Всемирный доклад о наркотиках 2009 год

13.05.2022

Всемирный доклад о наркотиках 2009 год

Окончание первого столетия международного контроля над наркотиками (начало которому было положено в Шанхае в 1909 году) совпало с завершением десятилетия усиления контроля над наркотиками по итогам ССГАООН (объявленного в 1998 году на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной проблеме наркотиков). Эти памятные даты послужили стимулом к размышлениям об эффективности и недостатках политики борьбы с наркотиками. Этот обзор позволил подтвердить тот факт, что запрещенные наркотики попрежнему представляют угрозу для здоровья человечества. Памятуя об этом, государства-члены подтвердили свою безоговорочную приверженность Конвенциям ООН, которые создали всемирную систему контроля над наркотиками. В то же время ЮНОДК обратила внимание на ряд негативных, явно непреднамеренных, последствий системы контроля над наркотиками, которые предопределяют назревшую дискуссию относительно путей и средств по их преодолению. В последнее время со стороны политических деятелей, прессы и общественного мнения стали раздаваться сначала робкие, а затем все более явственно слышимые голоса с утверждениями о том, что контроль над наркотиками себя не оправдывает. Причем этот тезис завоевывает все больше сторонников и получает все более широкое распространение. В этой публичной дискуссии преобладают голоса тех, кто выступает с позиции огульных обобщений и упрощенческих решений. Однако уже сама суть такой дискуссии подчеркивает необходимость проведения оценки эффективности нынешнего подхода. Изучив этот вопрос на основе имеющихся в нашем распоряжении данных, ЮНОДК пришло к заключению, что перемены назрели, но они должны быть проведены в пользу применения иных методов защиты общества от наркотиков, а не в пользу преследования иной цели в форме отказа от такой защиты.

A. В чем суть спора вокруг отказа от контроля?

В пользу отказа от мер контроля над наркотиками выдвигается ряд аргументов, в основе которых лежат соображения, связанные с i) экономикой, ii) здравоохранением и iii) безопасностью, и некоторая комбинация этих соображений.

I. Экономическая аргументация в пользу легализации наркотиков звучит следующим образом: необходимо легализовать наркотики и тем самым увеличить налоговые поступления. Этот аргумент завоевывает все больше сторонников по мере того, как руководство стран перед лицом развернувшегося экономического кризиса пытается изыскать новые источники поступлений в государственный бюджет. Этот аргумент по принципу легализовать и обложить налогом аморален и экономически неоправдан. Он предлагает ввести налог на порок, который из поколения в поколение выплачивали бы группы маргиналов (потерянных для общества наркоманов) для стимулирования оживления экономики. Может быть сторонники такой меры выступают и за легализацию и обложение налогом других трудноконтролируемых видов преступной деятельности, таких как торговля людьми? Ведь современные рабы (а их насчитывается миллионы), несомненно, принесут неплохие налоговые поступления для спасения прогорающих банков. Этот экономический аргумент также основан на ложной концепции налогообложения: любое сокращение расходов на борьбу с наркотиками (вследствие сокращения расходов на правоохранительную деятельность) будет сведено на нет значительным ростом расходов на здравоохранение (вследствие резкого роста потребления наркотиков). Мораль сей басни такова: «Негоже легализовать порок, коль сладить с ним еще не смог».

II. Другие заявляют, что после легализации можно было бы избежать возникновения угрозы для здоровья населения (массовой наркомании) путем введения государственного регулирования рынка наркотиков. Речь вновь идет о наивной и недальновидной позиции. Во-первых, чем жестче контроль (над чем бы то ни было), тем быстрее можно ожидать появления параллельного (преступного) и более масштабного рынка, что лишает эту концепцию смысла. Во-вторых, принятие таких изощренных мер контроля по силам только нескольким (богатым) странам. А что же делать остальной (большей) части человечества? Пристало ли нам открывать врата для эпидемии наркомании в развивающемся мире ради удовлетворения либертарианских аргументов, с которыми выступают лоббисты – сторонники либерализации наркотиков, которые могут позволить себе раскошелиться на наркологическую помощь? Не следует забывать одну простую истину: наркотики наносят вред не потому, что их контролируют, а их контролируют потому, что они наносят вред; причем они наносят вред любому, кто к ним прикоснется, будь он богат и красив или беден и всеми отвергнут. Статистика борьбы с наркотиками дает ясное и четкое представление о масштабах стоящих проблем. Некогда бесконтрольный рост стабилизировался и наркотический кризис 1990-х годов, по всей видимости, остановлен. Настоящий доклад за 2009 год содержит дальнейшие свидетельства того, что культивирование наркотиков (опия и коки) стабилизировалось или даже пошло на убыль. Особенно важно то, что ведущие рынки опиатов (Европа и Юго-Восточная Азия), кокаина (Северная Америка) и каннабиса (Северная Америка, Океания и Европа) демонстрируют понижательную тенденцию. Озабоченность вызывает рост потребления синтетических стимуляторов, в частности в Восточной Азии и на Среднем Востоке, притом что их потребление снижается в развитых странах.

III. Самую серьезную озабоченность вызывает организованная преступность. Любая рыночная деятельность, поставленная под контроль властей, вызывает появление параллельного черного рынка, о чем уже говорилось выше. Контроль над наркотиками неизбежно привел к появлению преступного рынка макроэкономических масштабов, участники которого используют насилие и коррупцию для удовлетворения возникшего спроса. Поэтому критики политики и контроля заявляют: легализуйте наркотики и организованная преступность лишится своей самой прибыльной сферы деятельности. Но не все так просто. ЮНОДК хорошо известно об угрозах, которые исходят со стороны международной наркомафии. Мы первыми (в 2005 году) обнародовали свои оценки стоимости рынка наркотиков. Управление было также первым, кто забил в колокол по поводу угрозы наркотрафика в страны Восточной и Западной Африки, Карибского бассейна, Центральной Америки и Балкан. Тем самым мы обратили внимание на угрозу безопасности, которая исходит от организованной преступности, – вопрос, который сейчас время от времени обсуждается в Совете Безопасности ООН. Положив начало этой дискуссии по поводу преступности и наркотиков и тщательно взвесив все «за» и «против», мы пришли к выводу: эти аргументы по поводу связи организованной преступности с наркотиками имеют право на существование. На них следует обратить внимание. Я обратился к правительствам с настоятельным призывом провести незамедлительно перенастройку наших программных ориентиров в направлении усиления мер контроля над преступностью без ослабления мер контроля над наркотиками. Иными словами, авторы аргументов по поводу преступности правы, когда ставят вопрос, но делают неверные выводы. Хотите знать, почему? Потому что в данном случае речь идет о не сухой бухгалтерии цифр, а о подсчете человеческих жизней. Экономическая политика – это искусство бухгалтерского учета (умение вести счет деньгам) и выбора оптимального варианта: между инфляцией и занятостью, потреблением и сбережением, внутренней или внешней сбалансированностью. Иное дело – человеческие жизни. Если мы начнем сопоставлять их ценность, то неизбежно закончим ущемлением чьих-либо прав. Когда речь идет о людском здоровье и безопасности, то здесь не место разменам, никаким сделкам по принципу «баш на баш»: современное общество обязано и в силах с неослабной решимостью защищать оба эти достояния. Я обращаюсь к героическим поборникам прав человека по всему миру с призывом помочь ЮНОДК в отстаивании прав наркозависимых лиц на здоровье: мы должны прийти им на помощь и вернуть в общество. Наркотическая зависимость – это болезнь, и тех, кто ею страдают, не следует сажать в тюрьмы, в них не следует стрелять или, как предлагают сторонники этого аргумента, поступиться их здоровьем и жизнью только для того, чтобы снизить угрозу безопасности, исходящую со стороны международных мафиозных структур. Конечно, с последними следует бороться, и ниже мы поделимся тем, как это сделать.

B. Совершенствование программного инструментария

Причинно-следственная связь между преступностью и наркотиками стала темой моего доклада Организованная преступность и угроза безопасности: борьба с разрушительными последствиями контроля над наркотиками, который я представил Комиссии по наркотическим средствам и Комиссии по предупреждению преступности в 2009 году. С учетом важности этой темы мы посвятили тематический раздел доклада за этот год дальнейшему рассмотрению этого вопроса и его политических последствий. Поделюсь с вами наиболее важными моментами.

Во-первых, в правоохранительной деятельности нам следует перенести акцент с потребителей наркотиков на наркоторговцев. Зависимость от наркотиков – это болезнь: те, кто употребляет наркотики, нуждаются в лечении, а не в уголовном наказании. Необходимо обратить внимание на злостных наркоманов. Именно они потребляют основную долю наркотиков, наносят наибольший вред себе и обществу и приносят основной доход наркомафии. Предполагается, что суды по делам о наркотиках и наркологическая помощь – это более действенные инструменты для создания более здорового и безопасного общества, чем тюремное заключение. Я обращаюсь с призывом к государствам-участникам решить задачу обеспечения всеобщего доступа к наркологической помощи, исходя из нашего обязательства спасти человеческие жизни и сократить спрос на наркотики; за этим последует сокращение предложения и связанных с ним преступных доходов. Давайте примем меры в направлении реализации этой цели в ближайшие годы и затем проведем оценку ее положительных результатов, когда государствам-членам предоставится следующая возможность встретиться для обзора эффективности политики контроля над наркотиками (2015 год).

Во-вторых, мы должны положить конец трагедии вышедших из-под контроля городов. Торговля наркотиками, как и другие виды преступной деятельности, в основном характерна для городской среды, контролируемой преступными группировками. Эта проблема в будущем может еще больше обостриться в мегаполисах, если системе управления не удастся поспеть за урбанизацией. И все же следует сказать, что арест индивидов и изъятие у них наркотиков, купленных для личного потребления, – это сродни прополке грядок: на следующий день нужно начинать все с начала. Решить эту проблему можно будет только тогда, когда будет найдено решение проблемы городских трущоб и запущенности в состоянии наших городов: путем обновления инфраструктуры и инвестирования средств в население, в первую очередь путем оказания помощи молодежи, которая беззащитна перед лицом угроз в форме наркотиков и преступности, дав ей возможность получить образование, работать и заниматься спортом. Наркоманов и безработных порождают не гетто, а зачастую наоборот. И на этом греют руки мафиозные структуры. 

В-третьих, и это наиболее важный момент, правительствам необходимо индивидуально и коллективно использовать международные соглашения в борьбе с преступным сообществом. Это означает, что они должны ратифицировать и выполнять Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (КТОП) и против коррупции (КПК), а также протоколов к ним о борьбе с торговлей людьми, контрабанде оружия и незаконном провозе мигрантов. До сих пор международное сообщество не проявило серьезного отношения к этим международным обязательствам. На фоне картины, когда продолжаются страдания обитателей трущоб, под удар поставлена Африка, наркокартели угрожают Латинской Америке, а мафиозные структуры проникают в обанкротившиеся финансовые институты, технические эксперты, представляющие руководителей делегаций на Парижских конференциях участников этих Конвенций, ломали копья по поводу бюрократических процедур и заумных понятий «терпимости», «сопричастности», «всеохватности» и «эгалитарности». Отмечается наличие больших недостатков в выполнении Палермской и Меридской конвенций – и это по прошествии ряда лет после их вступления в силу – причем настолько серьезных, что ряд стран в настоящее время сталкивается с криминогенной ситуацией, которая в большой степени сложилась по их собственной вине. Это уже сам по себе печальный факт. Еще более прискорбно то, что за это еще большую цену платят слабо защищенные страны-соседи. Наши страны могут сделать значительно больше для противостояния грубой силе организованной преступности: необходимо заняться также контекстом, в котором действуют эти мафиозные структуры.

• Отмывание денежных средств приобрело характер повсеместного и практически неконтролируемого явления на фоне свертывания системы межбанковского кредитования. Рекомендации, разработанные с целью воспрепятствовать использованию финансовых институтов для отмывания денег, на сегодняшний день известны только тем, что в большинстве случаев они выполняются с точностью до наоборот. В эпоху, когда разоряются крупнейшие банки, создается впечатление, что банкиры поверили в справедливость старого утверждения, что деньги не пахнут. Законопослушные граждане, борющиеся за свое выживание в условиях экономических неурядиц, недоумевают, почему преступные доходы, превращающиеся в помпезные виллы, лимузины, яхты и самолеты, никто не арестовывает.

• Интернет – одно из величайших завоеваний человечества – также заслуживает внимания, как еще один составной элемент анализируемого контекста. Интернет изменил нашу жизнь, особенно то, как мы ведем бизнес, поддерживаем связи, ищем необходимую информацию и проводим досуг. Однако «мировая паутина» в руках преступных элементов (и террористов), как представляется, превратилась также в разновидность оружия массового уничтожения). К моему удивлению, несмотря на наблюдаемый сейчас подъем преступности, призывы к заключению новых межународных соглашений о борьбе с отмыванием денег и киберпреступностью остаются без ответа. И при этом кое-кто пытается возложить вину на политику борьбы с наркотиками и занимается ее саботированием. C. Скажем дважды «нет»! В заключение хотел бы сказать, что легализация наркотиков никогда не сможет остановить транснациональную организованную преступность. Кроме наркоторговли у мафии есть другие источники доходов для наполнения своих карманов: торговля оружием, людьми и донорскими органами, изготовление фальшивых денег и контрабанда, рэкет и гангстерское ростовщичество, похищение людей и пиратство, а также хищническое разграбление окружающей среды (незаконная вырубка леса, сброс токсичных отходов и т.д.). Рассмотренный выше аргумент о нахождении компромисса между проблемами наркотиков и преступности – это не что иное, как еще одна попытка реализовать старую программу легализации наркотиков, которую настойчиво проталкивает наркотическое лобби (следует обратить внимание на то, что сторонники этого аргумента не распространяют его на оружие, контроль над которым – как утверждают они – напротив, следует усилить и расширить, руководствуясь лозунгом «Оружию – нет, наркотикам – да»). До сих пор большинство нашего общества упорно и успешно противостоит этой программе легализации наркотиков. И все же политика борьбы с преступностью должна претерпеть изменения. Уже больше недостаточно заявлять: «наркотикам – нет!». Нам необходимо не менее решительно заявить: «преступности – нет!»

Усилиям по повышению как безопасности, так и здоровья населения альтернативы нет. Отказ от дальнейшего контроля над наркотиками был бы исторической ошибкой. Но не менее катастрофические последствия имело бы сохранение нынешнего безучастного отношения к угрозе безопасности, которая исходит от организованной преступности.

Aнтонио Mария Коста

Исполнительный директор Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности

Обзор

2008 год был отмечен рядом вселяющих оптимизм сдвигов в направлении сокращения производства кокаина и героина. В сотрудничестве с затрагиваемыми государствами ЮНОДК проводит ежегодные обследования наркосодержащих культур в странах, которые производят основную долю этих наркотиков. Проведенные обследования свидетельствуют о сокращении площадей, занятых под возделывание опийного мака в Афганистане, на 19 процентов, и под выращивание коки в Колумбии, на 18 процентов. Тенденции в других странах–производителях разнонаправленные, однако они недостаточно масштабны для того, чтобы уравнивать снижение производства в этих ведущих странах- производителях. Имеющиеся сведения являются недостаточно полными, чтобы на их основе можно было составить точную картину глобального сокращения производства опия и коки, и, тем не менее, есть все основания полагать, что их производство действительно сократилось.

Производство остальных запрещенных наркотиков с бóльшим трудом поддается отслеживанию, и к тому же данные о потреблении отличаются неполнотой. Тем не менее обследования потребления наркотиков на ведущих мировых рынках каннабиса, кокаина и опиатов свидетельствуют о том, что эти рынки сокращаются. Судя по недавно проведенным обследованиям среди молодежи в странах Западной Европы, Северной Америки и Океании, потребление каннабиса в этих регионах демонстрирует понижательную тенденцию. Данные, поступающие из крупнейшего в мире региона – потребителя кокаина, Северной Америки, демонстрируют снижение потребления, а данные из Европы – стабилизацию потребления на европейском рынке. Cообщения, поступающие из стран Юго-Восточной Азии – традиционных потребителей опия, также свидетельствуют о возможной понижательной тенденции в потреблении этого наркотика в названных странах. Отмечается стабилизация потребления героина в Восточной Европе. Ряд показателей дает основание полагать, что глобальная проблема со стимуляторами амфетаминового ряда (САР), напротив, обостряется. Глобальные показатели изъятий этих наркотиков демонстрируют повышательную тенденцию, причем производство САР отмечается во все большем числе стран, происходит диверсификация мест и применяемых методов их изготовления. Почти 30 процентов всех произведенных в мире изъятий в 2007 году приходились на страны Ближнего и Среднего Востока, где возможно также значительное потребление амфетамина. Прекурсоры метамфетамина все активнее перевозятся в Центральную и Южную Америку в целях изготовления САР для североамериканского рынка, причем его местное потребление там растет. Рынок САР в Восточной Азии, и без того крупный, по всей видимости, продолжает расти. Данные относительно САР получить особенно трудно, и поэтому ЮНОДК прилагает согласованные усилия для совершенствования отслеживания тенденций в этой области.

Само собой разумеется, что все эти рынки носят подпольный характер, и отслеживание тенденций на них требует применения целого ряда методов оценочных расчетов. Данные, особенно в развивающихся странах, скудные, а уровень неопределенности по многим вопросам высок. Впервые в нашей практике Всемирный доклад о наркотиках за этот год открыто признает наличие уровня неопределенности в расчетных данных и вместо однозначных цифр дает их диапазоны. Такое изменение в представлении данных осложняет сопоставление данных этого года с оценочными сведениями, которые фигурировали в предыдущих изданиях Всемирного доклада о наркотиках, но этот шаг был продиктован необходимостью продвижения в направлении представления достоверных оценочных данных.

Наименьшим уровнем неопределенности отличаются данные относительно площадей, занятых под возделывание коки и опийного мака, относительно которых в ряде стран, где производится их основная часть, были проведены научные обследования наркосодержащих культур. Были также проведены научные обследования урожайности культур, однако картина производства этих наркотиков не столь точна, как картина площадей, отведенных под возделывание наркосодержащих культур. В силу того, что синтетические наркотики и каннабис могут производиться практически в любой точке земного шара, об их производстве имеется меньше информации. Данные об изъятиях отражают маршруты транспортировки, что, с одной стороны, свидетельствует о направлениях перевозки наркотиков, а с другой стороны, об активности правоохранительных структур в борьбе с наркотрафиком. Данные о потреблении наркотиков поступают из обследований потребителей наркотиков и в виде информации от наркологических больниц. Однако сбором такой информации занимается небольшое число стран. Уровень неопределенности в сведениях о потреблении наркотиков применительно к типам наркотиков и регионам не всегда одинаков. Например, сведения о численности потребителей САР и каннабиса за прошедший год отличаются меньшей неопределенностью, чем данные о численности потребителей опиатов и кокаина за тот же период. Картина потребления наркотиков в Европе и Северной и Южной Америке яснее, чем та же картина в Африке и отдельных районах Азии.

Площади, отведенные под возделывание опийного мака

Глобальные тенденции в производстве наркотиков

Опиаты

Общая площадь, отведенная под выращивание опийного мака в ведущих странах-производителях, в 2008 году сократилась до 189 000 гектаров (га). Это соответствует снижению на 16 процентов по сравнению с уровнем предыдущего года и объясняется в основном значительным снижением возделываемых площадей в Афганистане. Уровень возделывания в Мьянме и Лаосской НДР оставался на уровне 2007 года. Таким образом, суммарный потенциал производства опия в ведущих странах незаконного культивирования опийного мака по сравнению с предыдущим годом сократился.

В Афганистане культивирование опийного мака по-прежнему сосредоточено в основном в южных провинциях, в то время как все большее число провинций в центральной и северной частях страны становится свободным от возделывания опийного мака. Две трети площадей, занятых под культивирование опийного мака в 2008 году – а это более 100 000 га – приходились только на одну южную провинцию Хилманд. Отмечаемое сокращение площадей, отданных под культивирование опийного мака, имело место даже несмотря на резкое снижение показателей интенсивности усилий по уничтожению посадок опийного мака с 19 047 га в 2007 году до 5480 га в 2008 году.

Мьянма сообщила о культивировании опийного мака на площади 28 500 га. Как и в прошлом, культивирование опийного мака было заметно сконцентрировано в штате Шан на востоке страны. В Лаосской Народно-Демократической Республике незначительный уровень культивирования опийного мака отмечался в северных провинциях. В Пакистане примерно 2 000 га заняты под выращивание опийного мака в приграничном с Афганистаном районе, что соответствует уровню культивирования для этой страны на протяжении последних пяти лет.

Производство опия в ведущих культивирующих странах (мт), 1994-2008 годы

Общемировое культивирование кокаинового куста (га), 1994-2008 годы

В 2008 году урожайность опийного мака в Афганистане оставалась на высоком уровне. Потенциал производства опия оценивался на уровне 7700 мт (6330-9308 мт). Считается, что примерно 60 процентов полученного продукта было переработано в морфин и героин на территории самой страны. Объем производимых на экспорт из Афганистана морфина и героина оценивался на уровне 630 мт (519-774 мт). Почти 40 процентов всей производимой продукции было экспортировано в виде опия.

Кокаин

Несмотря на незначительный рост возделываемых площадей в Многонациональном Государстве Боливия (6 процентов) и Перу (4 процента), общая площадь, занятая под культивирование коки, сократилась в 2008 году на 8 процентов вследствие значительного сокращения площадей в Колумбии (18 процентов). Общая площадь, занятая под культивирование коки, сократилась до 167 600 га, что близко к среднему уровню культивирования кокаинового куста в период 2002-2008 годов и значительно ниже уровней, зарегистрированных в 1990-х годах. Несмотря на сокращение, отмечаемое в этом году, Колумбия продолжает оставаться крупнейшим мировым культиватором кокаинового куста, с площадью в 81 000 га, за ней следуют Перу (56 100 га) и Боливия (30 500 га). Оценочный показатель общемирового производства кокаина снизился на 15 процентов с 994 метрических тонн (мт) в 2007 году до 845 мт в 2008 году. Такое снижение объясняется значительным сокращением производства кокаина в Колумбии (28 процентов), которое не было снивелировано ростом производства в Боливии и Перу

Общемировое производство кокаина (мт), 1994-2008 годы

Предельные оценки общемирового производства травы каннабиса в зависимости от методики подсчета

Каннабис

Расчет общемирового показателя площадей, занятых под возделывание каннабиса, представляет собой более сложную задачу с учетом того, что он выращивается в большинстве стран мира и может производиться как в закрытых помещениях, так и в полевых условиях. Общий расчетный показатель площадей, занятых под возделывание каннабиса, в 2008 году составил порядка 200 000-642 000 гектаров. По имеющимся оценкам, суммарное производство травы каннабиса составляет от 13 300 до 66 100 мт, а производство смолы каннабиса оценивается на уровне 2200-9900 мт. Из-за очень высокого уровня неопределенности, характерной для оценки культивирования каннабиса, по нему невозможно дать более точных сведений, как это имеет место в отношении опиатов и кокаина.

САР

Как и каннабис, стимуляторы амфетаминового ряда (САР) могут производиться практически в любом месте при относительно низких затратах. С 1990 года, согласно полученным сведениям, САР производятся в более 60 странах мира, причем с каждым годом список стран-производителей удлиняется. В 2007 году, согласно оценкам ЮНОДК, производство наркотиков группы амфетаминов составило 230–640 мт; производство наркотиков группы «экстази» оценивалось в пределах 72-137 метрических тонн.

Перенос производственной базы из развитых в развивающиеся страны является иллюстрацией того, как преступные организации способны использовать более уязвимые страны. Кроме того, по мере роста интереса к этому рынку со стороны транснациональных организованных преступных групп возникает все больше преступных схем невиданных ранее масштабов и изощренности.

Глобальные тенденции в незаконном обороте наркотиков

Опиаты

В 2007 году изъятия опия и героина выросли соответственно на 33 процента и 14 процентов. Такой рост отражает факт устойчивого высокого уровня производства опия в Афганистане и, возможно, также выброса на рынок некоторой доли аккумулированных запасов с 2005 года, когда общемировое производство опия превысило его потребление. Изъятия морфина все же сократились на 41 процент. В целом изъятия опиатов в 2007 году оставались стабильными, хотя и на более высоком уровне, который почти вдвое превысил показатель 1998 года.

Общемировые изъятия опиатов, выраженные в героиновом эквиваленте, по отдельным веществам, 1998-2007 годы

Кокаин

После пятилетнего роста количество изъятого кокаина в 2006 году сократилось и оставалось на более низком уровне в 2007 году (снижение на 5 процентов за период 2005-2007 годов). Это соответствует тенденции производства к выравниванию. В 2008 году было отмечено значительное снижение наркотрафика в направлении Северной Америки – крупнейшего мирового рынка сбыта кокаина. Это нашло отражение в быстро растущих ценах и снижении уровней чистоты продукта. Соединенное Королевство также сообщило о снижении уровней чистоты кокаина в 2008 году.

Общемировая картина изъятий кокаина, 1987-2007 годы

Каннабис

Суммарный показатель изъятий травы каннабиса в 2007 году составил 5557 мт, что соответствует росту примерно на 7 процентов по сравнению с предыдущим годом. Изъятия смолы каннабиса возросли примерно на 29 процентов и составили 1300 мт. Кроме того, большинство изъятий травы каннабиса в 2007 году были зарегистрированы в Мексике (39 процентов общемирового показателя) и Соединенных Штатах (26 процентов). В основном рост показателя изъятий смолы каннабиса объяснялся явно выраженной повышательной тенденцией в Западной и Центральной Европе, где изъятия возросли на 33 процента по сравнению с 2006 годом.

Изъятия травы и смолы каннабиса (мт), 1985-2007 годы

САР

Общемировые изъятия САР продолжали расти и составили в 2007 году почти 52 мт, тем самым превысив рекордный показатель 2000 года более чем на 3 мт5 . Основная доля в изъятиях САР приходится на наркотические средства группы амфетаминов, которые по объему составляют 84 процента всех изъятий, причем наибольшая доля приходится на метамфетамин. 2007 год был также отмечен резким скачком в показателях изъятий стимуляторов группы «экстази» (16 процентов всех изъятых САР); заметные повышения были зарегистрированы на ряде крупных рынков. Незаконный оборот веществ группы САР в большинстве случаев носит внутрирегиональный характер, что предполагает пресечение меньшего числа международных границ, в то время как химические вещества-прекурсоры САР являются предметом общемирового оборота. Они нередко отвлекаются из сферы законного производства в странах Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Общемировые изъятия стимуляторов амфетаминового ряда (САР), 1990-2007 годы

Глобальные тенденции в потреблении наркотиков

По оценкам ЮНОДК, число лиц, которые за прошедшие 12 месяцев в 2007 году по меньшей мере один раз употребили какой-либо незаконный наркотик, составило 172-250 миллионов человек6 . Однако эти впечатляющие цифры включают большое число случайных потребителей, которые прикоснулись к наркотикам лишь раз за весь год. Поэтому необходимо также иметь расчетные данные о числе лиц, являющихся злостными или «проблемными» пользователями наркотиков. Представители этой группы ежегодно потребляют основную часть наркотиков; они весьма склонны к наркотической зависимости, нуждаются в наркологической помощи; причем уровень потребления наркотиков среди них во многом предопределяет последствия употребления наркотиков для здоровья населения и общественного порядка. По оценкам ЮНОДК, численность проблемных пользователей наркотиков в возрасте 15-64 лет в 2007 году составила порядка 18-38 млн. человек.

Разные наркотики создают разные проблемы для регионов. Например, в Африке и Океании среди лиц, обратившихся за наркологической помощью, преобладали те, у кого проблемы возникли в первую очередь в связи с употреблением каннабиса (63 процента в Африке; 47 процентов в Австралии и Новой Зеландии). С другой стороны, за наркологической помощью в Азии и Европе обращались в основном лица, зависимые от опиатов (соответственно, 65 процентов и 60 процентов). В Северной Америке (34 процента) и Южной Америке (52 процента) кокаин занимал более видное место, чем в других регионах; наибольшую проблему САР составляют в Азии (18 процентов), Северной Америке (18 процентов) и Океании (20 процентов). Каннабис играет все более заметную роль в картине обращений за наркологической помощью в Европе, Южной Америке и Океании с конца 1990 годов; а пользователи САР в настоящее время составляют более значительную долю лиц, обращающихся в Северной и Южной Америке за наркологической помощью, чем в прошлом. Многие государства-члены в настоящее время прилагают усилия с целью оказания более активной помощи наркозависимым лицам среди своего населения; ЮНОДК и ВОЗ недавно приступили к реализации совместной программы действий по повышению качественного уровня и потенциала наркологической помощи по всему миру.

Употребление незаконных наркотиков на глобальном уровне

Опиаты

По всему миру число лиц, которые хотя бы раз употребили опиаты за 12 месяцев 2007 года, составило 15-21 млн. человек7 . Принято считать, что более половины всех потребителей опиатов проживают в Азии. Самые высокие уровни потребления (применительно к возрастной группе 15-64 лет) регистрируются вдоль основных маршрутов провоза наркотиков. Опиаты по-прежнему являются самой серьезной наркологической проблемой в мире. В экономическом плане Европа представляет собой крупнейший мировой рынок сбыта опиатов, и, несмотря на то, что их потребление выглядит стабильным во многих странах Западной Европы, есть сообщения о росте потребления опиатов в странах Восточной Европы.

Кокаин

Общее число лиц, которые в 2007 году хотя бы раз употребили кокаин, оценивается на уровне 16-21 млн. человек. Положение крупнейшего рынка сбыта сохраняет за собой Северная Америка, за которой следуют Западная и Центральная Европа и Южная Америка. Значительные сокращения в потреблении коки зарегистрированы в Северной Америке, в частности в Соединенных Штатах, которые в абсолютном выражении по-прежнему являются крупнейшим мировым рынком сбыта кокаина. Число тех жителей Соединенных Штатов, которые в 2007 году хотя бы раз употребили кокаин, составляет примерно 5,7 млн. человек. После череды заметных повышений в уровне потребления в последние годы в настоящее время ряд обследований в странах Западной Европы показывает первые признаки стабилизации, в то время как в Южной Америке потребление кокаина по-прежнему демонстрирует повышательную тенденцию. В некоторых африканских странах, в частности в странах Западной Африки и на юге континента, несмотря на неполноту данных по этим странам, появляются признаки роста уровней потребления кокаина.

Каннабис

По всему миру число лиц, которые в 2007 году по крайней мере один раз употребили каннабис, составляет порядка 143-190 млн. человек. Самые высокие уровни потребления по-прежнему демонстрируют традиционные рынки Северной Америки и Западной Европы, хотя недавно проведенные исследования дают основания полагать, что уровни потребления в развитых странах, в частности среди молодежи, идут на убыль.

САР

По подсчетам ЮНОДК, число лиц в возрасте 15-64 лет, которые в 2007 году хотя бы раз употребили вещества группы амфетаминов, составляет 16-51 млн. человек. По всему миру число тех, кто хотя бы раз за указанный год употребили наркотики группы «экстази», составляет 12-24 млн. человек. Разброс этих крайних показателей значительно шире, чем для кокаина и героина из-за высокого уровня неопределенности в подсчетах в отношении этой группы наркотиков в плане как производства, так и потребления. Потребители стимуляторов группы амфетаминов в Восточной и Юго-Восточной Азии отдают предпочтение метамфетамину. Таблетки, сбываемые под названием «каптагон», часто содержат амфетамин и находят широкий рынок сбыта в странах Ближнего и Среднего Востока. В Европе среди наркоманов наибольшим спросом пользуется амфетамин, в то время как примерно половина пользователей стимулирующих веществ в Северной Америке употребляют метамфетамин.

Распространенность (%) употребления каннабиса среди молодежи в течение всей жизни

Употребление наркотиков среди молодежи

Имеется ряд ключевых причин, по которым необходимо анализировать картину употребления наркотиков среди молодежи. Во-первых, большинство людей впервые приобщаются к наркотикам в молодые годы, и поэтому наибольший успех приносит работа по профилактике наркомании среди молодежи. Во-вторых, выявленные тенденции в употреблении незаконных наркотиков среди молодежи могут указывать на изменения, происходящие на рынках сбыта наркотиков, поскольку молодежь может быть более восприимчивой, чем взрослые к изменениям в предложении наркотиков или отношении общества к употреблению наркотиков. В-третьих, приобщение к наркотикам в молодом возрасте чревато негативными последствиями в плане состояния здоровья и социального положения в последующей жизни. В этом году были проведены исследования проблемы употребления наркотиков среди молодежи по всему миру, и его итоги отражены в этом докладе.

Употребление инъекционных наркотиков

Употребление инъекционных наркотиков документировано в 148 странах мира, на которые приходится 95 процентов мирового населения9 , но при этом распространенность такого поведения значительно различается по странам. По имеющимся расчетам, численность потребителей инъекционных наркотиков по всему миру составляет 11-21 млн. человек. Китай, Соединенные Штаты, Российская Федерация и Бразилия составляют группу стран с наибольшим контингентом пользователей инъекционных наркотиков (ПИН), и в целом на них приходится 45 процентов суммарного общемирового контингента ПИН.

Употребление инъекционных наркотиков является причиной роста процента ВИЧ-инфицированных лиц среди населения во многих частях мира, в том числе в странах Восточной Европы, Южной Америки и Восточной и Юго-Восточной Азии. Присутствие ВИЧ-инфицированных лиц среди тех, кто употребляют инъекционные наркотики, зарегистрировано в 120 странах. При этом сами показатели отличаются значительным разбросом как внутри, так и между странами. Считается, что от 0,8 до 6,6 млн. человек, потребляющих инъекционные наркотики по всему миру, являются ВИЧ-инфицированными. В числе регионов с самыми высокими абсолютными показателями и процентными долями ВИЧ-позитивных ПИН следует назвать Восточную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. В Восточной Европе и Центральной Азии значительную долю всех ВИЧ-инфицированных лиц составляют ПИН.

Связанная с наркотиками преступность

Между употреблением наркотиков и преступностью существует неразрывная связь, однако она не прямая. Человек может пойти на преступление под влиянием наркотиков; он может также совершить преступление, чтобы достать деньги на наркотики. Кроме того, в большинстве стран запрещены культивирование, производство, владение, употребление, приобретение, продажа, распространение, импорт или экспорт наркотиков. Данные о «напрямую связанных с наркотиками» преступлениях наиболее часто имеются в наличии, и их можно сгруппировать в данные по преступлениям, связанным с «личным потреблением», и более серьезным преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков. Эти данные имеют большое значение и отражают как размах деятельности по сбыту наркотиков, так и масштабы мероприятий по борьбе с наркотиками.

Распространенность (%) употребления инъекционных наркотиков среди населения

Борьба с непреднамеренными последствиями: контроль над наркотиками и преступный черный рынок

Система международного контроля над наркотиками вызвала ряд непреднамеренных последствий, среди которых самым труднопреодолимым является возникновение прибыльного черного рынка наркотических средств и порождаемых им насилия и коррупции. В некоторых случаях насилие приобрело такие крайние формы, что стали раздаваться призывы к отказу от системы контроля. На это следует ответить, что действующая система тем, что она продолжает держать контролируемые вещества вне закона и ограничивает их предложение, защищает миллионы людей от пагубных последствий злоупотребления наркотиками и наркозависимости, в первую очередь в развивающихся странах. В этой связи международному сообществу необходимо принимать меры как для обеспечения контроля над наркотиками, так для снижения уровня насилия и коррупции, ассоциируемых с черным рынком.

Контроль над наркотиками долгое время рассматривался как правоохранительный вопрос и для его обеспечения традиционно применялся простой подход: арестовывать лиц, совершающих преступления в связи с наркотиками, и изымать у них наркотики. Принятие Конвенции 1988 года расширило инструментарий в руках тех, кто занимается проблемой рынков сбыта наркотиков, поскольку позволило создать механизмы для контроля над прекурсорами, конфискации активов, борьбы с отмыванием денежных средств и выдачи преступников. Помимо повышения отдачи от использования этих механизмов можно было бы приложить больше усилий для повышения эффективности и действенности мероприятий по. выполнению законодательства о борьбе с наркотиками при одновременном сокращении разгула коррупции и насилия.

Арест и взятие под стражу лиц, совершающих преступления в связи с наркотиками, преследуют цели удержать от совершения правонарушений, лишить дееспособности и вернуть в общество. Для определенных классов правонарушителей ни одна из поставленных целей таким путем полностью не достигается, и эти меры, будучи применены неизбирательно, ведут к разбазариванию дефицитных ресурсов. В частности, тюремное заключение пользователей наркотиков редко дает ожидаемые результаты. Случайных пользователей наркотиков можно удержать от них путем принятия значительно менее жестких санкций; наркоманам необходимо помочь отказаться от своих пагубных привычек путем оказания им наркологической помощи или применения условного освобождения. Имеются также примеры проведения успешных операций по удалению с улиц целых групп розничных наркоторговцев, не прибегая к массовым арестам. Тюремное заключение следует оставить как меру, применяемую в первую очередь к злостным правонарушителям, лишая тем самым рынки элемента крайнего насилия. Это не означает, что нам следует закрывать глаза на потребление наркотиков. Подавляющая часть наркотиков потребляется небольшой группой пользователей, а именно наркоманами или проблемными пользователями наркотиков. Работа с этим контингентом на рынке наркотиков путем проведения активных контрольных операций резко сократила бы его прибыльность и тем самым привлекательность для наркоторговцев. К счастью, большой процент наркоманов в мире, как представляется, сосредоточен в материально благополучных странах, которым по силам заняться решением этой проблемы.

Необходимо также очистить те запущенные кварталы, которые создают рынки сбыта наркотиков. Многим жителям этих кварталов нечего терять, и поэтому их трудно отвратить от наркотиков, но в них проживают также ключевые фигуры, у которых есть финансовые интересы в этих кварталах. Если заставить тех, кто действительно «командует парадом», взять на себя ответственность, то, возможно, удастся вернуть эти бесхозные зоны к нормальному состоянию на окружном или даже общенациональном уровне. Это даст возможность изолировать рынки сбыта наркотиков и ограничить их распространение. Это позволит забрать рынки из рук уличных банд – одной из групп, которые наиболее активно вовлечены в насилие на рынке наркотиков.

Помимо повышения эффективности действий правоохранительных структур необходимо вовлекать другие ведомства в поиск стратегических решений проблемы наркотиков. Такие стратегии должны быть сориентированы на каждый канал поставки наркотиков и его возможные последствия для конкретных районов. Следует обратить особое внимание на проблему сокращения масштабов рынков, а не только на прекращение деятельности конкретных лиц или групп. Такие контрольные действия необходимо координировать в международных масштабах, с тем чтобы избежать перемещения операций в другие страны. Однако даже само перемещение операций можно было бы использовать стратегически, ориентируя рынки в направлениях, которые порождают меньше преступности и коррупции.