Прикладной бюджетный анализ целевых социальных программ Санкт-Петербурга с учетом выделения разделов, возможных для исполнения НКО

"Прикладной бюджетный анализ
целевых социальных программ Санкт-Петербурга
с учетом выделения разделов, возможных для исполнения НКО"

Вейхер А.А., эксперт
СПб социально-гуманитарного центра "Стратегия"
Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту"
       (в дальнейшем - "Антинаркотизм") 
на 2002-2005 годы
     включает следующие группы мероприятий:
  1. Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками, предусматривающие совершенствование законодательства Санкт-Петербурга в этой области.
  2. Профилактика злоупотребления наркотиками, в состав которого входят мероприятия по образованию и подготовке специалистов, занимающихся профилактикой наркомании, массовая антинаркотическая профилактическая работа с целевыми группами и населением в целом, научно-исследовательские работы в области профилактики наркомании, организация и развитие сети профилактических антинаркотических подразделений и учреждений в молодежной, образовательной среде, системе здравоохранения, в военкоматах.
  3. Лечение и реабилитация больных наркоманией, предусматривающая образовательную деятельность в области лечения наркомании и реабилитации больных наркоманией, работу с целевыми группами, научно-исследовательскую работу в данной области и укрепление материально-технической базы.
  4. Борьба с незаконным оборотом наркотиков.
  5. Международное и межведомственное сотрудничество в области противодействия злоупотреблению наркотиками. 
    Объем финансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 347958,6 тыс. руб., в том числе по годам: 
       2002 год - 91694,4 тыс. руб.; 
       2003 год - 86563,9 тыс. руб.; 
       2004 год - 93831,9 тыс. руб.; 
       2005 год - 75868,4 тыс. руб.
Выводы
    В сегменте бюджетного процесса, связанного с формированием и осуществлением целевых социальных программ, НКО могут и должны участвовать по следующим направлениям:
  1. В формировании целей, ради достижения которых организуются целевые программы. Этот процесс включает разнообразные компоненты - от создания общественного мнения в СМИ, на различных публичных мероприятиях, слушаниях и т.п., до оппонирования предлагаемым вариантам решения социальных проблем, с которыми связано содержание деятельности НКО. В этом случае НКО являются представителями соответствующих групп населения, у которых есть специфические интересы, требующие внимания властей.
  2. В общественном контроле, а при достаточном уровне организации - в мониторинге состояния социальных проблем, затрагивающих представляемые социальные группы. Такая функция безусловно выполнима на качественном уровне, когда НКО аккумулирует практику столкновения с проблемой своих членов или подопечных, выявляет случаи ее обострений и успешных разрешений. При некоторых дополнительных условиях (навыках описания своей деятельности с использованием показателей, делающих информацию сравнимой) НКО могут стать важным источником информации о количественной стороне проблем (ее массовости в разных социальных сообществах, распространенности ее вариантов и т.п.). В наибольшем развитии эта деятельность может превращаться в объединение информации многих НКО по той или иной социальной проблеме в единых базах данных, как важнейших источниках информации для принятия решений органами власти.
  3. В общественном контроле за формированием и реализацией нормативов оказания социальных услуг и затрат на их оказание. В наиболее полной степени эта направление деятельности может проявиться при проведении конкурсов на выполнение функций использования бюджетных средств для оказания социальных услуг гражданам. Здесь НКО становятся реальными конкурентами существующим структурам. Как минимум НКО могут и должны осуществлять экспертизу и качества оказания социальных услуг, и эффективности использования выделяемых для этого бюджетных средств.
  4. Развитием 1 и 3 направлений было бы участие НКО в проектировании социальных программ, прежде всего, в детализации программных мероприятий, достижения прозрачности их содержания и расходов на их осуществление.

Участие НКО в ПБА предлагаемого типа возможно при минимальных условиях:

  • доступе к проектам законов о намечаемых целевых социальных программах;
  • наличии контактов с профильными органами исполнительной (отраслевые подразделения) и законодательной (соответствующие депутатские комиссии) власти;
  • готовности к освоению новой информации и диалогу с другими участниками взаимодействия властных структур и структур гражданского общества.