Наркомания как социальная эпидемия

"Наркомания как социальная эпидемия"

Н.Е. Маркова, директор Центра
Коммуникативных исследований
"Проект Барьер", эксперт СФ РФ

1. Характер эпидемии

    На исходе ХХ века Россия столкнулась с невиданными ранее массовыми эпидемиями болезней, распространение которых было обусловлено не столько патогенными микроорганизмами, сколько массовыми психическими явлениями, вызывающими значительные социальные сдвиги. Особый характер психических явлений связан с принадлежностью к внутреннему миру человека. Восприятие, память, мышление, воля, чувства - в совокупности образуют то, что именуется психикой человека, его душевной жизнью. Именно патологические психические и духовные процессы вызвали массовое самоубийственное поведение сотен тысяч молодых людей и подростков, пораженных наркоманией. У физически здоровых молодых людей заболевание произошло вследствие тяжкого психического и духовного поражения. Исследования показывают, что эпидемии наркомании как в нашей стране, так и за рубежом, носят информационный характер. 
    В последние десятилетия мы наблюдаем массовую экспансию опасной информации, распространение которой преследует цель укоренить наркотики на российской почве, расширить рынки сбыта, вовлечь в наркотизацию новых потребителей. Возраст, против которого работают эти информационные водопады и обвалы, самый восприимчивый - 12-18 и 18-25 лет. Зная о гигантских прибылях теневой корпорации, можно представить суммы, затрачиваемые на пропаганду и рекламу наркотиков. И мы видим её повсеместно. Это - фильмы, книги, журналы, газеты и даже научные труды, в новом ревизионистском свете освещающие проблему наркотиков. Это - программы профилактики, по сути дела, пропагандирующие наркотики и способы их употребления. Это - невесть откуда взявшаяся трансперсональная партия, призывающая к легализации наркотиков, инспирированные дисскусии в прессе и даже политическое лобби в Думе . 
    Комплекс этой информации является научно выверенной тщательно разработанной маркетинговой стратегией, осуществляемой по всем правилам современных прикладных гуманитарных наук, т.н. drug-маркетингом. 
    Наркотические вещества известны в человеческом обществе издавна. Однако поля дикорастущей конопли на протяжении столетий "пропадали" нетронутыми. У человечества всегда находились более важные проблемы: борьба с врагами, выживание, добывание хлеба насущного, выращивание потомства. Царская Россия занимала первое место в мире по количеству выращиваемой конопли. Из конопли делали масло, грубое техническое волокно, но не использовали её наркотические свойства, хотя о них было известно. Возраст настоящей наркоторговли не так велик. С начала англо-американской опиумной экспансии в Китай (1784) прошло всего 220 лет [18]. 
    Тем не менее, в современном потоке литературы, посвященной проблемам наркомании, даже у известных авторов можно обнаружить поразительные по своей фактологической беспочвенности рассуждения о наркомании, как об извечной спутнице человечества. Например, весьма уважаемый автор сообщает о том, что в Древней Руси произрастало до 2000 видов растений, вызывающих наркотизацию. Читателю остается предположить, что древние Русичи только и делали, что использовали эти 2000 видов растений по криминальному назначению! А вот подзаголовок обычного справочника для начинающего грибника: "Съедобные, ядовитые и галлюциногенные (!) грибы Подмосковья". 
    В России никогда не бывало массовой наркомании. Китайская опиумная эпидемия лишь краем задела её границы. В XIX веке опиум из Китая проникал в Россию через китайский Синьцзян, восточный Туркестан и Джунгарию. Царские власти предпринимали самые решительные действия для пресечения опиумной контрабанды на западном участке русско-китайской границы. Уложением об уголовных и исправительных наказаниях от 15 августа 1845 г. привоз и вывоз запрещенных товаров, в том числе и опиума, карался полной их конфискацией [5]. 
    Авторы, ссылающиеся на историю и утверждающие что во всех известных культурах человек проявлял склонность к употреблению веществ, изменяющих состояние сознания [10] забывают добавить, что употребление психоактивных веществ или алкоголя во время религиозных мистерий несло определенные социальные функции и было строго регламентировано. Информацию такого рода в Москве, например, распространяет Трансперсональный институт, который проводит множество семинаров, выпускает большое количество псевдонаучных изданий и видеофильмов содержание которых стимулирует потребности самоактуализации и обещает "путешествия вглубь себя", "расширение подсознания" [3] и постижение сверхчувственных явлений [8]. 
    Эта линия дезинформации давно и хорошо известна на Западе, где латентным и открытым попыткам легализации на протяжении последних 30 лет резко противостоят общественные, родительские и религиозные организации. На первый взгляд, аргументы, приводящиеся сторонниками легализации - разумны, а цели - гуманны. Однако профессионалам, соприкасающимся с этой темой, последствия известны по испанскому и голландскому опыту. В этих странах после легализации марихуаны количество потребителей резко подскочило. Специалистам понятно, кто и для чего распространяет сведения о безвредности и лечебных свойствах каннабиса и о быстром сокращении потребления при легализации наркотиков. На самом деле, количество потребителей увеличивается в 5 - 6 раз! Общеизвестно, что употребление любых психоактивных веществ не в медицинских целях может нанести непоправимый вред (не говоря о физиологической зависимости). Говорить о какой-либо положительной роли наркотиков в истории человечества вне лечебного применения не только неразумно, но и преступно. 
    В настоящее время существует два основных взгляда на возможности сокращения эпидемии. Первый выражает крайний пессимизм: наркомания - это зло, которое было и будет всегда. Человечеству с этим не справиться, надо смириться и ежегодно отдавать Дракону необходимое число жертв. Другой путь - сдерживание, уменьшение вреда. На наш взгляд, он не только не приносит пользы, но и просто опасен. Спокойное и равнодушное отношение к проблеме придает злу дополнительное ускорение и силу. Мы придерживаемся другого убеждения. Победить наркоманию не только необходимо, но и возможно. Примером тому - Китай, в течение десятилетия сумевший уничтожить следы 200-летней экспансии международной наркоторговли; продуктивная работа общественных организаций и массовых пропагандистских кампаний в США, наполовину снизивших эпидемию в этой стране в 90-е годы. Мы обязаны научиться отличать истину от злостной лжи, предстающей в обличье науки, искусства или просвещения. Это - без преувеличения, вопрос выживания государства, страны, народа.


2. Черная дыра

    Несколько лет назад в мировой прессе появились статьи, посвященные анализу теневой стороны мировой экономики, где, по оценкам различных специалистов, циркулирует не менее триллиона долларов. Экономический советник ОЭСР и ГАТТ Н. Плесс и французский журналист Ж. Ф. Кувр назвали эту сферу "Необитаемым континентом" [13]. Вне какого-либо контроля на "обратной стороне" мировой экономики обращаются астрономические суммы денег. Вместе с расширением масштабов континента увеличивается и "черная дыра" в национальной и международной статистике. 
    Казалось бы, мировой платежный баланс должен быть полностью просчитан. До поры, до времени 13 млрд., составлявших разрыв в мировом торговом балансе списывались на несовершенные статистические расчеты. Однако положение резко изменилось к 1988 году. Необъяснимый разрыв в мировом торговом балансе достиг 48 млрд. долларов, а по "невидимым" операциям - 108 млрд. Некоторые эксперты МВФ считают, что определяющим фактором этой "черной дыры" являются "доходы, получаемые от инвестиций в скрытые состояния". Национальный и коллективный государственный суверенитет вымывается потоком "грязных" денег. 
    По разным оценкам, ежегодно в мире потребители наркотиков расходуют от 300 до 500 млрд. долларов. Происхождение гигантских скрытых состояний, принадлежащих анонимным владельцам, эксперты связывают прежде всего с наркоторговлей. Контрабанда и сбыт наркотиков - это не только социальный феномен, проблема общественного здоровья и растущей преступности, но и существенный сектор мировой экономики, который приносит огромные прибыли . 
    Современная торговля наркотиками основывается на тесной взаимосвязи преступной среды, деловых и политических кругов. Известны примеры Швейцарии и Италии, где связями с наркоторговцами скомпрометировали себя многие политические партии. Итальянская мафия глубоко проникла во все хитросплетения политической, экономической и общественной деятельности. Провальные процессы против её главарей еще раз показали, что "многие государства слишком поздно осознали огромный вес мировой торгово-финансовой наркосети, занимаясь отлавливанием мелких торговцев и потребителей. Все это, в конечном счете, привело к фактическому пособничеству, поскольку за долгие годы преступникам удалось создать свою сеть в госаппарате отдельных стран, подкупить или привлечь к сотрудничеству шантажом или угрозами министров, парламентариев, чиновников"., - пишет французский специалист Де Бри .


3. Профилактические программы

    Развитие наркоэпидемии в России среди подростков и молодежи с начала 90-х годов шло по нарастающей. С 1996 г. начался обвал. Клиники оказались переполнены наркозависимыми молодыми людьми, подростками. Никогда в истории России общество не сталкивалось с подобной проблемой. Скорая помощь пришла в виде Западных программ профилактики наркомании. В ситуации полной медицинской и образовательной несостоятельности большинству специалистов разумной показалась мысль: "Зачем изобретать велосипед? В США и Западной Европе имеется множество апробированных программ". Делегации и поездки по обмену опытом дали свои плоды. К настоящему моменту в стране насчитывается не один десяток программ, как отечественных, так и зарубежных. В ряде регионов (Московской, Новосибирской, Ивановской, Волгоградской, Свердловской, Самарской, Саратовской, Пермской, Нижегородской, Кемеровской областях, республиках Башкортостан, Татарстан, Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе) были разработаны региональные программы комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2000 годы. Координаторами и соисполнителями этих программ выступали органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации. 
    Комитет молодежи Государственной Думы РФ в 1999 году провел конкурс вариативных программ по профилактике наркомании среди молодежи. На конкурс были представлены 33 проекта и программы из 18 субъектов Российской Федерации, подготовленные в соответствии с положением о конкурсе. 25 программ были удостоены Грантов 1-й, 2-й 3-й степеней и звания "Лауреат конкурса". 
    Министерством образования были введены новые учебные программы "Основы безопасности жизнедеятельности", "Валеология", косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечались попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы). Однако, судя по стабилизации, а в некоторых регионах - продолжавшемуся росту эпидемии - они не выполняли заданных функций. "Многие обозрения превентивных программ дают заключение о том, что результаты не являются оптимистическими в широком смысле слова. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного количества апробированных техник, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, превенция употребления наркотиков и развитие психотерапевтической составляющей лечения и реабилитации (вторичной и третичной профилактики) оттесняется терапевтической, психофармакологической системой, необходимость которой очевидна, но которая не может заменить превенцию, - пишет известный специалист в области превенций Н.А. Сирота [15]. 
    Существуют основные принципы построения ряда программ школьной профилактики, чаще всего используемых на практике. Часто при построении программы эти подходы совмещаются. Они подразделяются на "традиционные" и "более современные". Как правило, к "традиционным" подходам современные составители программ относят информационный, эмоциональный подходы, организацию досуга, а также "морализирование" и "запугивание". Эффективность этих подходов оценивается современными специалистами по профилактическим западным программам как низкая. 
    Считается, что информационный подход дает детям знания и меняет их установки, но не предупреждает употребление психоактивных веществ и не сокращает его, а наоборот стимулирует любопытство детей. Что касается эмоционального подхода и организации досуга, то и они не оправдывают возложенных надежд. Эти подходы отчасти эффективны по отношению к подросткам, злоупотребляющим психоактивными веществами, но не препятствуют первым пробам табака и алкоголя у подростков. 
    Изначально отверженные, морализирование и запугивание, как обозначают эти подходы во всех обзорах профилактических программ новейшего времени, далеко не так однозначны, как это с первого взгляда кажется из названия-ярлыка, сразу же направляющего когнитивно-эмоциональный строй восприятия в негативное русло. Рискнем подвергнуть сомнению расхожий тезис о том, что "Неэффективность запугивания и морализирования не требуют специальных доказательств". Поразительно, но самые эффективные профилактические меры, известные в современной истории распространения психоактивных веществ, были предприняты именно в рамках подходов, получивших в системе новейших превенций непривлекательные названия запугивание и морализирование. 
    Мы говорим о рекламных материалах в СМИ Америки конца 80-х годов. Телевизионные ролики сравнивали мозг под воздействием наркотиков с яйцом на раскаленной сковороде, говорили о паранойе, сердечных заболеваниях и сумасшествии, вызываемых курением марихуаны. Один из плакатов представлял человека, употребляющего кокаин, в виде самоубийцы, приставившего к ноздре дуло пистолета. Такого рода "запугивание" показало выдающиеся результаты. Количество потребителей наркотиков удалось уменьшить с 22 млн. в 1985 - до 12 млн. в 1992 г. [1]. Справедливость требует немедленной реабилитации этого метода и замены дискредитирующего названия "метод запугивания" на отражающее суть явления - "метод отрицательного подкрепления", где понятие наркотик посредством искусства связывается с сильной негативной эмоцией. Таким образом, формируется твердая защитная отрицательная установка по поводу потребления психоактивных веществ. 
    Неоднозначно обстоит дело и с морализированием. Профилактика в духе разъяснений, опирающихся на традиционные морально-нравственные и религиозные ценности Ислама, Буддизма, Православия, широко распространена в странах, где исповедуют эти религии. Религиозные люди, имеющие твердые моральные установки, обычно не употребляют психоактивные вещества. И этот метод также требует реабилитации. Название Метод морализирования следует заменить на название метод опоры на традиционные ценности. 
    Министерство образования в Концепции первичной профилактики считает, что "Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально. Позиция Минобразования состоит в том, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно-ориентированные воздействия безусловно необходимы, но недостаточны. До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют "деструктивные методы", связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями*. Как видим, неправильная терминология не только исключила из арсенала превенций эффективный подход, но и сделала возможным типичное передергивание. Можно ли сказать что запугивание, т.е. метод отрицательного подкрепления, формируетустановки, при которых наркотики являются ценностями? 
    Часть профилактических программ разрабатывается с учетом социальных и психологических причин приобщения детей к психоактивным веществам и основываются на теории социального научения Бандуры и теории проблемного поведения Джессора. Они включают "психологические прививки", формирование навыков сопротивления давлению и развитие личностной и социальной компетентности. Теория социального научения (А. Бандура), рассматривающая поведение как ответную реакцию на воздействия социальной среды, в соединении с теорией стресса Г.Селье была органично объединена в интегративной модели стресса и копинга Л.Лазаруса. Новая модель объясняет конструктивное или деструктивное поведение как сложное социально-психологическое образование, отвечающее на требования социальной среды. Другие направления исследований продолжают развивать уже существующие подходы и их сочетания. Кроме психо-социальных, известно еще около четырех подходов к профилактике наркоманий и их разнообразные модификации. Программы, основанные на информационном подходе, обогащаются за счет результативных приемов рекламы и маркетинга (США 1987; Швеция 1994), подход, основанный на влиянии социальных факторов, соединяется с подходом, основанном на развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности (путешествия, занятия творчеством, хобби и пр.). Положительные результаты показывает подход, основанный на укреплении здоровья (программа ВОЗ "Образование для здоровья - превенция зависимости и аддикции", 1984 г.) 
    "Многие программы такого рода включают различные компоненты, однако не существует стройной модели социального влияния, объясняющей пути, приводящие к употреблению наркотика", заключает Н.А. Сирота [15]. К сожалению, во всех существующих программах первичной профилактики наркомании борьба происходит с воображаемым противником: кулаки бьют по воздуху. 
    И здесь появляется еще один тип программ первичной профилактики, который можно назвать псевдопрофилактика. Речь идет о программах с опасной скрытой информационной начинкой, своеобразных бомбах замедленного действия. Часть таких программ обозначена лозунгом "Снижение вреда". Они известны по голландскому опыту, где профессиональные медики ездят на автобусе и раздают желающим наркотики и стерильные шприцы. Казалось бы, налицо гуманные устремления. Люди, страдающие наркозависимостью, будут избавлены от СПИДа, а общество от преступлений, которое мог бы совершить наркоман из-за наркотиков. Главный лейтмотив такой программы - "если ты не можешь не употреблять наркотик, то выбирай тот, что действует не так сильно, если ты выбрал сильный наркотик, то делай укол стерильным шприцем, и т.д." 
    Однако именно эта программа вызвала и продолжает вызывать у Западно-Европейской общественности справедливый гнев. Родительские и религиозные организации не раз объединялись против, по сути дела, скрытой пропаганды наркотиков такого рода. Одна из руководительниц движения "Национальная семья в действии" (США) Сью Раш говорит: "Легко представить, что такие проекты получат полную поддержку активных потребителей наркотиков, но важно помнить то, что это ничего не изменит. Наркоман все равно будет в зависимости от наркотиков и от своего наркодилера, точно так же, как и при старой нелегальной системе, с единственной разницей, что один торговец будет заменен другим - государством. Наркотики будут иметь точно такой же эффект - держать наркомана в зависимости, таким образом, ограничивая его свободу". Принятие таких программ, вкупе с легализацией марихуаны, ведет к бурному развитию наркоэпидемии. 
    В разных обличьях появляется эта программа и в России. Буклет, изданный Российским отделением голландской организации "Врачи без границ" (Ставрополь), без излишних затей назывался - "Вены" [2]. В подробностях, при помощи ясных иллюстраций, здесь описывалось, в какие кровеносные сосуды можно и желательно делать уколы, а в какие - нельзя. Налицо - снижение вреда. Однако, лучшего пособия для начинающего наркомана невозможно представить. После просмотра такой брошюры российские подростки смогут грамотно вводить наркотики внутривенно. 
    Другой тип подобных программ часто фигурирует под лозунгом "Твой выбор", где подросткам внушаются две основные идеи - чтобы сделать свой собственный выбор, нужно две вещи. Первая - умение брать на себя ответственность за конкретный выбор и за свою жизнь. Вторая - наличие информации, необходимой для осознанного решения и возможности оценить последствия того или иного шага. Такого рода информация дается в буклете общества "Нет Алкоголизму и Наркомании", имеющему шестьдесят отделений по России и многочисленные связи за рубежом. 
    В этой брошюре авторами, поместившими результаты опроса подростков, дается ряд положительных утверждений-мифов, связанных с наркопотреблением: хорошо, кайф, весело, танцевать, забыться, от горя, быть взрослее, расслабиться, для смелости, для энергии, уйти в другие миры, - вокруг наркотиков постепенно создается сияющий ореол. Эти мифы остаются неразвенчанными. Авторы брошюры не спорят и полностью соглашаются с этими утверждениями. Зато подростки, не употребляющие алкоголь и наркотики представлены в невыгодном свете. Они "боятся за жизнь, боятся проблем, родителей и милиции; не употребляют, потому, что нет денег, но это времено…" На этом фоне фраза "У них есть принципы и убеждения" звучит высокопарно и издевательски. Образ трусливого безденежного подростка, прикрывающегося "принципами", в лучшем случае вызовет насмешку. Совершенно понятно, какие убийственные выводы сделает подросток, пораженный этим информационным снарядом. И видимо, на всякий случай, чтобы не сорвалось, авторы подтверждают выводы, к которым подтолкнули подростка: мы с вами живем в таком мире, где причин для того, чтобы употреблять наркотики, гораздо больше, чем причин, чтобы их не употреблять. К сожалению, мы не можем назвать этот текст в буклете случайностью. То там, то здесь в нем виднеются малые и большие информационные капканы и петли, тянущие к наркопотреблению. 
    Обзор информации посвященной профилактике наркомании и антинаркотическим акциям показывает, что пропагандистские кампании в России целиком и полностью, с незначительными вариациями, повторяют западные кампании "Нет наркотикам", посвященные этой теме. Кампании такого рода являются псевдопрофилактическими. В маркетинге наркотиков они выполняют функцию постоянного напоминания о товаре. 
    Необходимо сказать и о контркультуре, являющейся главной составляющей drug-маркетинга, инплантированного в российское общество. 
    Она представляет смешение разнообразных субультурных стилей, следование которым неминуемо ведет подростков к наркопотреблению. Контркультура возникла на Западе в 50-е годы ХХ столетия. Откровенное или слегка закамуфлированное потребление наркотиков является конвенцальным для идеологии битников, хиппи, панков, растаманов, готов, байкеров, сатанистов, язычников и пр. Искусственное создание такого рода групп при помощи соответствующих социальных технологий поставлено на поток. Особенно преуспевает в этом Интернет и телевизионные каналы Mtv и МузТВ, рассчитанные на молодежную аудиторию. 
    Таким образом, подводя краткий итог мы можем сказать, что сегодня механизмы возникновения наркоэпидемии не являются тайной. Социальная эпидемия, искуственно создана при помощи новых социальных технологий. Ее составляющие: псевдопрофилактические программы, распространяемые в школах, и размывающие защитные отрицательные установки; псевдопрофилактические акции, выполняющие функцию постоянного напоминания о товаре; субкультурный стиль жизни и идеология контркультуры, транслируемая на молодежную аудиторию огромным числом печатных изданий, Интернет-сетью, радио- и теле- каналами. 
    Для изменения ситуации необходимо изменение государственной антинаркотической политики: широкое распространение конструктивной информации, мониторинг профилактических программ и акций, фильтрация деструктивной информации в целях государственной безопасности и твердая политическая воля, направленная на сохранение молодого поколения.

Определения в словарь терминов

КОНТРКУЛЬТУРА

(a) понятие, используемое в совр. социологии для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в зап. Культуре; 
(б) молодежная субкультура, в котторой наиболее резко выражается неприятие молодым поколением совр. зап. Культуры ("культуры отцов"), освящаемого ею образа жизни и формируемого ею типа личности; ее элементами явл.: "наркотическая культура"; "восточная мистика" и оккультизм; сексуально-революционная" "мистика тела". Термин "К" принадлежит амер. Социологу Т. Роззаку. 
В социокультурной области для сторонников К. характерно отрицание индивидуально-личностного принципа зап. Культуры, имеющее своим следствием культивирование безличного, коллективно-анонимного начала, на основе которого осуществляется последовательная деиндивидуализация и обезличивание человека; неприятие принципа самотождественности человеческого "я"; отказ от традиционно- христианского ригоризма в области брачно-семейных отношений и интимизации эротической сферы; отрицание протестантской этики индивидуального труда и личной ответственности, возведение в культ бесцельного время препровождения."

Источник: 
По статье "Контркультура" Ю.Н. Давыдова, Современная западная социология. Словарь. М. 1990.

СУБКУЛЬТУРА

(1).Субкультура (англ. subculture) - совокупность нек-рых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в кач-ве культуры преступного слоя об-ва (делинквентная подкультура). (А.К. Коэн, Д. Маца, У.Б. Миллер). 
(2).Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже ин-тами 
Молодежные субкультуры характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (хотя и не обязательно враждебных) мировоззрениям старших поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. Важнейшим элементом молодежных С. современности явл. рок-культура.

Источник: 
По статье "Субкультура" Н.Д. Саркисова, Современная западная социология. Словарь. М. 1990

СУБКУЛЬТУРА С КОНВЕНЦИАЛЬНЫМ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕМ

С., в которой потребление наркотиков обязательно и обосновано соответствующей субкультурной идеологией и мифологией; например, С. растаманов, где бой ритуальных барабанов в честь Бога Джа сопровождается курением марихуаны.

Источник: 
По статье "Капканы на потребителя" Н.Е. Марковой ж-л "Народное образование", №4 2005 г

DRUG-МАРКЕТИНГ (МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ)

Научно выверенный комплекс стратегии и тактики продажи, распространения и продвижения наркотиков как товара, опирающийся на комплекс современных гуманитарных наук и законы воздействия искусства: реклама, маркетинг, социология, социальная психология, психология, бихевиоризм, антропология и пр.)

Источник: 
Описан в монографии "Культуринтервенция" Н.Е. Марковой; М., 2001 г

ПСЕВДОПРОФИЛАКТИКА

(а) Псевдопрофилактические акции "Нет наркотикам!" "Твой выбор" "Спорт против наркотиков" и пр., выполняющие в маркетинге наркотиков функцию постоянного напоминания о товаре. 
) Псевдопрофилактические программы "Твой выбор", "Снижение вреда", создающие ситуацию когнитивного резонанса (неуверенность, трудность выбора конструктивной позиции) и размывающие у подростков защитные отрицательные установки, фактически, легитимирующие потребление наркотиков.

Источник: 
Описана в статьях Н.Е. Марковой "Социальные эпидемии: Наркомания и СПИД", М. Наука, 2005 и "Керосиновая профилактика" ж-л "Нарконет", 2006, октябрь-ноябрь