Пишем о наркомании. Подразумеваем?

04.11.2021


«Пишем о наркомании. Подразумеваем?»
однозначного ответа тюменские журналисты пока дать не могут
Ирина Щеглова
статьи взята на сайте
Комитета по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации Тюменской области

    5 апреля 2002 года работу «круглого стола» для представителей СМИ под названием «С чистого листа» открыло первое заседание на тему «Пишем о наркомании. Подразумеваем?» Попытки организовать подобную площадку для обмена мнениями с целью выработки в журналистском кругу новых подходов к эффективному освещению социальных проблем уже были, тогда и возникла идея создания постоянно действующего «круглого стола», за которым ежемесячно собирались бы руководители, сотрудники СМИ и представители власти. 
    Поэтому сегодняшнюю встречу с полным правом можно назвать «С чистого листа». Она стала возможной благодаря специалистам областного комитета по профилактике и борьбе с наркоманией, департамента информационной политики администрации Тюменской области и PR-агентства «Горки XI». «В обществе созрело осознание того, что наркомания становится проблемой для всех и каждого из нас», — такими словами открыл заседание директор департамента информационной политики администрации Тюменской области Александр Новопашин. —    «В этом есть немалая заслуга СМИ, так как эта тема стала одной из ведущих». 
    По мнению председателя комитета по профилактике и борьбе с наркоманией Сергея Билкея, в последнее время журналистские материалы об этом социальном явлении стали более профессиональными, чем еще пару лет назад. Однако, как оказалось в ходе дискуссии, никто из присутствующих точно не знает, как правильно освещать эту проблемную тему, действительно требующую глубоких медицинских и психологических знаний. 
    И во многом практикующим журналистам приходится опираться на собственную интуицию и сознание социальной ответственности. По данным исследования, проведенного PR-агентством «Горки XI», более 60% тюменских журналистов очень продуктивно пишут на темы, связанные с наркоманией. Но парадокс состоит в том, что практически все представители СМИ не уверены в том, правильно ли они освещают проблему и как сделать так, чтобы их произведения «били в цель»? Отсюда и полярное понимание ситуации. 
    По данным того же исследования, 13 % журналистов считают, что о наркомании говорить нельзя: постоянным тиражированием материалов создаем рекламу самому явлению. Похожие мысли высказывал и генеральный директор «Радио-7» Анатолий Мокроусов: «Мы говорим: футбольный матч состоится под девизом «Нет наркотикам!». Но разве наркотики — это ценность? Если нет, то зачем тогда о них вспоминать? Мы должны показывать подросткам другие «позитивы» — радость победы, удовольствие от игры, не упоминая о наркомании». 
    И противоположное мнение: «Благодаря тому, что в СМИ постоянно говорится о наркомании, родители стали следить за детьми, выявлять заболевание на ранней стадии, когда еще есть шанс помочь. Своими материалами мы не создаем рекламу, а ведем реальную борьбу», — считает Александр Дударев, начальник отдела информации ГУВД Тюменской области. 
    Должен ли журналист высказывать свою позицию в статьях о наркомании или лишь приводить мнение специалистов, предоставляя читателю возможность самостоятельно сделать вывод? Какую точку зрения пропагандировать: что наркомания излечима или нет? Ведь если утверждать, что это заболевание излечимо, то его не будут бояться, а если нет — то наркоманы потеряют последнюю надежду. Через какие каналы массовой коммуникации донести до людей, употребляющих наркотики, информацию об их вреде и показать другой путь? Стоит ли создавать отдельное СМИ именно для этой категории населения? Все эти вопросы крайне волновали участников «круглого стола». Журналисты сошлись в одном: всем коллегам по перу не хватает компетентности, а порой и элементарных знаний для правильного освещения грандиозной общественной проблемы, и этот пробел необходимо компенсировать. Еще одна существенная деталь: в России нет общей концепции для СМИ, на которую следует опираться при работе над подобными материалами. А ведь единая линия пропаганды в этом вопросе должна быть, — считает большинство участников заседания. Из-за ее отсутствия и появляется всё разнообразие образов наркоманов, которыми «пестрят» СМИ: жертва, преступник, творческая личность, «другой» человек и даже герой! «Сейчас главная задача состоит в том, чтобы количество материалов, которыми мы «закидываем» аудиторию, переходило в качество», — считает заведующая кафедрой журналистики ТГУ Татьяна Топоркова. А сомнения — это уже показатель того, что журналисты хотят работать на более профессиональном уровне.