Заключение. С.В. Березин, К.С. Лисецкий "Предупреждение подростковой и юношеской наркомании"

Невозможно разрешить проблему,
находясь на том же уровне,
на котором она возникла.
Необходимо возвыситься над ней,
поднявшись на следующий уро-вень.
Альберт Эйнштейн

Современный метод предполагает
использование не одной, а многочисленных
моделей исследования - это прием
отсроченного суждения, который явля-ется
таким же открытием двадцатого века, как
техника изобретательства
в веке девятнадцатом.
Херберт Маршалл Мак-Люэн

Обобщение и анализ клинической практики авторов монографии и результаты эмпирических исследований, проведенных ими на базе Психологического центра БФ «Второе рождение», показывают, что изучение молодежной наркомании требует решения целого ряда проблем. Наиболее существенными оказываются проблемы методологические.

Как было показано наиболее распространенной схемой организации научных исследований психологических аспектов наркомании является обследование актуальных наркоманов и интерпретация полученных результатов как возможных причин наркотизации. При этом последствия употребления наркотиков часто интерпретируются как его причина. Мы полагаем, что полученные таким образом данные имеют низкую ретроспективную валидность и не дают возможности с уверенностью говорить о причинах начала употребления наркотиков. Очевидно, что достоверные данные о возможных причинах употребления наркотиков подростками и юношами могут быть получены только в результате лонгитюдного эксперимента на большой выборке. При этом усилия исследователей, на наш взгляд, должны быть направлены на изучение динамических особенностей взаимодействия личности и социальной среды, соответственно возникает проблема адекватных поставленной задаче исследовательских средств.

Результаты психодиагностических исследований подросткового и юношеского возраста, показывают крайнюю противоречивость личности наркомана, в которой на разных уровнях организации присутствуют взаимоисключающие черты, свойства, тенденции и мотивы. Антагонистичность интрапсихических характеристик наркомана приводит к возникновению множественных внутриличностных конфликтов, стремление избежать которые выступает как один из элементов психической зависимости от наркотика. В связи с этим становится понятным, что первичная и вторичная профилактика наркомании — это сложный и многоуровневый процесс, включающий в себя медицинские, психологические, психотерапевтические и педагогические воздействия. При этом мы сталкиваемся с еще одной чрезвычайно сложной проблемой — поиск общего основания для построения системного лечебно-профилактического процесса. Нам представляется, что профилактика наркозависимых должна строиться именно как система. Мы исходим из следующих рассуждений.

По мере формирования зависимости происходят кардинальные изменения в сознании, в образе жизни наркомана, в сложившихся отношениях членов его семьи. Формирование физической зависимости указывает на наличие биохимических, нейрофизиологических, патологоанатомических нарушений. Первичные соматические нарушения являются основой для формирования психических или психосоматических нарушений.

Как только факт наркомании ребенка становится известен родителям, в семье возникает острый семейный кризис, приводящий к нарушению функционирования всей семьи или отдельных ее подсистем (например, супружеская пара). В семье наркомана складывается особый тип внутрисемейных отношений со сложной системой игр и вторичных психологических выигрышей , что на семейном уровне может фиксировать психическую зависимость подростка от наркотика. У родителей стремительно развивается синдром родительской реакции на наркоманию — СРРН, имеющий различную структуру у отцов и матерей. В структуре СРРН ярко выражены чувства вины, страха утраты и стыда. Семья становится все более ригидной и закрытой.

Постепенно накапливаются проблемы, связанные с внешним социальным окружением. Прежние друзья наркомана, не употребляющие наркотики, заменяются членами наркоманской группы, что на социальном уровне выступает как мощный фактор фиксации психологической зависимости от наркотика. Постепенно рушатся связи родителей с друзьями и родственниками.

Стремление «не выносить сор из избы» приводит к социальной изоляции семьи, что еще больше усиливает страх и растерянность родителей.

Продолжение наркотизации на фоне семейного кризиса приводит к формированию когнитивных и поведенческих проблем у наркомана и членов его семьи.

Наши исследования наркоманов с помощью проективных методик показывают наличие у них глубинных конфликтов с аспектами бессознательного. Противоречивые бессознательные тенденции делают переживания наркомана чрезвычайно болезненными, что выступает как фактор фиксации наркомании на уровне бессознательного.

Увеличение стажа употребления наркотиков (а при ранней наркотизации и без продолжительного стажа) приводит к формированию длительных и глубинных нарушений: акцентуации личности, нарушение характера и т.п.

Как видно, факторы, фиксирующие зависимость наркомана от наркотиков, различны как по способу происхождения и функционирования, так и по своей структурной сложности и «направленности». Вполне может быть, что, по мысли В.А.Петровского, «наркомания не имеет общего телеологического основания, а, следовательно, и результирующей терапии». Отсюда вытекает вывод о том, что даже если сама наркомания не является системной проблемой, профилактика наркоманов должно быть именно системным процессом.

Современный подход к работе по профилактике алкоголизма и наркомании среди школьников характеризуется усилением традиционных педагогических, медицинских, правовых и общественных мер воздействия с помощью использования достижений практической, возрастной и социальной психологии.

Вместе с тем наметилась чрезвычайно перспективная, на наш взгляд, тенденция междисциплинарного, системного подхода к организации и проведению профилактики наркомании и алкоголизма.

Имеется ярко выраженная тенденция к уходу от лекционной формы работы и запугивания к беседам, диспутам, методам интенсивного обучения и воздействия на аудиторию. Современные мировые социальные технологии, основанные на высокоразвитых социальных науках, являются весьма эффективными, доказавшими свою полезность на практике.

Для эффективной первичной превентивной профилактики вредных привычек у школьников необходимо создание новой методологии, основанной на принципах системности и конструктивного альтернативизма.

Для оценки эффективности любой профилактической программы необхо-димы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Болезнь легче предупредить, чем ее лечить. Неуклонный рост числа подростков, употребляющих алкоголь и наркотики, делает эту работу актуальной и необходимой. Ее эффективность может быть значительно повышена в результате объединения усилий работников педагогических, медицинских, правовых, социальных учреждений, конфессиональных и общественных организаций.

От того, насколько методически правильно будет организована про-филактическая работа, зависит результат, цена которого - здоровье и жизнь детей, будущее России.