Какой институт нужен для научного обеспечения антинаркотической политики и управления в России?

23.05.2022

Артем Сунами
Артем Сунами 
магистр конфликтологии,
соискателя степени кандидата политических наук,
ассистента кафедры конфликтологии СПбГУ 

Отношение к проблеме
«Какой институт нужен для научного обеспечения
антинаркотической политики и управления в России?»

    Совсем еще недавно сложно было сказать, на какой стороне в наркоконфликте находится российское государство. «Лихие девяностые» породили ситуацию, когда государству было абсолютно начихать на все, что творится с его населением. Администрация нового Президента России Владимира Путина поставила правильную задачу, вернуть государство в общественные отношения, но как это часто бывает, предпочла пойти по самому простому пути: укрепление своей власти, то есть возвращения к схеме управления, которая как будто бы когда-то давала результат, то есть к тотальному огосударствлению ключевых сфер общественного бытия. Все это вылилось в такие последствия, которые трудно в условиях жесткой глобализационной конкуренции ХХI века оценивать как позитивные: монополизация власти и отсутствие реальной политической конкуренции, невиданный размах коррупции и чиновничьего беспредела, олигархическая модель управление экономикой и «закошмаривание» любого бизнеса, отсутствие плюрализма в СМИ и бесправие гражданского общества.

    Но тенденции усиления контроля государства над обществом стали той питательной средой, в которой произошло возвращение государства к запретительной политики в отношении наркотиков. Ведь такая политическая позиция удачно ложиться в фарватер наметившегося желание власти взять на себя ответственность буквально за «все». Казалось бы, в этом нет ничего плохого, и стоит только порадоваться, что потребности общества и намерения государства, наконец-то хоть в чем-то совпали. Но мы хотели бы заострить ваше внимание на том, что возвращение государства к политике контроля наркотиков не было продиктовано научными исследованиями, не было подкреплено активностью гражданского общества, а имело сугубо конъюнктурный характер. Какая опасность таиться в этом?

    Представим гипотетически, что политико-экономическая система, выстроенная Владимиром Путиным и его приемниками внезапно терпит крах, тем более, что в условиях экономического кризиса это вполне возможный сценарий развития событий. Очевидно, что в этих условиях нас ждет глобальная либерализация государственной политики как ответная реакция на неудачу. Что тогда произойдет с антинаркотической политикой, если она по прежнему останется конъюнктурной и, следовательно, обреченной быть флюгером, болтающимся в разные стороны от малейшего дуновения, продиктованного политической волей того или иного руководителя? Что сделает ее устойчивой к изменчивости политического климата на государственном олимпе? Спецслужба с названием ФСКН России? Вряд ли. Образованная из налоговой полиции, питающаяся кадрами из различных отраслей, она легко может быть преобразована еще раз во что угодно.

    Все вышесказанное — повод задуматься антинаркотической общественности над темой предстоящего семинара. Уверены, что многим вынесенная на обсуждение участников проблема «Нужен ли Центр исследования антинаркотической политики и управления» покажется не актуальной, имеющей малое отношения к работе «на земле», всего лишь некой научной проблемой, интересной узкому кругу университетских ученых и не более.

    Мы же утверждаем, что тем, кто позиционирует себя на стороне против наркотиков не стоит уповать на то, что имеющийся сейчас союз с государством в этом вопросе, это навсегда. Мы полагаем это, удобным случаем воспользоваться удачно сложившимся раскладом сил в наркоконфликте и укрепить позиции антинаркотической политики через создание института, обеспечивающего научно-методологическое ее сопровождение и подготовку кадров, объединенных общим междисциплинарным образованием, а не как сейчас разбитых на отраслевые группки, по причине получения различного образования в высшей школе. И возможно тогда деятельность Государственного антинаркотического комитета РФ по объединению усилий органов власти станет эффективной и реально приведет к достижению пока лишь декларируемой государством цели — сокращению наркомании и наркопреступности.