Шесть альтернатив

Мы предлагаем шесть альтернативных форм контроля и рассмотрим подробнее проблемы контроля над, соответственно, психотропными лекарствами, коноплей и, в последнюю очередь, над группой других важных наркотиков.

Для обсуждения мы берем следующие возможные ситуации:

1. Борьба с наркотиками прекращается, ограничения по большей части снимаются, наркотики поступают в свободную продажу, как никотин и алкоголь.

2. Полный запрет отменяется, наркотики попадают в категорию товаров, подлежащих особому контролю при торговле.

3. Система контроля остается в таком же виде, в каком она существует в Норвегии и Швеции на сегодняшний день. Чтобы уменьшить издержки, наказания за наркопреступления смягчаются.

4. Система контроля и наказаний сохраняется в ее настоящем виде. Чтобы уменьшить издержки, на деятельность судебно-исполнительных органов накладываются некоторые ограничения. В частности, отменяются все особые полномочия, которые есть у полиции для расследования наркопреступлений, и в целом полицейская активность в этой сфере уменьшается. То же самое касается особых мер по искоренению наркотиков в тюрьмах.

5. Борьба с наркотиками продолжается примерно на том же уровне, что и сейчас.

6. Борьба становится более интенсивной, ее целью ставится полное искоренение запрещенных психоактивных веществ в Скандинавии, а также абсолютное соблюдение законов, касающихся разрешенных веществ.

Начнем с конца списка. У альтернативы номер шесть есть много приверженцев. И в Швеции, и в Норвегии на развитие полиции и таможенных органов отводится все больше средств, в то время как сроки наказаний увеличиваются. Но мы уже доказали на предыдущих страницах нашей книги, что цель этой борьбы недостижима, а издержки непропорционально велики. "Еще одно усилие" по ужесточению мер контроля не может привести ни к какому "окончательному разрешению" проблемы.

Такого же мнения мы придерживаемся относительно альтернативы номер пять - продолжить борьбу в таком же виде, как сейчас. Издержки от действий системы контроля перешли все границы допустимого, особенно в Швеции и Норвегии, и они продолжают увеличиваться. Мы уже достаточно сказали об этом, и считаем дальнейшее обсуждение альтернативы номер пять излишним.

Альтернатива номер четыре кажется более привлекательной, в особенности потому, что она действует по принципу "и волки сыты, и овцы целы". Принципиальные цели сохраняются, а издержки от контроля сокращаются. Принцип государственного регулирования и запреты отражают наши убеждения, ну а те, которым так уж позарез нужны наркотики, пусть добывают их втихую. Тем самым официального разрешения, то есть разрешения со стороны государства, на потребление наркотиков не дается. Это весьма распространенный метод. В качестве примера можно привести ситуацию с так называемым законом о конкубинате в Норвегии. Этот закон запрещал сожительство вне брака. Неоднократно звучали предложения отменить запрет, раз уж, несмотря на откровенные нарушения, закон все равно никто не применяет. Однако законодатели колебались. Отменить закон означало бы одобрить сожительство вне брака. Закон был отменен только в 1972 году. Ауберт (1954, с. 184-189) давно еще показал, как такие спящие законы могут быть использованы в качестве отвлекающего маневра. Одна из заинтересованных сторон убеждена, что ее права защищены и в случае чего может сослаться на закон. Другая сторона, действия которой должны контролироваться, понимает, что на практике закон не применяется, и поэтому соглашается принять "ограничения".

Можно сказать, что Дания в какой-то мере пошла по этому пути. Но Норвегии и Швеции не так-то легко последовать ее примеру. Шумиха, сопутствующая данной проблеме, весьма ограничивает возможности судебно-исполнительных органов "не будить" спящий закон. К тому же пуританин внутри нас требует, чтобы все изменения были официально оформлены. Право определять политику контроля не может принадлежать исключительно администрации. Решению такого рода вопросов должен предшествовать длительный процесс политического обсуждения.

Еще один довольно щекотливый аспект состоит в том, что навряд ли закон в области наркопреступлений сможет всегда оставаться спящим и, в особенности, в равной степени по отношению ко всем людям. Если не удается обвинить кого-то в воровстве, неплохо иметь про запас обвинение в наркопреступлении. Как бы то ни было, мы не отвергаем полностью эту альтернативу. По сравнению с альтернативой номер пять и особенно номер шесть, спящие законы представляются нам шагом в правильном направлении. Действия - это тоже слова. Чем меньше усилий будет прикладываться в этой области, тем меньше будут прямые и косвенные издержки.

Однако более достойной, в том числе и с этической точки зрения, кажется нам альтернатива номер три.

При определении наказаний в данной сфере давно нарушены все пропорции, если сравнивать с наказаниями за другие преступления. В результате возникает опасность возможного ужесточения законов и за другие разновидности преступлений, то есть опасность общего ужесточения уровня наказаний. Чтобы избежать этого, максимальные сроки тюремного заключения в этой области должны быть резко снижены.

Основным видом наказаний должны стать условное освобождение на испытательный срок и штрафы. Наши потомки будут с удивлением говорить о том, как под влиянием массовой истерии их предки, особенно в Норвегии, допустили создание системы пыток, от которых страдали самые незащищенные слои населения.

Альтернатива номер два состоит в предложении отменить официальный абсолютный запрет, а вместо него ввести формы экстраординарного контроля над торговлей. Это может быть отпуск товара только по рецепту врача, в других случаях - особые решения.

Разница между абсолютным запретом и самыми строгими формами экстраординарного контроля над торговлей не так уж велика. Врачи являются сравнительно легко управляемой профессиональной группой, с их помощью государство может практически полностью исключить доступ к рассматриваемым веществам. Другой способ - повлиять на существующую в стране организацию по контролю за лекарственными препаратами, чтобы та не нашла оснований для одобрения того или иного средства. В то же время, нельзя не отметить важные преимущества такого подхода, при котором наркотики, подлежащие абсолютному запрету, превратятся в товар, который, правда, практически невозможно достать. Это поможет несколько утихомирить страсти, бушующие вокруг наркотиков. Проблема приобретет более технический характер, и ее можно будет спокойно обсуждать. Инерция принятых в прошлом решений, возможно, не всегда обоснованных, перестанет давить с той же силой. Можно провести необходимые изменения, несмотря на то, что сторонники полного запрета для обоснования своих действий всячески стараются эмоционально повлиять на мнение граждан. Далее мы выдвинем свои предложения по поводу отмены абсолютного запрета на некоторые наркотики в некоторых странах.

После того, что мы сказали о необходимости ужесточения контроля за сигаретами и алкоголем, совершенно очевидно, что альтернатива номер один - сделать наркотики так же легко доступными, как сигареты и алкоголь, - нас никак не устраивает.