Пишем о наркомании. Подразумеваем?

"Пишем о наркомании. Подразумеваем?"
однозначного ответа тюменские журналисты пока дать не могут
Ирина Щеглова
статьи взята на сайте
Комитета по профилактике и борьбе с наркоманией Администрации Тюменской области

    5 апреля 2002 года работу "круглого стола" для представителей СМИ под названием "С чистого листа" открыло первое заседание на тему "Пишем о наркомании. Подразумеваем?" Попытки организовать подобную площадку для обмена мнениями с целью выработки в журналистском кругу новых подходов к эффективному освещению социальных проблем уже были, тогда и возникла идея создания постоянно действующего "круглого стола", за которым ежемесячно собирались бы руководители, сотрудники СМИ и представители власти. 
    Поэтому сегодняшнюю встречу с полным правом можно назвать "С чистого листа". Она стала возможной благодаря специалистам областного комитета по профилактике и борьбе с наркоманией, департамента информационной политики администрации Тюменской области и PR-агентства "Горки XI". "В обществе созрело осознание того, что наркомания становится проблемой для всех и каждого из нас", - такими словами открыл заседание директор департамента информационной политики администрации Тюменской области Александр Новопашин. -    "В этом есть немалая заслуга СМИ, так как эта тема стала одной из ведущих". 
    По мнению председателя комитета по профилактике и борьбе с наркоманией Сергея Билкея, в последнее время журналистские материалы об этом социальном явлении стали более профессиональными, чем еще пару лет назад. Однако, как оказалось в ходе дискуссии, никто из присутствующих точно не знает, как правильно освещать эту проблемную тему, действительно требующую глубоких медицинских и психологических знаний. 
    И во многом практикующим журналистам приходится опираться на собственную интуицию и сознание социальной ответственности. По данным исследования, проведенного PR-агентством "Горки XI", более 60% тюменских журналистов очень продуктивно пишут на темы, связанные с наркоманией. Но парадокс состоит в том, что практически все представители СМИ не уверены в том, правильно ли они освещают проблему и как сделать так, чтобы их произведения "били в цель"? Отсюда и полярное понимание ситуации. 
    По данным того же исследования, 13 % журналистов считают, что о наркомании говорить нельзя: постоянным тиражированием материалов создаем рекламу самому явлению. Похожие мысли высказывал и генеральный директор "Радио-7" Анатолий Мокроусов: "Мы говорим: футбольный матч состоится под девизом "Нет наркотикам!". Но разве наркотики - это ценность? Если нет, то зачем тогда о них вспоминать? Мы должны показывать подросткам другие "позитивы" - радость победы, удовольствие от игры, не упоминая о наркомании". 
    И противоположное мнение: "Благодаря тому, что в СМИ постоянно говорится о наркомании, родители стали следить за детьми, выявлять заболевание на ранней стадии, когда еще есть шанс помочь. Своими материалами мы не создаем рекламу, а ведем реальную борьбу", - считает Александр Дударев, начальник отдела информации ГУВД Тюменской области. 
    Должен ли журналист высказывать свою позицию в статьях о наркомании или лишь приводить мнение специалистов, предоставляя читателю возможность самостоятельно сделать вывод? Какую точку зрения пропагандировать: что наркомания излечима или нет? Ведь если утверждать, что это заболевание излечимо, то его не будут бояться, а если нет - то наркоманы потеряют последнюю надежду. Через какие каналы массовой коммуникации донести до людей, употребляющих наркотики, информацию об их вреде и показать другой путь? Стоит ли создавать отдельное СМИ именно для этой категории населения? Все эти вопросы крайне волновали участников "круглого стола". Журналисты сошлись в одном: всем коллегам по перу не хватает компетентности, а порой и элементарных знаний для правильного освещения грандиозной общественной проблемы, и этот пробел необходимо компенсировать. Еще одна существенная деталь: в России нет общей концепции для СМИ, на которую следует опираться при работе над подобными материалами. А ведь единая линия пропаганды в этом вопросе должна быть, - считает большинство участников заседания. Из-за ее отсутствия и появляется всё разнообразие образов наркоманов, которыми "пестрят" СМИ: жертва, преступник, творческая личность, "другой" человек и даже герой! "Сейчас главная задача состоит в том, чтобы количество материалов, которыми мы "закидываем" аудиторию, переходило в качество", - считает заведующая кафедрой журналистики ТГУ Татьяна Топоркова. А сомнения - это уже показатель того, что журналисты хотят работать на более профессиональном уровне.