Введение. А.Ю. Егоров "Возрастная наркология"

Последнее десятилетие XX века ознаменовалось небывалым ростом наркоманий и алкоголизма, главным образом среди подрастающего поколения. Темпы роста наркомании особенно высоки в городах, хотя и в сельской местности эти негативные тенденции также имеют место. Как показывают последние социологические исследования от 18 до 22.2% молодежи регулярно употребляют наркотики или уже являются наркоманами, а доля молодежи, пробовавшей наркотик хотя бы один раз, приближается к 50% (Кесельман, Мацкевич, 2001: Шереги и др., 2001).

Еще одной тенденцией является неуклонное снижение возраста приобщения к наркотикам. За последние десять лет средний возраст первой «пробы» снизился на 6 и достиг 15,4 лет. В действительности знакомство с наркотиками нередко происходит и в 11-12-летнем возрасте. Следует отметить также стирание половых различий у подростков, употребляющих наркотики. Если десять лет назад девочки составляли от 10 до 15 % наркоманов (Личко, Битенский, 1991). то согласно последним данным разных авторов соотношение наркозависимых юношей и девушек находится в пределах 2-3: 1, за счет резкого вовлечения в наркопотребление последних. И, наконец, еще одной особенностью современной наркологической ситуации в России является изменение предпочтения психоактивных веществ за последние 10 лет. Среди наркоманий повсеместное распространение получила наиболее тяжелая форма — героиновая наркомания. В подростковой среде отмечается существенный рост т. н. «пивного» алкоголизма, когда объектом злоупотребления становятся слабые алкогольные напитки. Участились случаи сочетанного употребления алкоголя и различных наркотиков.

Следует отметить, что эффективность лечения наркологических заболеваний, к сожалению, остается на достаточно низком уровне. Особенно это касается лечения героиновой наркомании, где ремиссии продолжительностью в один год удается достичь лишь в одном случае из десяти, а иногда и меньше. Медицинские и социальные последствия злоупотребления наркотиками и алкоголем катастрофичны. Поэтому в последние годы основной упор делается на недопущение распространения наркоманий в молодежной среде, на профилактику. Древний принцип медицины: «предотвратить всегда легче, чем лечить», как нельзя лучше подходит к наркологии. Зарубежные и отечественные исследования показывают, что профилактика зависимости должна проводится с детства; она должна быть непрерывной, дифференцированной в зависимости от возраста, правдивой и эффективной. Профилактика стремится выработать у молодого человека антинаркотические установки, базируясь не на страхе, а на формировании позитивных жизненных навыков, альтернативных наркопотреблению форм поведения. По существу, только продуктивная профилактика позволит предотвратить надвигающееся вырождение подрастающего поколения.

Современный подход требует привлечения к профилактической работе широкого круга специалистов: от врачей и психологов до воспитателей и учителей. Очевидно, что основным местом профилактической работы должны стать образовательные учреждения. В связи с этим необходимо углубленное обучение всех работников образовательной сферы по вопросам наркологии.

Настоящее учебное пособие было написано на основе курса «Основы наркологии», который автор начал читать студентам-психологам и педагогам в Институте специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга в 1999 году. Автор выражает искреннюю благодарность ректору Института проф. Л.М. Шипицыной, а также коллегам за ценные советы и возможность широкого обсуждения данной работы. Автор надеется, что предлагаемая книга будет полезна не только психологам и педагогам, но и всем, кто занимается профилактикой алкоголизма и наркоманий, в том числе студентам-медикам и врачам, специализирующимся по наркологии и психиатрии.