РЕШЕНИЕ Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

РЕШЕНИЕ
Межведомственной комиссии при полномочном представителе
Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе
по противодействию незаконному обороту и потреблению
наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров
(Окружной антинаркотической комиссии). 14 апреля 2006г.

"Об использовании потенциала средств массовой информации в повышении эффективности антинаркотической пропаганды, состояние развития института социальной рекламы".

    Заслушав и обсудив доклады и выступления участников заседания, члены Окружной антинаркотической комиссии отмечают, что в настоящее время уровень наркотизации общества во многих странах мира принял масштабы национального бедствия, а деятельность контролирующих наркобизнес организованных преступных сообществ представляет серьезную угрозу национальной безопасности этих государств. 
    Наркотизация общества стала не только одной из острейших проблем национальной безопасности России, но и представляет серьезную социальную угрозу. Наряду с этим в массовом сознании нет четко сформированного негативного отношения к наркотикам. 
    Эффективность принимаемых государством мер противодействия распространению наркотиков существенно зависит от широкой общественной поддержки, что невозможно без участия средств массовой информации. В то же время, средствам массовой информации не сделан социальный заказ на социальную рекламу антинаркотической направленности, пропагандирующей здоровый образ жизни, создание видеофильмов, телевизионных программ, игровых короткометражных и неигровых фильмов, направленных на профилактику наркопотребления и осознание потребности здорового образа жизни, и проведение их тематических показов. 
    В субъектах федерации округа на бюджетные средства создаются отдельные проекты социальной рекламы, которые практически не решают поставленные задачи. 
    В сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений антинаркотической стратегии органов исполнительной власти субъектов федерации округа должна стать аргументированная пропаганда здорового образа жизни. Необходима целенаправленная и широкомасштабная информационно-пропагандистская кампания, ключевая роль в которой отводится средствам массовой информации. Печать, телевидение и радио, путем реализации социального заказа наилучшим образом могут содействовать воспитанию у населения стойкого неприятия употребления психоактивных веществ, осознанной потребности в здоровом образе жизни. 
    Другой, не менее важной проблемой, связанной со СМИ, является реклама наркотиков. Законы "О средствах массовой информации" и "О рекламе" запрещают распространение в СМИ и в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, а также использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, и в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. 
    Несмотря на имеющийся в законодательстве запрет и механизм реализации властных полномочий, случаи рекламы наркотиков имеют место в различных СМИ и печатной продукции. Работа по выявлению подобных фактов в субъектах федерации Северо-Западного федерального округа уполномоченными на то Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (РОСОХРАНКУЛЬТУРА) и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) не организована. 
    Обе службы имеют право на организацию проведения необходимых исследований, оценок и экспертиз по вопросам осуществления контроля и надзора, они также имеют реальные рычаги воздействия на организации, допускающие нарушения законодательства, однако действенных мер по выявлению и пресечению фактов скрытой рекламы наркотиков ими не принимается. Мониторинг средств массовых коммуникаций, как основная составляющая контроля за соблюдением законодательства в части запрета рекламы наркотиков, проведение экспертной оценки продукции средств массовой информации, ими не организованы. 
    Выявленные органами наркоконтроля единичные факты скрытой рекламы не оказывают существенного влияния на складывающуюся обстановку. 
    
    В настоящее время назрела острая необходимость создания экспертного совета при Управлении РОСОХРАНКУЛЬТУРы по СЗФО для проведения анализов, научных исследований и оценок по вопросам соответствия действующему законодательству публикаций, передач, фильмов и т.д. 
    В процессе реализации антинаркотической пропаганды выявилась проблема отсутствия профессионального подхода к решению задачи. Нередко в СМИ, рассчитанных в первую очередь на молодежную аудиторию, пропагандируется неизбежность присутствия наркотиков в "современной жизни", внедрения программ "снижения вреда" и "заместительной терапии" вместо идеологии полного отказа и запрета наркотиков. В репортажах о работе правоохранительных органов зачастую приводятся сведения, запрещенные к распространению Законом "О средствах массовой информации": сообщается о местах приобретения, способах изготовления наркотиков и т.д. Одним из условий защиты общества от подобного дилетантского воздействия может стать выработка признаваемых большинством сотрудников СМИ набора профессиональных стандартов и организация их обучения корректному и законному освещению проблем наркомании. Важную роль в этом должна сыграть Ассоциация СМИ Северо-Запада. 
    Таким образом, организацию работы по использованию потенциала средств массовой информации в повышении эффективности антинаркотической пропаганды и института социальной рекламы нельзя признать удовлетворительной.

    С учетом изложенного Комиссия РЕШИЛА: 

   1.Принять к сведению доклад заместителя начальника Управления по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, выступления членов комиссии и приглашенных. 

   2.Рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа, совместно с территориальными управлениями Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: 
   2.1. Во исполнение Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", с целью усиления интенсивности социальной рекламы, организовать подготовку и размещение социального заказа на социальную рекламу антинаркотической направленности, пропагандирующей здоровый образ жизни, создание видеофильмов, телевизионных программ, игровых короткометражных и неигровых фильмов, направленных на профилактику наркопотребления и осознание потребности здорового образа жизни, и проведение их тематических показов, а также предусмотреть целевое выделение финансовых средств на данные цели в региональных целевых антинаркотических программах. 

   Срок исполнения: 1 полугодие 2006 года 
   2.2. Разработать и внедрить для повышения профессионального уровня работников СМИ, сотрудников профильных комитетов органов исполнительной власти и студентов факультетов журналистики программу обучающего семинара по освещению проблем, связанных с наркоманией и здорового образа жизни. Финансирование на обучение предусмотреть в бюджетах региональных целевых комплексных антинаркотических программ, либо в бюджетах профильных комитетов администраций субъектов федерации. Обучение проводить на регулярной и плановой основе. 

   Срок исполнения: 1 полугодие 2006 года 
   обучение предусмотреть в бюджетах региональных целевых комплексных антинаркотических программ, либо в бюджетах профильных комитетов администраций субъектов федерации. Обучение проводить на регулярной и плановой основе. 

   Срок исполнения: 1 полугодие 2006 года 
   3. Управлению по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Н.Н.Мусинский): 
   3.1. С привлечением специалистов из разных областей организовать разработку типового технического задания для осуществления информационной политики, пропагандирующей здоровый образ жизни, посредством СМИ, наружной рекламы и других средств воздействия. 

   Срок исполнения: 3 квартал 2006 года 
   3.2. Совместно с Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу (В.А.Калинин) и Управлениями Федеральной антимонопольной службы России в субъектах федерации округа выработать механизм сбора информации о нарушениях действующего законодательства, связанных с распространением запрещенных сведений о наркотиках, их пропагандой и скрытой рекламой, допущенных в сфере массовых коммуникаций, обеспечивая неотвратимость наказания за них. 

   Срок исполнения: 1 полугодие 2006 года 
   3.3. Совместно с руководителями субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа провести межрегиональный конкурс социальной рекламы, по итогам которого организовать проведение семинара по изучению и распространению положительного опыта ее производства и размещения. 

   Срок исполнения: 2 полугодие 2006 года 
   4. Управлению Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу (В.А.Калинин) представить в департамент по взаимодействию с правоохранительными органами аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе предложения об участии представителей Росохранкультуры РФ в процессе регистрации и выдаче прокатных удостоверений на кино- и видеопродукцию Министерством культуры Российской Федерации.