Содействие последовательному осуществлению международных договоров о контроле над наркотиками

26.03.2021

69. В процессе выполнения своего мандата в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками Комитет поддерживает постоянный диалог с правительствами, ведущийся в различных формах, таких как регулярные консультации и страновые миссии. Этот диалог играет важную роль в усилиях Комитета по оказанию помощи правительствам в соблюдении положений этих договоров.

1. Присоединение к международным договорам о контроле над наркотиками

70. Со времени публикации доклада Комитета за 2009 год ни к одному из международных договоров о контроле над наркотиками не присоединилась дополнительно ни одна страна.

71. Таким образом, по состоянию на 1 ноября 2010 года Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года16, по-прежнему насчитывала 184 участника. Два государства, а именно Афганистан и Чад, по-прежнему являются участниками только Конвенции 1961 года без поправок. Участниками Конвенции 1961 года до сих пор не стали в общей сложности восемь государств: одно государство в Африке (Экваториальная Гвинея), одно в Азии (Тимор-Лешти) и шесть в Океании (Вануату, Кирибати, Науру, Острова Кука, Самоа и Тувалу).

72. Участниками Конвенции о психотропных веществах 1971 года18 являются 183 государства. Участниками этой конвенции до сих пор не стали в общей сложности 11 государств: два государства в Африке (Экваториальная Гвинея и Либерия), одно в Америке (Гаити), одно в Азии (Тимор-Лешти) и семь в Океании (Вануату, Кирибати, Науру, Острова Кука, Самоа, Соломоновы Острова и Тувалу).

73. Участниками Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года являются 184 государства. Участниками этой конвенции до сих пор не стали в общей сложности 10 государств: два государства в Африке (Экваториальная Гвинея и Сомали), одно в Азии (Тимор-Лешти), одно в Европе (Святейший Престол) и шесть в Океании (Кирибати, Науру, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы Острова и Тувалу).

74. Комитет отмечает, что, несмотря на его продолжающиеся усилия по содействию универсальному применению международных договоров о контроле над наркотиками, 16 государств до сих пор не являются участниками всех международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет обеспокоен тем, что наличие государств, не присоединившихся ни к одному из международных договоров о контроле над наркотиками, может подрывать коллективные усилия международного сообщества по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом. Комитет настоятельно призывает государства, которые еще не сделали этого, выявить любые препятствия, которые могут этому мешать, и принять необходимые меры для безотлагательного присоединения ко всем международным договорам о контроле над наркотиками.

2. Оценка общего выполнения договорных обязательств в отдельных странах

75. Комитет регулярно проводит обзоры ситуации в области контроля над наркотиками в различных странах и общего соблюдения правительствами положений международных договоров о контроле над наркотиками. Эти обзоры охватывают различные аспекты контроля над наркотиками, включая функционирование национальных органов по контролю над наркотиками, адекватность внутреннего законодательства и политики в области контроля над наркотиками, меры, принимаемые правительствами по борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, и выполнение правительствами своих договорных обязательств по представлению отчетности.

76. Итоги обзора, а также рекомендации Комитета о принятии мер по исправлению положения доводятся до сведения соответствующих правительств в рамках постоянного диалога Комитета с правительствами, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее осуществление международных договоров о контроле над наркотиками.

77. В 2010 году Комитет рассмотрел положение в области контроля над наркотиками в Бразилии, Мексике и Перу, а также меры, принимаемые правительствами этих стран для осуществления международных договоров о контроле над наркотиками. При этом Комитет учитывал всю имевшуюся в его распоряжении информацию, уделяя особое внимание новым тенденциям в области контроля над наркотиками в этих странах.

Бразилия

78. Бразилия по-прежнему является одной из основных стран транзита нелегальных поставок наркотиков в Соединенные Штаты Америки, а также в страны Африки и Европы. Данных, свидетельствующих о наличии на бразильской территории лабораторий по изготовлению кокаина, не поступало, однако из-за близости северо-восточного побережья страны к Западной Африке этот район является привлекательным для южноамериканских организаций наркоторговцев. Через Бразилию контрабандой переправляется значительная часть кокаина, доставляемого воздушным и морским путем в страны Западной Африки из Боливии (Многонационального Государства), Колумбии и Перу. Комитет отмечает решимость правительства Бразилии продолжать борьбу с контрабандой кокаина и других наркотиков через эту страну и призывает правительство к дальнейшему наращиванию усилий в данном направлении.

79. Комитет с обеспокоенностью констатирует растущее в Бразилии в последние годы потребление крэк-кокаина. Он отмечает, что правительство принимает меры для борьбы со злоупотреблением этим веществом – например, в мае 2010 года оно утвердило комплексный план действий по борьбе с употреблением крэка и других наркотиков. В соответствии с этим планом правительство выделило значительные ресурсы в целях принятия мер против незаконного оборота наркотиков, прежде всего в приграничных муниципальных округах, а также увеличения числа и модернизации учреждений, занимающихся лечением наркозависимости и социальной реинтеграцией наркоманов. Комитет настоятельно призывает правительство продолжать усилия в этой области и сообщать ему о ходе борьбы со злоупотреблением кокаином и другими наркотиками.

80. В течение многих лет уровень потребления стимуляторов, включенных в Список IV Конвенции 1971 года, в странах Северной и Южной Америки, включая Бразилию, был одним из самых высоких в мире. Комитет отмечает, что в последние годы правительство Бразилии принимает меры по ограничению потребления анорексигенных средств путем внесения в национальное законодательство поправок, предусматривающих более эффективный контроль за реализацией таких препаратов на внутреннем рынке и строгий надзор за тем, чтобы они отпускались только по рецептам. В этой связи Комитет приветствует шаги, предпринятые правительством в августе 2010 года в целях принятия новых нормативных положений, дополнительно ужесточающих в Бразилии контроль над производством, импортом, сбытом и назначением пациентам стимуляторов амфетаминового ряда. Комитет призывает правительство и впредь делать все необходимое для обеспечения того, чтобы анорексигенные средства использовались только в лечебных целях и строго по назначению, а нормы их отпуска пациентам не превышались.

81. Недавние события указывают на то, что правительство Бразилии добилось определенных успехов в решении проблем контроля над наркотиками в стране. Позитивные сдвиги отмечаются и в части сотрудничества правительства с Комитетом. Комитет рассчитывает на то, что правительство будет принимать надлежащие меры для дальнейшего улучшения этого сотрудничества, включая представление статистической информации, требуемой в обязательном порядке согласно международным договорам о контроле над наркотиками.

Мексика

82. Территория Мексики используется для изготовления запрещенных наркотиков, переправляемых затем контрабандным путем в страны Северной Америки, прежде всего в Соединенные Штаты. Значительная часть ввозимого в Соединенные
Штаты каннабиса нелегально изготавливается в Мексике. По данным ЮНОДК, незаконное изготовление и оборот каннабиса являются главным источником доходов мексиканских наркокартелей,  ежегодно принося им, согласно оценкам, 8,5 млрд. долл. США, или 61 процент всей их годовой выручки. До 90 процентов контрабандных поставок южноамериканского кокаина следуют в Соединенные Штаты через Мексику. Начиная с 2000 года в стране ежегодно расширяется незаконное культивирование опийного мака, с соответствующим ростом незаконного изготовления опиатов, и в первую очередь героина. Основная часть опиатов, реализуемых в Соединенных Штатах, имеет мексиканское происхождение.

83. Комитет отмечает, что правительством Мексики предпринимаются колоссальные усилия по борьбе с наркотиками и пресечению деятельности основных организаций наркобизнеса. Новым подтверждением приверженности правительства делу ограничения поставок наркотиков и борьбе с организованной наркопреступностью стало выделение на эти цели дополнительных финансовых и людских ресурсов. Был задержан целый ряд крупных деятелей наркобизнеса и их ключевых сообщников; государственные учреждения продолжают освобождаться от чиновников, вставших на путь сотрудничества с наркоторговцами в результате применения к ним различных мер воздействия, включая запугивание и шантаж. В последние годы мексиканским властям удалось задержать несколько главарей основных наркокартелей, арестовать или заключить под стражу свыше 35 000 членов этих организаций. По данным правительства, за период с 2006 года в ходе развернутой в Мексике кампании по борьбе с незаконным оборотом наркотиков погибли свыше 28 000 человек.

84. Хотя в последние годы в Мексике предпринимаются – в том числе на высоком уровне – последовательные усилия по противодействию коррупции, коррупция до сих пор остается серьезной проблемой. Между наркокартелями и некоторыми правоохранительными органами по-прежнему существуют тесные связи; некоторых чиновников и полицейских принуждают вставать на защиту интересов организованных преступных групп путем подкупа и угроз. Тот факт, что коррупция серьезно подрывает эффективность работы мексиканских правоохранительных органов, был признан правительством, заявившим, что ему необходимо лишать наркокартели возможности внедрять своих людей в государственные структуры и подкупать должностных лиц.

85. Злоупотребление наркотиками в Мексике продолжает расти. Наибольшей популярностью в этой стране пользуется каннабис; второе и третье места занимают, соответственно, кокаин и ингалянты. Злоупотребление героином и метамфетамином распространено главным образом на севере, у границы с Соединенными Штатами. В 2008 году правительство сообщило о резком росте потребления кокаина (особенно в форме крэка) и метамфетамина. В 2009 году в Мексике отмечалось также увеличение масштабов злоупотребления опиоидами, хотя конкретных данных об этом представлено не было.

86. Комитет отмечает, что, несмотря на действующие в Мексике положения о запрете эфедрина и псевдоэфедрина, в стране продолжается незаконное изготовление стимуляторов амфетаминового ряда из прекурсоров, ввозимых контрабандным путем. По-прежнему страдает недостатками и система надзора за легальным оборотом контролируемых веществ, в частности в том, что касается инспектирования точек, где психотропные вещества отпускаются населению. Комитет настоятельно призывает правительство принять эффективные меры для надлежащего решения этих проблем.

87. Рекомендации относительно медицинского применения опиоидных анальгетиков, сформулированные Комитетом в 2005 году по итогам его последней миссии в Мексику, судя по всему, осуществлялись недостаточно успешно, и степень их
выполнения остается невысокой. Комитет рекомендует правительству выявить любые препятствующие этому факторы и принять необходимые меры к тому, чтобы лицам, нуждающимся в медицинской помощи, предоставлялся достаточный доступ к этим наркотическим средствам с учетом целей международных договоров о контроле над наркотиками.

Перу

88. В последние годы в Перу стала расширяться площадь незаконных плантаций кокаинового куста, достигшая к 2009 году почти 60 000 гектаров (га). По-прежнему занимая второе место в мире (после Колумбии) по масштабам культивирования кокаинового куста, эта страна в 2009 году стала крупнейшим мировым производителем листа коки, впервые с 1997 года опередив Колумбию по уровню его потенциального производства (119 000 тонн). Комитет обеспокоен тем, что если наметившиеся тенденции в этой области будут бесконтрольно продолжаться, то в предстоящие годы Перу может превзойти Колумбию как по площади земель, занятых под незаконное культивирование кокаинового куста, так и по объему производства листа коки, вернув себе утраченное в 1996 году положение крупнейшего в мире поставщика кокаина.

89. Комитет отмечает усилия правительства по искоренению незаконных плантаций кокаинового куста (или хотя бы недопущению их дальнейшего расширения), предпринимаемые в рамках комплексной, сбалансированной национальной политики на период 2007-2011 годов, направленной на борьбу со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом. В последние годы, в соответствии с принятым на национальном уровне планом ускоренного воздействия на существующую ситуацию, были выделены дополнительные ресурсы на осуществление инвестиционных проектов и мероприятий, повышающих эффективность противодействия незаконному изготовлению и потреблению наркотиков. В то же время необходимо продолжать наращивать усилия, позволяющие эффективно сдерживать тенденцию к росту нелегального культивирования кокаинового куста и незаконного производства листа коки.

90. С унаследованной от прошлого практикой жевания листа коки в Перу так и не было покончено, как того требует Конвенция 1961 года. Традиционные виды использования листа коки попрежнему практикуются в этой стране, несмотря на адресованные правительству Перу призывы Комитета положить конец его использованию для любых целей, в том числе для жевания. Комитет призывает правительство этой страны, как участника Конвенции 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, обеспечить полное соблюдение своих обязательств по этой Конвенции, включая обязательство ликвидировать все способы использования листа коки для целей, не предусмотренных Конвенцией.

91. Комитет отмечает, что предупреждение злоупотребления наркотиками является одной из первоочередных задач национальной стратегии контроля над наркотиками. Политика Перу в области профилактики и лечения наркомании получила
институциональное оформление на различных уровнях государственного аппарата в процессе реализации плана информационно-просветительской работы по вопросам предупреждения наркозависимости, раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, и их оперативного направления в места, где им может быть оказана помощь.

92. В стране принято надлежащее законодательство о контроле за химическими веществами-прекурсорами и создан эффективный механизм мониторинга производства, распределения, ввоза и вывоза контролируемых химических веществ. Комитет отмечает также, что в последние годы улучшился подход правительства к международному сотрудничеству, включая выполнение обязательств по представлению отчетности, предусмотренных международными договорами о контроле над наркотиками. Комитет приветствует эти сдвиги и призывает правительство наращивать усилия в тех областях, где прогресс отсутствует, и закреплять имеющиеся достижения.

3. Страновые миссии

93. В порядке осуществления своего мандата согласно международным договорам о контроле над наркотиками и в контексте поддерживаемого им диалога с правительствами Комитет ежегодно направляет миссии в несколько стран, чтобы обсудить с их компетентными органами принятые меры и достигнутый прогресс в различных областях контроля над наркотиками. Такие миссии дают Комитету возможность не только получить информацию из первых рук, но и лучше изучить
положение в области контроля над наркотиками в каждой посещаемой стране, что позволяет ему дать правительству соответствующие рекомендации и содействовать более полному соблюдению договоров.

94. В 2010 году Комитет направил миссии в следующие страны: Азербайджан, Армению, Габон, Гватемалу, Грузию, Израиль, Ливан, Марокко, Туркменистан и Хорватию. В настоящем докладе отражены также выводы и рекомендации предпринятых в 2009 году миссий Комитета в Венгрию, Иорданию, Ирландию, Испанию и Мальту.

Армения

95. В октябре 2010 года миссия Комитета посетила Армению. Предыдущая миссия Комитета посетила эту страну в 1997 году. Комитет отмечает приверженность национальных компетентных органов Армении соблюдению положений всех трех международных конвенций о контроле над наркотиками, участником которых является Армения. Комитет выявил ряд недостатков, присущих взаимному сотрудничеству и обмену информацией между национальными органами по контролю над
наркотиками, и призвал правительство решить эту проблему.

96. В последнее время Армения стала привлекать преступные группы, занимающиеся незаконным оборотом прекурсоров, которые используются при незаконном изготовлении героина и стимуляторов амфетаминового ряда, о чем свидетельствует обнаружение и ликвидация в 2010 году ряда подпольных лабораторий по изготовлению амфетамина. Комитет просил правительство дополнительно усилить контроль над прекурсорами. Комитет рекомендует правительству провести оценку потребностей страны в наркотических средствах для использования в качестве болеутоляющих средств и выявить и устранить любые препятствия для обеспечения их достаточного наличия для медицинских целей.

Азербайджан

97. В июле 2010 года миссия Комитета посетила Азербайджан. Цель этой миссии заключалась в проведении обзора прогресса, достигнутого в этой стране в осуществлении положений международных договоров о контроле над наркотиками после последней миссии Комитета в эту страну в 1997 году.

98. Для решения проблемы контрабанды наркотиков через Азербайджан были приняты некоторые меры, в частности, был усилен пограничный контроль. Несмотря на эти меры, Азербайджан по-прежнему является страной транзита запрещенных наркотиков. Комитет призывает правительство и далее укреплять правоохранительную деятельность, пограничный контроль и региональное сотрудничество, а также обмен информацией в целях предупреждения незаконного оборота наркотиков. В Азербайджане имеются сравнительно небольшие возможности использования наркотических средств в качестве болеутоляющих средств. В этой связи Комитет просит правительство провести оценку национальных потребностей в наркотических средствах для использования в качестве болеутоляющих средств, выявить проблемы, препятствующие обеспечению их наличия для этих целей вдостаточном количестве, и разработать меры по решению таких проблем. Учитывая увеличение масштабов злоупотребления наркотиками в Азербайджане, главным образом опиатами, Комитет рекомендует правительству провести общенациональное обследование масштабов злоупотребления наркотиками и использовать его результаты для разработки соответствующих стратегий борьбы с наркотиками и обеспечить контроль за их реализацией. Комитет рекомендует также правительству активизировать усилия по профилактике злоупотребления наркотиками и обеспечить наличие достаточного числа наркологических учреждений.

Хорватия

99. В мае 2010 года миссия Комитета посетила Хорватию. Хорватия является участником всех трех международных конвенций о контроле над наркотиками, а ее правительство привержено осуществлению их положений. Комитет с удовлетворением отмечает, что правительством разработана всеобъемлющая национальная стратегия контроля над наркотиками, а также планы действи по обеспечению координации между учреждениями и организациями, ответственными за ее осуществление. Однако данных о распространенности злоупотребления наркотиками, весьма важных для определения направлений политики контроля над наркотиками и оценки ее эффективности, имеется недостаточно. Комитет призывает правительство регулярно проводить оценку масштабов злоупотребления наркотиками в Хорватии.

100. Стратегическое местоположение Хорватии и протяженность ее границ делают эту страну уязвимой для организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков и использующих ее территорию для транзитной переправки наркотиков. За последние годы правительством проведен ряд правовых, судебных и организационных реформ, призванных повысить способность страны противостоять организованной преступности. Кроме того, правоохранительные органы Хорватии тесно взаимодействуют со своими коллегами в других странах и с международными организациями в целях усиления пограничного контроля. Комитет рекомендует правительству продолжать усилия по предупреждению незаконных поставок наркотиков организованными преступными группами и обеспечению право-охранительных органов достаточной подготовкой и материально-технической базой для эффективных действий в этих целях.

Габон

101. В июне 2010 года миссия Комитета посетила Габон. Это был первый визит миссии Комитета в эту страну с 1998 года. В задачи миссии входило рассмотреть ход осуществления трех международных конвенций о контроле над наркотиками,
участником которых является Габон. Состоявшиеся обсуждения касались прежде всего последних тенденций в области незаконного оборота и потребления наркотиков в Габоне и мер, принятых или планируемых правительством для преодоления имеющихся трудностей. Хотя Габон, по-видимому, до сих пор сравнительно свободен от проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками, Комитет рекомендует габонским властям принять меры по организации сбора и анализа информации на этот счет, с тем чтобы разработать планы оказания надлежащей помощи наркозависимым лицам.

102. Комитет отмечает, что правительством Габона предпринят ряд шагов по усилению контроля над наркотиками в рамках осуществления международных договоров о контроле над наркотиками и что власти Габона весьма активно занимаются решением проблемы наркотиков. В то же время крайне важным является принятие всеобъемлющего законодательства о контроле над законной деятельностью, связанной с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, и налаживание эффективной координации действий различных контрольных органов. Соответствующий персонал также должен пройти надлежащую подготовку и получить в свое распоряжение необходимые ресурсы.

Грузия

103. В июле 2010 года миссия Комитета посетила Грузию. Грузия может превратиться в крупный транзитный узел для поставок наркотических средств из Афганистана в Западную Европу. Грузия участвует во всех трех международных договорах о торговле над наркотиками и в ней, согласно требованиям международной системы контроля над наркотиками, созданы нормативно-административные механизмы контроля за наркотическими средствами, психотропными веществами и химическими веществами-прекурсорами. Вместе с тем в Грузии пока отсутствует сбалансированная национальная стратегия контроля над наркотиками. Ведомства, отвечающие за обеспечение соблюдения законов о наркотиках, действуют эффективно и поддерживают сотрудничество с партнерами в соседних странах. Вызывает обеспокоенность проблема злоупотребления наркотиками, в том числе лекарственными средствами рецептурного отпуска и стимуляторами, изготовленными в кустарных условиях, хотя достоверные статистические данные о масштабах злоупотребления наркотиками в Грузии отсутствуют. Отмечен высокий уровень распространенности ВИЧ-инфекции среди наркоманов, употребляющих наркотики путем инъекций.

104. Комитет рекомендует правительству Грузии принять и осуществлять на практике сбалансированную национальную стратегию контроля над наркотиками. Учитывая значительную распространенность злоупотребления наркотиками, Комитет настоятельно призывает правительство регулярно проводить оценку степени злоупотребления конкретными наркотиками, в том числе фармацевтическими препаратами. Комитет рекомендует расширить сферу охвата услуг по профилактике злоупотребления наркотиками, распространив ее на все группы населения, которые могут в них нуждаться, и укрепить программы реабилитации и социальной реинтеграции наркозависимых. Следует установить более строгий контроль над внутренними каналами распространения фармацевтических препаратов, являющихся предметом злоупотребления.

Гватемала

105. В мае 2010 года миссия Комитета посетила Гватемалу. Это был первый визит миссии Комитета в данную страну с 1999 года. Комитет отмечает приверженность компетентных национальных органов Гватемалы выполнению положений международных конвенций о контроле над наркотиками, в которых участвует это государство. Как и в ряде других стран Центральной Америки, наиболее серьезной проблемой в Гватемале на сегодняшний день считаются высокий уровень преступности, атмосфера незащищенности граждан и безнаказанности правонарушителей.

106. Гватемала по-прежнему служит перевалочной базой для переправки партий наркотиков из Южной Америки. Однако, по данным последнего обследования домохозяйств, проведенного правительством в 2005 году, уровень злоупотребления всеми видами наркотиков, за исключением каннабиса, в Гватемале является одним из самых низких в Центральной Америке. Комитет призывает правительство провести новое обследование на тему  злоупотребления наркотиками, чтобы получить возможность сопоставления соответствующих данных и выявить новые тенденции в области злоупотребления наркотиками в стране. Наряду с этим одной из главных проблем для властей Гватемалы становится широкомасштабный незаконный оборот прекурсоров, необходимых для изготовления стимуляторов амфетаминового ряда. Несмотря на введенный в 2009 году запрет на импорт псевдоэфедрина, подпольные торговцы прекурсорами попрежнему стремятся проникнуть на рынок этой страны.

Венгрия

107. В октябре 2009 года миссия Комитета побывала в Венгрии. Комитет с удовлетворением отмечает полную приверженность правительства Венгрии целям международных договоров о контроле над наркотиками и реализуемую им всеобъемлющую стратегию решения проблемы наркотиков в стране. Это позволило добиться заметных успехов в таких ключевых областях, как предупреждение злоупотребления наркотиками, лечение и реабилитация наркоманов. Комитет призывает правительство обеспечить выделение достаточных ресурсов для стабильного прогресса в осуществлении мер контроля над наркотиками.

108. Комитет с одобрением отмечает, что за последние несколько лет в Венгрии были приняты меры, облегчающие назначение опиоидов пациентам в качестве болеутоляющих средств. Правительству следует продолжать усилия по устранению факторов, препятствующих медицинскому применению опиоидных анальгетиков. Имеются признаки того, что в Венгрии растут масштабы подпольного изготовления каннабиса и что эта страна используется для транзита контрабандных поставок кокаина в Западную Европу. Комитет настоятельно призывает правительство активизировать усилия правоохранительных органов по решению этих проблем.

Ирландия

109. В октябре 2009 года миссия Комитета посетила Ирландию. Ирландия является участником всех международных договоров о контроле над наркотиками и ввела в действие всеобъемлющее законодательство о контроле над наркотиками. В
Ирландии в принципе созданы необходимая нормативно-административная база и механизмы регулирования для выполнения положений международных договоров о контроле над наркотиками. В то же время Комитет вновь обращается к ирландским властям с просьбой распространить систему лицензирования импорта и экспорта на все вещества, включенные в списки Конвенции 1971 года. В сентябре 2009 года Ирландия приступила к реализации второй Национальной
стратегии контроля над наркотиками. Она осуществляется в тесном взаимодействии со всеми министерствами и подразделениями, отвечающими за принятие мер по сокращению предложения наркотиков и спроса на них. Стратегия ставит во
главу угла поведенческие факторы, способствующие злоупотреблению наркотиками или нецелевому использованию наркотических средств, включая потребление алкогольных напитков.

110. Лечебно-профилактические программы наркологической помощи осуществляются как государственными, так и негосударственными структурами в тесном сотрудничестве друг с другом. Комитет приветствует участие в этих программах местных общин и гражданского общества. Между различными правоохранительными органами и другими государственными учреждениями налажено тесное взаимодействие в целях принятия мер по сокращению спроса, благодаря чему уже достигнут ряд успехов в использовании контролируемых поставок, изъятии наркотиков и аресте активов, полученных в результате противозаконной деятельности.

Израиль

111. Миссия Комитета посетила Израиль в ноябре 2009 года. Израиль является участником всех трех международных конвенций о контроле над наркотиками; деятельность по контролю над наркотиками в этой стране координируется и направляется израильским Управлением по борьбе с наркотиками, которое представляет собой хорошо отлаженный координационный механизм. Это управление, ранее подчинявшееся премьер-министру, сейчас стало самостоятельной структурой, входящей в систему министерства общественной безопасности.

112. Комитет отметил, что система, созданная в Израиле для обеспечения того, чтобы наркотические средства и психотропные вещества использовались исключительно в медицинских или научных целях, функционирует эффективно и что случаи утечки наркотических средств или психотропных веществ в сферу незаконного оборота встречаются редко. Комитет приветствует создание Группы по борьбе с фармацевтической преступностью, призванной предотвращать утечку наркотических средств в незаконные каналы, а также шаги, предпринимаемые правительством для борьбы с продажей и употреблением так называемых «ларечных» наркотиков, содержащих вещества, на которые не распространяется международный контроль. Вместе с тем Комитет отмечает, что правительство Израиля все еще не приняло законодательства о контроле над прекурсорами, как это было рекомендовано Комитетом по результатам его миссии в Израиль в 2004 году.

113. В рамках своей миссии в Израиль 18 ноября 2009 года Комитет посетил также Палестинскую администрацию и провел ряд встреч в Рамалле. До этого палестинские территории в последний раз посещались в рамках миссии Комитета в 1998 году. Комитет настоятельно призывает Палестинскую администрацию принять законопроект о наркотиках и уделять более пристальное внимание вопросам лечения и реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками.

114. Комитет отмечает, что, несмотря на сложную политическую ситуацию, Израиль и Палестинская администрация в ограниченных масштабах сотрудничают друг с другом на техническом уровне по проблемам, связанным с наркотиками. Важную роль в создании условий для такого сотрудничества сыграло ЮНОДК. Комитет подчеркивает, что подобное сотрудничество нуждается в расширении и укреплении. Поэтому всем соответствующим органам следует изучать возможности для сотрудничества, активно искать пути и способы его оживления и усиления, налаживать и укреплять рабочие контакты в области предупреждения незаконного оборота наркотиков в приграничных районах и злоупотребления наркотиками.

Иордания

115. В августе 2009 года Комитет направил миссию в Иорданию. Правительство Иордании привержено делу контроля над наркотиками и руководствуется сбалансированным подходом, направленным на сокращение незаконного предложения наркотиков и спроса на них. Организация работы по мониторингу оборота контролируемых веществ в Иордании была сочтена удовлетворительной. Налажена эффективная координация правоохранительной деятельности как внутри страны, так и в сотрудничестве с другими странами. В то же время отмечается рост торговли химическими веществами-прекурсорами с другими странами Западной Азии. Поэтому Комитет просит все органы, имеющие отношение к контролю над прекурсорами, предпринимать более эффективные усилия с тем, чтобы не допускать использования Иордании в качестве страны транзита химических веществ-прекурсоров, поставляемых в районы незаконного производства наркотиков.

116. Масштабы злоупотребления наркотиками в Иордании представляются небольшими по сравнению с тем, что наблюдается в других странах, однако имеются признаки того, что в последние годы злоупотребление наркотиками в Иордании растет. Комитет призывает правительство регулярно оценивать масштабы злоупотребления психоактивными веществами всех типов. Комитет также рекомендует распространить программы профилактики и лечения наркомании на все слои населения, которые могут в них нуждаться, и создать условия, облегчающие реабилитацию и социальную реинтеграцию лиц, страдающих наркозависимостью.

Ливан

117. В марте 2010 года Комитет направил миссию в Ливан. Ливан является участником всех трех международных конвенций о контроле над наркотиками; в стране принято всеобъемлющее законодательство о контроле над наркотиками, а также законодательство о предупреждении отмывания денег в соответствии с положениями Конвенции 1988 года. Согласно сообщениям, меры регулирования и контроля соблюдаются неукоснительно. Правоохранительные органы прилагают усилия по сокращению незаконного культивирования каннабиса и опийного мака в Ливане; в стране реализован также ряд мер в области профилактики и лечения наркомании.

118. Тем не менее важные проблемы по-прежнему ждут своего решения. Продолжаются незаконные поставки через ливанскую территорию контрафактного каптагона. Достоверные данные о злоупотреблении наркотиками в Ливане отсутствуют, но масштабы этой проблемы, по-видимому, растут. Мероприятия по профилактике злоупотребления наркотиками, а также меры по информированию и лечению лиц, страдающих наркоманией, не носят систематического характера и не охватывают ни всех типов психоактивных веществ, потребляемых наркоманами, ни всех групп населения. Комитет рекомендует правительству активизировать усилия, направленные на выявление и пресечение незаконной деятельности, связанной с наркотиками, включая незаконный оборот контрафактного каптагона. Правительству следует также регулярно оценивать положение дел со злоупотреблением психоактивными веществами всех типов, разработать всеобъемлющую национальную политику предупреждения злоупотребления всеми видами наркотиков и расширить услуги по профилактике и лечению наркомании, охватив ими все слои населения, которые могут нуждаться в таких услугах, включая лиц, отбывающих тюремное заключение, с тем, чтобы облегчить реабилитацию и социальную реинтеграцию наркоманов. 

Мальта

119. В октябре 2009 года миссия Комитета впервые посетила Мальту в целях анализа положения в области контроля над наркотиками и соблюдения правительством положений международных договоров о контроле над наркотиками. Комитет
отмечает, что в феврале 2008 года Мальтой в первый раз была принята национальная политика в отношении наркотиков, и призывает правительство принять и осуществить законодательный акт о скорейшем учреждении национальной комиссии по борьбе со злоупотреблением наркотиками, алкоголизмом и другим видами зависимости в качестве главного национального органа, ответственного за координацию деятельности, касающейся наркотиков.

120. Комитет отмечает усилия, предпринимаемые правоохранительными органами Мальты для противодействия незаконному обороту наркотиков. Комитет настоятельно призывает правительство укреплять свой потенциал в области выявления и расследования подозрительных сделок с веществами, находящимися под международным контролем, а также принятия соответствующих мер в связи с такими сделками. Комитет призывает правительство выделить правоохранительным органам достаточные людские и финансовые ресурсы для того, чтобы они могли эффективнее участвовать в мероприятиях по контролю над наркотиками. Кроме того, в связи с усилиями правительства по борьбе с контрабандными перевозками наркотиков через территорию страны Комитет призывает его дополнительно активизировать меры таможенного и пограничного контроля с целью предотвращения таких контрабандных поставок, в частности за счет укрепления потенциала и выделения дополнительных ресурсов на осуществление таких мер.

Марокко

121. В декабре 2009 года Комитет направил миссию в Марокко. Одной из главных задач этой миссии был обзор положения дел с культивированием в этой стране растения каннабис. Комитет получил сведения о значительном сокращении культивирования каннабиса за последние пять лет и отдал должное усилиям, предпринятым правительством Марокко. Важно обеспечить неуклонное продолжение усилий по ограничению культивирования растения каннабис в краткосрочной, среднесрочной и длительной перспективе. Кроме того, Комитет призывает правительство и впредь следить за развитием ситуации путем сбора и анализа соответствующих статистических данных о масштабах культивирования каннабиса в стране, а также передавать накопленный опыт международному сообществу с тем, чтобы об усилиях и достижениях Марокко в деле сокращения культивирования каннабиса становилось известно более широко.

122. Применяемые меры контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ были охарактеризованы как эффективные. Марокко регулярно представляет Комитету информацию, требуемую в соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками. Поскольку часть этой информации поступает с запозданием, Комитет рекомендует правительству проанализировать механизмы и процедуры сбора данных на предмет обеспечения того, чтобы доклады представлялись в сроки, установленные согласно договорам.

Испания

123. В июле 2009 года Комитет направил миссию в Испанию. Комитет отмечает, что Испания, являющаяся участником всех трех международных конвенций о контроле над наркотиками, твердо привержена целям и задачам этих договоров. Эта
приверженность нашла свое отражение в национальной стратегии контроля над наркотиками и национальном плане действий по контролю над наркотиками, утвержденных правительством и осуществляемых с помощью хорошо продуманного
административного механизма. Государством введены эффективные процедуры контроля за легальным производством, сбытом и использованием наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Для борьбы со злоупотреблением
наркотиками создана всеобъемлющая, сбалансированная система, включающая программы профилактики, лечения, реабилитации и социальной реинтеграции. Однако Комитет по-прежнему обеспокоен тем, что в Испании продолжают функционировать «кабинеты для приема наркотиков».

124. Комитет отмечает действия, предпринятые национальными правоохранительными органами Испании для недопущения контрабандных поставок наркотических средств через испанскую территорию. Поскольку Испания используется в качестве страны транзита для нелегальной переправки наркотиков из Латинской Америки и Африки в другие европейские страны, важной задачей является налаживание эффективного взаимодействия между правоохранительными органами в самой Испании, а также с правоохранительными учреждениями в странах происхождения и назначения ввозимых в Испанию наркотиков, в целях разоблачения и ликвидации причастных к этому сетей наркоторговцев.

Туркменистан

125. В июне 2010 года миссия Комитета посетила Туркменистан. Комитет отмечает, что со времени его предыдущей миссии в Туркменистан, состоявшейся в 2003 году, правительство приняло ряд мер в целях выполнения международных договоров о контроле над наркотиками и добилось некоторого прогресса в ряде областей контроля над наркотиками. В частности, в 2009 году были приняты поправки к национальному законодательству о контроле над наркотиками и уголовному кодексу, а также создана государственная служба наркоконтроля. Кроме того, правительство приняло некоторые меры по решению новых проблем злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота в стране, в частности путем усиления пограничного контроля, расширения возможностей правоохранительных органов и проведения предназначенных для молодежи программ профилактики злоупотребления наркотиками.

126. Однако сохраняются и значительные проблемы. Комитет отмечает, что, хотя масштабы злоупотребления наркотиками в Туркменистане, повидимому, не очень велики, в последнее время там не проводилось никаких исследований положения в данной области, и поэтому точная информация о масштабах и характере злоупотребления наркотиками в стране отсутствует. В связи с переправкой через территорию Туркменистана наркотиков из Афганистана Комитет настоятельно призывает правительство Туркменистана принять необходимые меры для обеспечения эффективного контроля над наркотиками. Комитет также настоятельно призывает правительство принять меры для обеспечения наличия наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, при соблюдении положений международных договоров о контроле над наркотиками.