Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРАГНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ
§ 1.1.Государственная антинаркотическая политика и ее особенности в современной России § 1.2. Анализ нормативно-правовой базы поддержки государственной антинаркотической политики общественными организациями § 1.3. Структурно-организационное обеспечение взаимодействия общественных организаций и государства
- ГЛАВА ВТОРАЯ. АНАЛИЗ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ НАЛИЧИЯ/ОТСУТСТВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОСУДАРСТВОМ
§ 2.1. Объективные трудности в функционировании общественных антинаркотических организаций § 2.2. Существующие классификации общественных антинаркотических организаций § 2.3. Деятельность антинаркотических НКО в области профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, профилактики незаконного потребления и пресечения наркопреступности, лечения и реабилитации наркомании и профилактики рецидивов потребления наркотиков и наркопреступности среди осужденных § 2.3.1. Примеры положительного и негативного взаимодействия с государством в области профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности § 2.3.2. Примеры положительного и негативного взаимодействия с государством в области профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности — международное сравнение. (RNS, ECAD, ECAD в Швеции и в России) § 2.3.3. Деятельность антинаркотических НКО в области профилактики незаконного потребления и пресечения наркопреступности § 2.3.4. Деятельность антинаркотических НКО в области лечения и реабилитации наркомании и профилактики рецидивов потребления наркотиков и наркопреступности среди осужденных
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Крайне негативная наркоситуация сформировалась современная Россия по причине слабой позиции государства в конфликте с наркобизнесом. Так в Концепции национальной безопасности Российской Федерации 2000 года рост потребления наркотиков назван угрозой физическому здоровью нации, а борьба с наркобизнесом определена как приоритетное направление противодействия преступности. Неблагополучная по тенденциям наркоситуация создала потребность у общества в ее изменении, что обусловило необходимость изменения приоритетов в государственной антинаркотической политики, а также развития института гражданского общества как одной из характеристик состояния социального здоровья общества. С распадом СССР и возникновением нового государства — Российской Федерации, многое изменилось. С одной стороны, государство, в своем стремлении к быстрому достижению «демократии» в восприятии этого понятия как свободы личности, практически отказалось от запрета на потребление наркотических средств, а с другой стороны, общество, в условиях социально-экономического кризиса и духовно-идеологического голода, лишилось твердой воли и оказалось дезориентировано в существующей ситуации. Это выразилось в повсеместной разобщенности и отсутствию воли защищать собственные сущностные интересы вместе с государством. Как следствие, незаконное потребление наркотиков воспринималось безразлично и отрицалось, как социальное явление способное уничтожить как государство, так и само общество. Государство пыталось бороться с явлением наркомании и наркопреступностью посредством узких специальных подходов: юридического (контроль за незаконным оборотом наркотиков и борьба с наркопреступностью); медицинского («наркомания» как болезнь, а больные ее нуждаются в лечении от наркозависимости); психологического (отношение к любым формам зависимости как разновидности «наркомании» — аддикции, которую можно предупредить программами личностного роста). Социологический подход (рассмотрение наркомании как разновидности отклоняющегося поведения — девиантологии), как и все предшествующие подходы, раскрыл сущность наркотизма лишь фрагментарно, с точки зрения данной отраслевой социологической теории. Концептуальная разобщенность в области борьбы с наркоугрозой мешает мобилизации антинаркотических сил и ослабляет ее позиции в противостоянии силам наркобизнеса. Поэтому мы считаем, что назрела объективная необходимость определения наркореальности с качественно-новых, междисциплинарных позиций. Например, с позиций конфликтологического знания, позволяющего рассматривать антинаркотическую деятельность в контексте частной конфликтологической теории — наркоконфликтологии. В этом с нами солидарен Е.Е. Тонков, который считает, что «перспектива преодоления наркотизации общества находится в плоскости конфликта», а «противодействие наркотизации общества ориентируется не на внушаемость и подавление воли граждан, а направлено на их сознательное участие в общественно ценной антинаркотической деятельности». При этом «конфликт — это негативный способ взаимодействия субъектов в состоянии нацеленности на борьбу за изменение и сохранение положения в объединении». Несмотря на то, что эта теория появилась сравнительно недавно и ее разработка далека от завершения, она дает возможность конфликтологу осмысливает наркореальность и анализировать наркоситуацию как конфликт, в котором результатом тех или иных действий, распределения сил и ресурсов государства и общества является выигрыш или проигрыш стороны «против наркотиков» в противоборстве с наркобизнесом — стороной «за наркотики». Такой подход позволяет определить позиции и соотношение противоборствующих сил, а также разработать технологии урегулирования и разрешения данного конфликта. Вклад конфликтолога в проблему состоит в том, чтобы показать государству полный «набор инструментов» борьбы против наркорынка, раскрыть ресурсы по усилению антинаркотической составляющей государственной политики и гражданского общества в области их взаимодействия. Одним из таких инструментов могут служить общественные организации как основной субъект гражданского общества. Резко возросшая роль общественного мнения меняет правила игры для менеджеров. Для современного управленца необходимым условием становится все большая ориентация на гражданское общество, которое имеет непосредственное влияние на результат его деятельности. Естественно, что в ответ порождаются те или иные модели управления этим явлением. К сожалению, подобной моделью, адекватной времени, не обладает российское государство, что и приводит к проигрышу в наркоконфликте по всем позициям. Государственные и общественные институты, позиционирующие себя в качестве проводников антинаркотической политики, должны в полной мере уяснить для себя, что исход их активности и взаимодействия может стать определяющим для того, станет ли российское общество обществом свободным от наркотиков либо будет обречено на деградацию и наркоэпидемию. К сожалению, взаимодействие общественных институтов с государством сегодня остается крайне неэффективным. Во-первых, общество и государство до сих пор относятся друг к другу недоверчиво. Во-вторых, большинство общественных организаций сконцентрировано лишь в нескольких секторах всего поля антинаркотической работы; в основном их работа касается профилактики наркомании и практически не затрагивает проблему предупреждения и пресечения наркопреступности, а также участие в формировании антинаркотической политики России. В-третьих, проблему усугубляет отсутствие в государстве профессиональных наркокоординаторов, способных междисциплинарно оценивать наркореальность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и выстроить систему предоставления льгот и грантов общественным институтам, спровоцировав, таким образом, работу общественных организаций там, где государство не может добиться значимых результатов.
Поэтому цель исследования — проанализировать взаимодействие общественных организаций и государства и определить наиболее конструктивные модели взаимодействия общественных антинаркотических организаций с государством, показать возможности положительного влияния на наркоситуацию конструктивного взаимодействия государства и общества. Для достижения поставленной цели мы пытались решить следующие задачи: провести теоретический анализ взаимодействия общественных организаций и государственных структур в антинаркотической политике России; определить поддержку государства обществом через нормативно-правовую и организационную основы взаимодействия общественных и государственных структур в антинаркотической политике России; провести анализ работы конкретных общественных организаций по видам деятельности с точки зрения наличия/отсутствия взаимодействия с государством; выявить, путем сравнительного анализа, тенденции развития взаимоотношений между государством и обществом с целью изменения антинаркотической политики России и дать прогноз относительно возможного их развития и направления в дальнейшем; дать рекомендации, с учетом изученного материала, относительно совместного (государственно-общественного) противодействия наркоугрозе средствами общественных организаций.
Объектом исследования являются антинаркотическая политика в контексте деятельности общественных антинаркотических организаций и государственных структур, отвечающих за осуществление антинаркотической деятельности.
Предмет исследования — взаимодействие общественных антинаркотических организации и государственных структур в системе предупреждения и разрешения наркоконфликта в современной России
В качестве методологической базы используются конфликтная парадигма, метод системного анализа, структурно-организационный и субъектно-деятельностный подходы.
Степень разработанности темы. В ходе выполнения исследования мы столкнулись с отсутствием научных публикаций по данному вопросу. Мы обнаружили только одну научную работу, пытающуюся дать анализ существующим общественным организациям в Санкт-Петербурге. Однако, в ней рассматриваются лишь профилактический аспект работы НКО, проанализированный с точки зрения социологии. Мы же отводим такому подходу незначительную роль, поскольку в соответствии с нашими целями анализируем взаимоотношения государства и общества не только в области профилактики наркомании, но и предупреждения и пресечения наркопреступности, а также не сводим итоги исследования к некой статистике, пытаясь осуществить концептуальный анализ проблемы. Поэтому названная работа, как представляется, не имеет прикладного характера в необходимом нам контексте — она не определяет цели и задачи работы антинаркотических общественных организаций для более конструктивного противостояния наркобизнесу. Остальные работы носят в основном исторический характер или рассматривают гражданское общество и государство в борьбе с наркобизнесом соперниками, что лишает нас данных о возможности взаимодейтсвия государства и общества. Исследования наркоконфликта еще только начинается, что вызывает крайний дефицит материалов, рассматривающих проблему в данном ключе. Проблематикой же антинаркотической политики в контексте ее отраслевых проявлений занималось значительное число исследователей: Э.А. Бабаян, С.Б. Белогуров, Нильс Бейерут, Я.И. Гилинский, Г.В. Зазулин, В.Н. Иванова, Б.Ф. Калачев, К.С. Кузьминых, Йонас Хартелиус, Торгни Петерсон, А.Н. Сергеев, Е.Е. Тонков, А.В. Федоров, Н.А. Фролова, Б.П. Целинский и др. Отдельно отметим материалы семинаров Санкт-Петербургской общественной организации «Город против наркотиков» (российский филиал ECAD). Они позволили нам провести сравнительный анализ по нашим задачам, рассмотрев примеры взаимодействия сторон в Швеции и потенциал влияния общественных организаций на антинаркотическую ситуацию, а также узнать мнения по проблеме российских государственных служащих и лидеров общественных организаций.
Работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена рассмотрению государственной антинаркотической политики с точки зрения деятельности и ее особенностей в современной России. В главе проводится анализ нормативно-правовой базы поддержки государственной антинаркотической политики общественными организациями и организационных основ конструктивного взаимодействия общественных и государственных структур в антинаркотической политике России.
Вторая глава посвящена анализу работы конкретных НКО по направлениям деятельности в контексте наличия/отсутствия взаимодействия с государством. В ней мы рассматриваем объективные трудности в функционировании общественных антинаркотических организаций, анализируем существующие модели деятельности антинаркотических организаций, выводим необходимое для целей исследования их деление на три типа:
- НКО в области профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности,
- НКО в области профилактики незаконного потребления и пресечения наркопреступности,
- НКО в области «лечения» и реабилитации наркомании и профилактики рецидивов потребления наркотиков и наркопреступности среди осужденных, и анализируем их деятельность в контексте конструктивного и негативного взаимодействия с государством.
Научная новизна исследования заключается, на наш взгляд, в попытке впервые дать научное представление о влиянии ресурса гражданского общества на антинаркотическую политику государства, которая зависит от характера взаимоотношений общества и государства. Впервые деятельность общественных антинаркотических организаций рассматривается с позиций интегративного подхода, включающего в себя анализ наличия/отсутствия общественной работы и взаимоотношений с государством не только в области профилактики наркомании, но и предупреждения и пресечения наркопреступности, что более полно охватывает противоречия и потребности общества в условиях наркоэпидемии. Данный подход позволил нам определить необходимые условия более эффективного объединения общественных и государственных усилий на «поле антинаркотической политики» для разрешения наркоконфликта в пользу стороны «против наркотиков», а также обусловил необходимость дальнейших исследований по данной проблеме.
Теоретическая и практическая значимость. В данной работе мы попытались обосновать объективные внутренние и внешние противоречия, существующие во взаимоотношениях общества и государства; выявить проблемы препятствующие развитию конструктивного взаимодействия социальных субъектов на стороне «против наркотиков»; предложить конкретные рекомендации по совершенствованию антинаркотической политики и укреплению потенциала гражданского общества для усиления стороны «против наркотиков» в глобальном конфликте между государством и наркорынком. Это дало нам возможность обосновать необходимость расширения теоретической базы осмысления проблемы. Результаты нашей работы могут использоваться как в учебном процессе подготовки наркокоординаторов, так и в практической антинаркотической деятельности представителями всех субъектов антинаркотической политики России.
- Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. — СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 287 с., С. 251.
- Стребков. А.И. Образование и гражданское общество (материалы круглого стола 15 ноября 2002 г.). Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)». Выпуск 1. / Под ред. Ю.Н. Солонина. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002, С.12-15, С.13.
- Под «конструктивным взаимодействием общественных организаций и государства» мы подразумеваем такие отношения государства и гражданского общества, когда, в узком смысле, сторонам наркоконфликта удается найти взаимопонимание, определяющееся положительными тенденциями в развитии государственной антинаркотической политики, поддержанной обществом, и как результат — разрешение наркоконфликта с результатом для обеих сторон «выигрыш-выигрыш»; в широком смысле — разрешение конфликта с результатом «выигрыш-проигрыш» в пользу стороны «против наркотиков». Соответственно «негативное взаимодействие государства и гражданского общества» будет означать разрешение наркоконфликта обоих порядков с обратным результатом, когда, вследствие разобщенности, государство и общество проигрывают свои позиции наркосистеме — стороне «за наркотики».
|