Проект ECAD - целевая комплексная программа: "КРОНШТАДТ БЕЗ НАРКОТИКОВ" на 2001-2005 годы

Целевая комплексная программа на 2001-2005 годы:
"Кронштадт без наркотиков
1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:
  • Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  • Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года;
  • Международный семинар 28.05.2001 г. "Профилактика наркомании среди подростков и молодежи Кронштадта", решения Круглого стола под руководством Главы ТУ;
  • Решение Совета Безопасности РФ "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере борьбы с НОН и распространением наркомании в стране" от 29.09.2001 г.;
  • Международный семинар 14-16.11.2001 г. "Взаимодействие органов государственной власти и учреждений социальной сферы по профилактике наркотической зависимости среди учащихся и молодежи Кронштадта";
  • Проект Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.".
2. ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ
  • Территориальное управление Кронштадта.
3. ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ
  • отдел образования, семьи, детства и молодежной политики ТУ Кронштадтского административного района;
  • международная организация "ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА ПРОТИВ НАРКОТИКОВ" (ECAD) в России;
  • Проект "Город" (Йорген Ларссон, Швеция).
4. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
       

        -  уменьшение числа больных наркоманией среди населения Кронштадта; 

        -  сокращение наркопреступности на территории Кронштадта.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
        -  снизить доступность наркотиков для молодежи Кронштадта; 

        -  вытеснить наркотики из образовательных учреждений, сделать школы жизненным, социальным пространством свободным от наркотиков; 

        -  сделать невозможным для молодежи злоупотребление наркотиками во время досуга, ЗОЖ; 

        -  сформировать активную общественную позицию населения Кронштадта против наркотиков; 

        -  обучить подростков навыкам отказа от наркотиков (алкоголя, табака, ПАВ) в ситуациях, когда их предлагают; (усиление личных убеждений, обучение позитивным социальным навыкам); 

      -  выявлять подростков, ставших на путь злоупотребления (от 1 раза) наркотиками на ранней стадии.
5. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
       

1-этап (2002 г.)
       

        -  внедрение нового подхода к управлению антинаркотической работой в ТУ;

B>2-этап (2003-2004 гг.) 
  -  достижение ожидаемых результатов и коррекции реализации мероприятий в соответствии с оценкой показателей выполнения программы;

3-этап (2005 г.) 
  -  подведение итогов выполнения Программы в целом; 
  -  разработка перспективной Программы предупреждения незаконного распространения наркотиков; 
  -  вовлечение в результативный антинаркотический менеджмент (инновационный метод управления) соседних к Кронштадту административных районов Санкт-Петербурга.

6. ИСПОЛНИТЕЛИ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ:
       

        -  Руководитель Программы - специалист МО, персонально ответственный за реализацию программы 

        -  Комиссия по делам несовершеннолетних; 

        -  Отдел образования, семьи, детства и молодежной политики ТУ; 

        -  Управление внутренних дел; 

        -  Отдел здравоохранения; 

        -  Районный наркологический диспансер; 

        -  Газета "Кронштадтский вестник"; 

        -  Муниципальное образование муниципального округа № 201; 

        -  Общественные организации "Матери против наркотиков", "Доверие" и др. ; 

        -  Отдел социального обеспечения; 

        -  Санитарно-эпидемиологическая служба; 

        -  Религиозная община Кронштадта; 

      -  Йорген Ларссон, Швеция.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
       

1-этап
       

        1) снижение доступности марихуаны, героина и других наркотиков для кронштадтской молодежи и относительный рост "уличных" цен на них в Кронштадте в сравнении с ценами на нелегальном рынке Санкт-Петербурга в 1,5 - 2 раза; 

        2) рост количества подростков, выявленных на ранней стадии злоупотребления наркотическими средствами, не менее чем в 1,5-2 раза; 

        3) рост привлеченных к административной и уголовной ответственности участников незаконного оборота наркотиков (НОН).

2)-этап 
  1) стабилизация удельного веса численности наркозависимых среди жителей Кронштадта; 
  2) сокращение количества наркопреступлений выявленных милицией на территории Кронштадта; 
  3) разработка и внедрение новых технологий профилактики наркомании среди подростков и молодежи Кронштадта; 
  4) рост численности наркоманов в устойчивой ремиссии (динамика и сравнение с другими городами, районами).

3-этап 
  1) резкое сокращение удельного веса численности наркозависимых среди жителей Кронштадта (менее 0,3%); 
  2) резкое сокращение количества наркопреступлений выявленых милицией на территории Кронштадта; 
  3) создание принципиально новой системы контроля за незаконным распространением наркотиков в Кронштадте.

8. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
  • средства выделяемые на реализацию городской антинаркотической программы Санкт-Петербурга;
  • бюджет Кронштадта и МО (финансирование должности Руководителя программы)
  • внебюджетные источники.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

   В настоящее время злоупотребление наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами (далее ПАВ) является одной из актуальных проблем нашего общества. На протяжение последнего десятилетия отмечается резкий рост наркомании, причем с доминантой употребления самого "тяжелого" наркотика - героина. В Санкт-Петербурге по данным 2000 года его употребляют внутривенно свыше 82% наркоманов, в Кронштадте аналогичная цифра составляет 95%. На диспансерном учете в Кронштадте с диагнозом наркомания по состоянию на 1 января 2002 года состоит 238 человек (при расчете на 100 000 населения это в 3 раза больше, чем в среднем по России). По мнению специалистов, реальная численность потребителей наркотиков гораздо выше. На учете РУВД Кронштадта состоит более 300 участников НОН. Что с учетом латентности этого показателя (1: 10), позволяет оценивать численность участников НОН в количестве до 3000 человек или 6% от общей численности населения. 
   В первом полугодии 2001 года количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Санкт-Петербурге увеличилось на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным ГУВД за первое полугодие 2001 года выявлено 2031 преступлений и возбуждено 1829 уголовных дел, связанных со сбытом наркотических веществ. 
   В Кронштадте выявлено 51 преступление связанных с наркотиками за 2001 г, а в Санкт-Петербурге - 13458 (в пересчете на тысячу населения 1 и 3 преступлений соответственно). По сравнению с прошлым годом в Кронштадте выявлено меньше на 16 преступлений, что объясняется сотрудниками РУВД более эффективной работой в 2000 году по линии борьбы с НОН. Однако положение со злоупотреблением наркотиков по мнению населения (см. газета "Кронштадтский вестник" №№ ) угрожающее: в 2001 году от злоупотребления наркотиками и другими ПАВ умерло 59 человек в возрасте до 29 лет. 
   Основную тревогу вызывает прогрессирующее снижение среднего возраста приобщения к наркотикам и увеличение количества несовершеннолетних наркоманов и токсикоманов. По статистике основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%), в основном через курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов, потребление алкоголя вместе с медикаментами. Результаты социологических исследований по Санкт-Петербургу показывают: 10% подростков постоянно прибегают к употреблению наркотиков и 32% к алкоголю. Опрос на дискотеках Санкт-Петербурга выявил высокую потребность посещающей их молодежи в стимуляторах "для поднятия настроения" (54%), причем, 21% опрошенных сознательно не хотят отказаться от их употребления. И при этом в течение 2001 года в Кронштадте не было выявлено ни одного подростка в наркотическом опьянении. 
   По данным анонимного социологического исследования, проведенного в 2000-2001 учебном году среди учащихся 9 классов кронштадтских школ, резко снизился возраст приобщения к табакокурению: с 13-14 лет в 1997 году, до 11-12 лет в 2001 году. По данным этого же исследования пробовали курить более 80% девятиклассников, из них более 40% уже зависимы (выкуривают 1 и более сигарет в день). Более 80% учащихся знакомы с алкоголем и чувством алкогольного опьянения, самым популярным напитком среди подростков и молодежи является пиво, причем более 40% подростков употребляют за один прием 3 и более бутылок. В качестве основных причин употребления алкогольных напитков и других стимуляторов подростки называют: "от нечего делать", "стремление не выделяться среди сверстников", "уход от проблем". 
   За распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественном месте в 2001 году задержано подростков и молодежи в возрасте до 18 лет - 31 человек, в 2000 году аналогичная цифра составила ... Совершено в 2001 г. преступлений несовершеннолетними - 50 (в прошлом 2000 году - 100), в состоянии алкогольного опьянения - 22, рост количества совершенных преступлений в состоянии алкогольного опьянения составил по сравнению с прошлым годом - 32%. Удельный вес преступлений совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения составил 44% от общего числа всех совершенных несовершеннолетними преступлений, в Санкт-Петербурге аналогичная цифра составляет 13,3%. По данным торгового отдела более 60 магазинов в маленьком Кронштадте торгуют спиртными напитками, причем за нарушение правил торговли спиртным и табачными изделиями (продажа подросткам) за последние 5 лет не было отозвано ни одной лицензии, хотя факты нарушения правил торговли спиртным устанавливались и соответствующие документы направлялись в лицензионный отдел ? 
   Вывод: на лицо явно прогрессирующая алкоголизация подростков и молодежи, которой способствует по сути неконтролируемое положение с продажей спиртных напитков и табачных изделий. 
   По-прежнему низок уровень информированности населения о профилактике наркозависимости, мала доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам. 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляют, куда можно обратиться при проявлении наркологических проблем. 
   Ведомственная разобщенность РУВД, учреждений отдела образования и отдела здравоохранения, не участие в антинаркотической работе торгового отдела ТУ, отдела физкультуры и спорта и отдела социальной защиты, слабая материально-техническая база, непривлекательность условий для больных в государственных наркологических учреждениях Санкт-Петербурга и некорректность материалов в средствах массовой информации не позволили до сих пор добиться в Кронштадте сокращения численности активных наркоманов и наркопреступности. 
   Сложившаяся ситуация требует срочного и настойчивого проведения мер предусмотренных настоящей целевой комплексной Программы "Кронштадт без наркотиков".

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  Реализация программы возможна только: 
  -  при проявлении политической воли Главы территориального управления в осуществлении принципов государственной политики противодействия наркомании и наркобизнеса; 
  -  при наделении Главой ТУ ответственностью и полномочиями контроля за исполнением данной программы и в целом за реализацию российской политики противодействия наркотикам в Кронштадте конкретного специалиста в области результативного антинаркотического менеджмента - руководителя Программы "Кронштадт без наркотиков " (типовое положение "О помощнике Главы Кронштадта в области реализации российской региональной политики противодействия наркотикам", Приложение №1) 
  -  при непосредственной массовой поддержке населением города Кронштадта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ (требует уточнения):
  • сокращение численности наркоманов и участников НОН среди жителей Кронштадта
  • уменьшение количества преступлений, связанных с НОН, употреблением алкоголя;
  • снижение спроса на спиртное и табачные изделия со стороны подростков и молодежи.
  • сокращение спроса на наркотики среди учащихся школ;
  • увеличение СТОИМОСТИ наркотиков на нелегальном рынке в Кронштадте;
  • увеличение возраста 1-й пробы среди кронштадтских подростков и молодежи;