Заключительные замечания по наркоучету

Настоящая работа не претендует на полноту исследования многогранной проблемы наркоучета, нуждающейся в дальнейшем осмыслении, в том числе и не затронутых здесь медицинских и экономических аспектов диспансерно-учетной модели наркологии. Авторам очевидна полемичность ряда оценок, наличие иных отношений к обозначенным.в этом тексте правовым, правоприменительным и институциональным проблемам.

Их дальнейшее и более детальное обсуждение можно только приветствовать.

Не претендуя на выводы, дабы оставить тему открытой, суммируем некоторые наблюдения, важные для понимания занятого нами угла обзора и принятой точки зрения.

1. В соответствии с российским законодательством наркологический учет является добровольным, ни при каких обстоятельствах человек не может быть поставлен на учет без его информированного согласия. Однако вопреки закону в Российской Федерации повсеместно сохраняется система недобровольного учета, основанная на юридически ничтожных или устаревших ведомственных актах. Постановка на т.н. «профилактический учет» в наркодиспансере происходит не только без согласия, но зачастую и без информирования «подучетных».

2. Наркологический учет не исключается федеральным законодательством. Однако порядок постановки на учет в настоящее время нельзя считать юридически определенным.

3. Лица, находящиеся на наркологическом учете, на практике ограничены в гражданских правах вне зависимости от того, страдают ли они в действительности какой-либо формой наркомании либо поставлены на учет в результате выявления факта единичного употребления запрещенного психоактивного вещества.

4. Обращение за медицинской помощью законодательно защищено от разглашения как особая категория персональных данных. Врач не имеет права разглашать диагноз (кроме предусмотренных законом ситуаций) и вправе отказать в предоставлении информации о пациенте в любом случае, даже когда законом допускается отступление от принципа врачебной тайны. Но на практике, осуществляя на основании ведомственных инструкций и неправовых региональных «правовых актов» обмен информацией с правоохранительными органами, наркологические учреждения весьма часто нарушают законодательные основы своей деятельности.

5. Причинами нарушения прав человека в связи с наркологическим учетом являются: а) несовершенство законодательства, б) незнание и непонимание законов и иерархии правовых актов врачами-наркологами, сотрудниками милиции и наркополиции, адвокатами, а также гражданами, в) сознательное замалчивание должностными лицами или искажение ими содержания прав граждан при направлении на освидетельствование и постановке на учет.

6. Анонимное лечение могло бы стать реальной альтернативой учетной системе. Однако анонимная наркологическая помощь в государственных медицинских учреждениях не только не развивается, но сворачивается. Кроме того, анонимное лечение осуществляется исключительно на платной основе, в связи с чем доступно меньшинству нуждающихся..