ОБРАЩЕНИЕ участников научно-практического семинара к Председателю Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации - Директору ФСКН России В.В. Черкесову

О Б Р А Щ Е Н И Е

участников научно-практического семинара "Создан Государственный антинаркотический комитет. Станет ли антинаркотическая деятельность органов власти эффективнее?" к Председателю Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации- Директору ФСКН России В.В. Черкесову

   За последнее десятилетие, принятие государственной властью целого ряда решений позволило выделиться в отдельное направление государственной политики ее антинаркотической составляющей. Последовательно были сформированы основы организационного, материального и законодательного обеспечения данного вида деятельности. Создание Государственного Антинаркотического Комитета (далее Комитет) стало своего рода завершением длительной работы, этапами которой было принятие в 1998 Федерального закона N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", реализация с 1999 года по настоящее время Федеральных целевых программ, создание в 2003 году Указом Президента РФ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. 
   Необходимо отметить, что за эти годы в стране проведена большая работа, предпринятыми мерами удалось в определенной мере стабилизировать наркоситуацию. Правоохранительными органами достигнуты промежуточные успехи в части подавления организованной преступности, контролирующей наркотрафики, крупные сети сбыта, легализующей доходы от наркобизнеса. Развивается сеть специализированных учреждений для оказания лечебной, реабилитационной помощи больным наркоманией. Органами государственной власти и общественными организациями ведется работа в части профилактики наркозависимости и наркопреступности.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся позитивные изменения, целый ряд проблем остается нерешенным:

  • на федеральном, региональном и муниципальном уровнях отмечается недостаточная координация антинаркотической деятельности между различными ведомствами и уровнями государственной власти;
  • организационное приращение антинаркотической политики не сопровождается методологическим и кадровым ее усилением через подготовку квалифицированных специалистов в области антинаркотического управления и разработку научных основ данной деятельности;
  • законодательно остаются недостаточно отрегулированными вопросы взаимодействия между различными уровнями государственной власти, постановки на учет за факт незаконного потребления наркотиков, принудительного лечения, реабилитации как альтернативы наказанию лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков и ряд других;
  • взаимодействие органов антинаркотической политики и гражданского общества зачастую носит декларативный характер, недостаточно задействованы ресурсы населения в антинаркотической работе.

   Полагая, что все эти годы наращивание усилий антинаркотической политики происходило через повышение ее политического статуса и, будучи уверенными, что данная стратегия достигла своего максимума в лице Комитета, считаем необходимым задуматься об изыскании новых резервов, но уже в рамках существующей системы администрирования.

В связи с вышеизложенным участники научно-практического семинара предлагают:

1. В части совершенствования российской антинаркотической политики

1.1. На основе анализа содержания антинаркотической составляющей деятельности органов всех ветвей власти, общественных организаций, граждан уточнить смысл новых понятий "антинаркотическая политика" и "государственная антинаркотическая политика", соотнести их с традиционными понятиями "социальная политика" и "уголовная политика" и определить порядок сотрудничества Комитета со структурами, в предмет ведения которых входит профилактика курения табака и пьянства на федеральном, региональном и местном уровне. 
1.2. Инициировать в Государственной Думе Российской Федерации подготовку федерального закона дополняющего статью 1 "Основные понятия" Федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных" новыми понятиями "антинаркотическая политика " и "антинаркотическое управление (координация)". 
1.3. Поручить аппарату Комитета разработать национальный профессиональный стандарт специалиста в антинаркотической деятельности, сместив в нем акценты с правоприменительной практики на область антинаркотической политики, антинаркотического менеджмента и профилактики наркотизма. 
1.4. Инициировать в Государственной Думе Российской Федерации подготовку федерального закона дополняющего Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления муниципального территориального образования в Российской Федерации" от 6. 10. 2003 года № 131 - ФЗ нормами, предусматривающими права, обязанности и задачи органов местного самоуправления в сфере антинаркотической политики (понятие "муниципальная антинаркотическая политика") в целях регулирования взаимоотношений между региональными антинаркотическими комиссиями и муниципалитетами.

2. В части совершенствования антинаркотического управления:

2.1. Изучить в рабочих группах Комитета, в чем конкретно не совпадают интересы структур ФСКН и органов здравоохранения (например, место частных медицинских учреждений в решении проблем наркотизации населения), структур ФСКН и органов образования, ФСКН и каждого из входящих в Комитет субъекта антинаркотической деятельности и определить порядок их согласования (координации) на всех уровнях (совместные приказы, совместные региональные коллегий, и обучающие семинары и т.д.). 
2.2. Составить перечень первоочередных (на 2008 год) и долгосрочных задач Комитета на федеральном и региональном уровнях и разместить их на сайте ФСКН России и информационно-публицистическом ресурсе "Нет наркотикам" для информирования гражданского общества. 
2.3. Разработать комплексные объективные критерии оценки тенденций в наркоситуации субъекта федерации и эффективности деятельности антинаркотических комиссий субъектов РФ. Рекомендовать администрации Президента РФ определить порядок их учета при оценке деятельности региона и решении вопросов о переназначении действующих губернаторов на новый срок и назначении новых. 
2.4. Поручить аппарату Комитета: 
  -  разработать сертификат соответствия деятельности антинаркотической комиссии субъекта федерации рекомендациям ежегодных докладов Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН); 
  -  разработать методические рекомендации о принципах взаимодействия территориальных органов федеральных министерств с региональными органами государственной власти в вопросах антинаркотического управления наркоситуацией и реализации принципа приоритета профилактики наркомании перед ее лечением и административного предупреждения наркопреступности перед ее уголовно-правовым пресечением. Использовать потенциал гражданского общества в проведении экспертизы качества методических материалов; 
  -  изучить вопрос о возможности разработки поправок в действующее законодательство, позволяющих постановку на учет в наркологический диспансер лиц неоднократно (более 2 раз) привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков без назначения врача. 
2.7. Инициировать в Государственной Думе Российской Федерации рассмотрение вопроса об ответственности администраций досуговых заведений и организаторов массовых мероприятий за систематическое попустительство нахождению в состоянии наркотического опьянения посетителей и распространению среди них наркотиков.

3. В части стимулирования участия гражданского общества в антинаркотической политике:

3.1. Дать указание руководителям аппаратов антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации обобязательном опубликовании всех решений Антинаркотических комиссий субъектов федерации на Информационных порталах региональных органов государственной власти. 
3.2. Привлекать к участию в работе межведомственных рабочих групп при Комитете активных деятелей из числа антинаркотических общественных организаций. 
3.3. Поручить аппарату Комитета разработать методические рекомендации, определяющие критерии и механизмы взаимодействия Комитета и общественных организаций по вопросам профилактики и реабилитации наркомании, предупреждения наркопреступности (наркокорупции) и проведения общественной экспертизы наиболее важных управленческих решений и результатов их реализации в правоохранительных органах.

4. В части обучения и подготовки кадров для нужд антинаркотической политики и управления (Государственного Антинаркотического Комитета)

4.1. Поручить разработать требования (стандарты) к профессиональной компетенции специалистов в сфере антинаркотической политики и антинаркотического управления, то есть к государственным служащем ФСКН РФ, обеспечивающих деятельность Государственного антинаркотического комитета РФ и государственным служащем обеспечивающим деятельность Антинаркотических комиссий субъектов федерации. 
4.2. Поручить разработать обучающие программы на основе "наркоконфликтологии" для сотрудников ФСКН РФ, отвечающих за линию МВП, и общественности с целью формирования единой антинаркотической политики и методов взаимодействия общественности и государства. 
4.3. Изучить вопрос готовности руководителей субъектов РФ сформировать предложения на заказ для обучения специалистов по антинаркотической политике и антинаркотическому управлению к новому учебному году 
4.4. Внедрить систему дистанционной переподготовки специалистов по антинаркотической политике и управлению на базе определенных в этих целях образовательных учреждений по федеральным округам

Участники научно-практического семинара просят опубликовать данное обращение с официальными комментариями руководителя аппарата Комитета в очередном номере всероссийского журнала "Наркоконтроль".

8 февраля 2008 года
Центр антинаркотической политики СПбГУ/ECAD