Российской Федерации разрабатываются, а следовательно, и принимаются с существенным опозданием. При этом уже принятые целевые программы не получают запланированного финансирования в полном объеме. 
   4. При разработке целевых программ доминирует принцип разделения общего объема целевого финансирования между комитетами и ведомствами, в результате чего финансовое обеспечение антинаркотической работы до настоящего времени не носит комплексного, целевого характера. 
   5. Практика работы межведомственных комиссий свидетельствует о неэффективности возложения на них вопросов организации и текущего - в том числе - оперативного, планирования работы по стабилизации наркоситуации. Для осуществления такой работы в структурах органов исполнительной власти должны быть образованы специализированные подразделения по координации антинаркотической работы. 
   6. В работе межведомственных комиссий ряда субъектов Российской Федерации принимают участие только представители государственных структур, что в значительной степени снижает эффективности работы комиссий.

    Кроме того, одной из важнейших практических задач, стоящих перед администрациями субъектов Российской Федерации в округе, решение которых требует принятия экстренных мер и при этом не может быть осуществлено без дополнительного финансирования, является укрепление (а в ряде субъектов федерации - создание) диагностической базы установления фактов немедицинского потребления наркотических средств, без чего правоохранительные органы не смогут эффективно реализовать положения вступающего в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ о запрете немедицинского потребления наркотиков. В настоящее же время химико-токсикологические лаборатории в Северо-Западном федеральном округе не готовы к обеспечению административной практики противодействия немедицинскому употреблению наркотических средств и психотропных веществ. 
 

На основании вышеизложенного рабочая группа РЕКОМЕНДУЕТ:

    
   1. Образовать в структуре органов исполнительной власти специализированные подразделения, отвечающие за координацию деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и противодействие наркомании. 
   2. Пересмотреть Положения об антинаркотических межведомственных комиссиях с целью приведения установленных ими целей, структуры и функций в соответствие с требованиями федерального законодательства. 
   3. Обратить внимание на необходимость включения в состав межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту представителей органов законодательной власти, общественных организаций и средств массовой информации. 
   4. Ускорить принятие целевых антинаркотических программ в тех субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, где такие программы еще не приняты. 
   5. Провести анализ разработанных целевых антинаркотических программ, обратив особое внимание на необходимость реализации целевого, а не отраслевого, подхода к их разработке. 
   6. Осуществлять систематический контроль за реализацией положений региональных целевых комплексных программ на протяжении всего периода их действия и рассмотреть вопрос об усилении персональной ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение положений, предусмотренных целевой комплексной программой. 
   7. Принять действенные меры по укреплению диагностической базы прове-дения освидетельствования на состояние наркотического опьянения, необходимой для практической реализации вступающего в действие с 1 июля 2002 г. КоАП Российской Федерации.