О принципах государственного управления региональной антинаркотической работой

02.02.2022


О принципах государственного управления
региональной антинаркотической работой

Почему жители, по чьей вине, в наших городах и поселках легко доставать, потреблять или попробовать первый раз героин или марихуану действуют эффективнее людей, на чьей стороне закон и государство?    Этот вопрос прост только с виду. Ответить на него правильно тем руководителям регионов, городских и районных администраций, которые утверждают территориальные целевые комплексные Программы противодействия наркомании и наркобизнесу (иногда их называют программами профилактики наркозависимости), значит сделать первый шаг в верном направлении. Некоторые главы администраций и местного самоуправления считают основной причиной наркотического бума плохую работу милиции. Другие все объясняют отсутствием у Администрации денег на профилактику наркомании. По мнение третьих — основная причина наркоэпидемии в отсутствие хорошей Федеральной программы. Четвертые призывают к ужесточению законов и т.д. 
    Основная цель этой статьи следующая. Не отрицая выше названых причин, — обозначить для городских Администраций стратегию (путь), которая объективно ведет к сокращению масштабов незаконного оборота наркотиков (НОН) и уменьшению количества потребителей наркотиков на территории города или района.


    Наркоситуация в обществе, стране, регионе, городе — это результат деятельности людей в нем живущих: политической, здравоохранительной, правоохранительной, воспитательной, информационной и других, которые либо усиливают друг друга и суммируются в мощную антинаркотическую результирующую, либо существуют изолированно, не давая суммарного эффекта. 
    Если запрещенных наркотиков в городе почти нет (например, после молодежной дискотеки не выносят ведрами шприцы и иные упаковки от наркотиков) — это значит координация городской администрацией деятельности всех структур, которые действует против наркотиков, эффективна. 
    Если героин, что называется, захлестнул населенный пункт, это значит, что те жители, кому это выгодно, действуют активнее и предприимчивее чем местная власть. В этом случае наркоторговцы и потребители наркотиков эффективнее всех государственных служащих, которые работают, чтобы не допустить дальнейшего роста наркотизации молодежи на административной территории.

Какой же должна быть стратегия Администрации региона (города), чтобы побеждать?    Чтобы наркоситуация на территории города стала постепенно улучшаться необходимо всеми силами, а это значит под руководством Губернатора (Мэра), а не отраслевых комитетов, начать приближаться к двум основным целям: 
    

высокой недоступности запрещенных наркотиков (мало кто знает, что за 1999 год в России рыночная стоимость героина в среднем сократилась в 9 раз и в связи с этим введение в научно-практический оборот в качестве объективного интегрального показателя эффективности противодействия наркотикам нового критерия — относительной недоступности наркотиков на административной территории, более чем необходимо. Не следует ждать, что его введет МВД Российской Федерации, поскольку для этого оно должно изменить свою концепцию борьбы с наркотиками. Администрациям самим необходимо начинать делать оценку результатов работы правоохранительных структур на своей территории путем сравнения среднестатистических уличных цен, например, дозы героина, в Вашем городе — с ценой дозы героина в соседних городах и регионах); 
    

формированию в обществе нетерпимого отношения к наркотиками (это не призыв ненавидеть наркоманов, эта задача власти из разряда, и я не побоюсь этого слова, политических, и решать ее надо, следовательно, путем всесторонней поддержки той, уже весьма малочисленной части населения, которая не приемлет потребления запрещенные наркотики без назначения врача. Прекрасный опыт в этой области за 30 лет своей деятельности накопила шведская общественная организация «Союз за общество без наркотиков», численность которой в различное время составляла от 7 до 20 тысяч. Результат работы в обществе этой организации — сбалансированная по гуманизму и принуждению национальная шведская политика против наркотиков, которую поддерживает 90% населения).

А какова последние 10 лет стратегия Администраций российских регионов и городов в борьбе с наркотиками и кто ее определяет?    Если говорить образно, то все эти годы, власть на этих уровнях либо нажимает не те кнопки, нажатие которых может дать положительный результат, либо нажимает те, но с недостаточным для получения положительного эффекта усилием. Если продолжить аналогию, то наши региональные и муниципальные «оркестры» из отраслевых специалистов не имеют ни профессиональных дирижеров, ни верно прописанной партитуры. До сих пор в структурах областных (городских) администраций не предусмотрена должность помощника Губернатора (Мэра) по реализации государственной политики против наркотиков, цель и принципы которой еще в 1998 году изложены в ст.4 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Это факт, который сегодня мало кто учитывает, предлагая различные рецепты (вплоть до контролируемой легализации) обуздания наркоэпидемии в России.Что этот факт означает для тех, кто профессионально исследует формирование российской региональной политики противодействия наркотикам?    По их мнению отсутствие в Администрациях регионов (городов) людей способных от имени государства профессионально на практике эффективно решать управленческие проблемы (и в первую очередь на стыке различных ведомств) борьбы с наркотиками в рамках конкретной территории и в условиях конфликта правовых норм, означает отсутствие организационного обеспечения государственной региональной политики против наркотиков, а, следовательно, отсутствие и её самой (естественно не в ее формальной части, а содержательной).Почему отсутствие профессионального управленца в этой сфере не смогли заменить действующие с 1994 года при главах областных и городских Администраций Межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (МВК)?   

Потому что на ее Председателе нередко «висит» от 7 до 15 различных комиссий, а отсюда формализм в их работе. 
    Потому что от советских ценностей отказались, а работа членов этих комиссий осуществляется на общественных началах. 
    Потому что, и это главное, ни один из членов МВК не знает и не имеет интегрального, не связанного с каким то ведомством, сугубо управленческого опыта в сфере борьбы с наркотиками. 
    Потому что рядовые специалисты из ведомств убедились что МВК — это орган годами не решающий проблемных вопросов на стыках различных структур (например, образование и милиция, здравоохранение и ГИБДД МВД) и относятся к участию в ее работе как к пустой трате времени.
Стоит ли в таком случае удивляться тому, что такое государственное руководство организацией борьбы с наркотиками в течении 10 лет привело к тому, что они реально стали угрозой национальной безопасности, породили у широких слоев населения недовольство государством и тревогу за своих детей?    Нет, не стоит. Это закономерный результат реализации на практике не безызвестного нам принципа «о способности кухарки управлять страной». 
   

Отсутствие профессионального управления привело к тому, что организация Администрациями профилактики наркомании в регионах осуществляется на основе принципа желательности реализуемого в проведении максимально возможного количества различных мероприятий (акций) в сфере противодействия наркотикам. Но обилие всевозможных акций и мероприятий против наркотиков никогда не изменить наркоситуацию в городах в лучшую сторону без опоры в организации противодействия наркотикам на еще один принцип. Это принцип необходимости. Его реализация предполагает решение таких проблем на региональном (городском) уровне, без устранения которых остановить развитие наркоэпидемии в стране не возможно. 
   

Это такие проблемы, как: наркотики есть в школах (вузах), а педагогические коллективы этого не замечают (и даже скрывают); число водителей, находящихся под действием запрещенных наркотиков за рулем, растет из года в год, а ни ГИБДД МВД, ни здравоохранение это не беспокоит, ведь показатели ежегодно можно улучшать, задерживая за рулем большее количество пьющих спиртное; рейв-дискотеки функционируют у всех на глазах как «легальные» наркопритоны, а властная структура, зарегистрировавшая и выдавшая владельцам лицензию на право деятельности, на это не реагирует; шприцы валяются в парадных жилых домов, а их жильцы не объединяются вокруг участкового инспектора милиции, для того чтобы это прекратилось; население недовольно борьбой милиции с наркоторговцами, а быть понятым, участвующим в оформлении изъятия наркотиков, большинство граждан не соглашается и т. д. 
   

А ведь в принципе, не ожидая указаний из Федерального центра, каждый губернатор, глава муниципального образования (если он действительно хочет подавить наркоэпидемию!) за счет оргштатных изменений в своей Администрации способен ввести штатную должность своего помощника по реализации государственной политики против наркотиков. Вместо этого какой-то перекос происходит. Во многих городах, например, Ленинградской области Главы администраций из местного бюджета финансируют по просьбе начальников ГОВД-ГУВД по несколько дополнительных милицейских должностей для борьбы с наркотиками (что принципиально, с точки зрения перспективы, меняется в результате? — думаю нечего), а для координации работы около 10 своих отраслевых служб и подразделений, завязанных на профилактику наркомании и борьбу с наркобизнесом, должность с соответствующими должностными инструкциями координатора, почему-то не вводят. 
   

Именно поэтому основная задача международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD) — помогать городам — членам ECAD на безвозмездной основе (если не считать членских взносов, которые с учетом ситуации в российской экономике снижены до символических) обучать, стажировать и обеспечивать научно-методическим сопровождением тех сотрудников администрации, которые в соответствии с должностными инструкциями будут профессионально заниматься управлением противодействием наркотикам. Как очередной шаг в этом направлении нами разработан проект типового положения «О советнике Губернатора (Мэра) в области реализации российской региональной политики противодействия наркотикам», текст которого приводиться в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗРАБОТАНО ECAD)

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О советнике Губернатора (Мэра)
в области реализации российской региональной (муниципальной) 
политики противодействия наркотикам

I. Общие положения

1. Советник Губернатора (Мэра) в сфере реализации региональной (муниципальной) политики против наркотиков (далее именуется — Советник) является внештатным сотрудником областной (городской) Администрации.

2. Советник предоставляет Губернатору (Мэру) объективную, комплексную, межведомственную, экспертную оценку результативности (эффективности — неэффективности) деятельности структурных подразделений Администраций области (города) в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и содействует Губернатору (Мэру) в подготовке научно-обоснованный управленческих решений.

3. Специалист в области организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту назначается на внештатную должность Советника Губернатора (Мэра) и освобождается от нее распоряжением Губернатора (Мэра) по согласованию с соответствующим подразделением Федеральной службы безопасности.

4. Советник Губернатора (Мэра) должен соответствовать международному уровню эксперта в области борьбы с наркотиками и руководствоваться специальными междисциплинарными познаниями в областях правового, политического, медицинского, образовательного, воспитательного, информационного, кадрового, организационного, финансового и иного обеспечения государственной политики против наркотиков на стадиях первичного(профилактика), вторичного(лечение) и третичного(реабилитация) предупреждения их незаконного распространения.

II. Основные задачи Советника Губернатора (Мэра).

5.Основными задачами Советника являются:

  • содействие Губернатору (Мэру) в осуществлении координирующего эффективного управленческого воздействия на структурные подразделения Администрации (комитеты здравоохранения, образования, по делам молодежи, СМИ и др.), милицию и общественные организации региона (города), мотивируя их к проведению научно — обоснованной (результативной) региональной (муниципальной) политики противодействия наркотикам;
  • содействие Губернатору (Мэру) в осуществлении контроля исполнения в регионе (городе) Федеральной нормативной базы, законов и решений властных региональных структур в области региональной (муниципальной) политики противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;
  • предоставление Главе (Мэру) независимой экспертной оценки о масштабах угрозы наркоэпидемии национальной безопасности в регионе (городе), адекватности действий структурных подразделений Администрации города (района) и необходимых мероприятиях по преодолению негативных тенденций в развитии наркоситуации на административной территории.
  • III. Функции Советника Губернатора (Мэра).
  • 6.Советник Губернатора (Мэра) в целях решения взятых на себя задач осуществляет следующие функции:
  • анализирует и оценивает отношение федеральных, региональных и муниципальных органов власти к проблеме наркоэпидемии на территории города (района), их компетенцию и степень преодоления «отраслевого» подхода к ее решению, вносит Губернатору (Мэру) соответствующие предложения;
  • анализирует и оценивает вклад федеральных органов власти, региональных органов власти и органов местного самоуправления в осуществление результативной государственной политики противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на территории региона города;
  • принимает участие в работе Межведомственных комиссий по противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (МВК) 
    Администрации области (города), оценивает качество принимаемых управленческих решений и уровень социальной ответственности и компетентности Председателя, ответственного секретаря и членов МВК, вносит Губернатору (Мэру) соответствующие предложения;
  • взаимодействует со структурными подразделениями Администрации области (города) по вопросам, касающимся проведения в регионе (городе) научно-обоснованной государственной региональной (муниципальной) политики противодействия наркомании и наркобизнесу
  • IV. Права Советника Губернатора (Мэра).
  • 7. Советник имеет право:
  • в пределах региона (города) запрашивать и получать от комитетов и ведомств областной (городской) Администрации, Председателей и секретарей МВК Администрации города (районов), необходимые для оценки наркоситуации и результативности противодействия наркоэпидемии информационные материалы (документы, содержащие управленческие решения, отчеты, статистические данные, планы работ, программы и т.д.);
  • в пределах региона (города) принимать участие в работе органов федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит реализация государственной политики противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;
  • на основе письменного указания Губернатора (Мэра) в пределах своей компетенции участвовать в проведении проверок состояния дел в организациях, ответственных за результативность государственной региональной и муниципальной политики контроля наркотиков на территории региона (города);
  • по направлению деятельности пользоваться в установленном порядке информационными банками данных Администрации области (города) и федеральных органов власти, расположенных на территории региона (города);
  • в рамках реализации функций, определенных настоящим Положением, использовать находящиеся в регионе (городе) государственные системы связи и коммуникации;
  • по согласованию с Губернатором (Мэром) для решения теоретических (и прикладных) проблем антинаркотической деятельности на территории региона (города) в условиях противоречия Федеральных законов и реальной наркоэпидемии создавать консультативные органы и руководить их работой.

    8. Советник обеспечивается документами, удостоверяющими его личность и позволяющими входить в комитеты и отделы Администрации области (города).

    9. Оперативное руководство деятельностью Советника осуществляет Губернатор (Мэр), а в его отсутствие заместитель, курирующий деятельность правоохранительных органов.

    10. Должностные инструкции Советника разрабатываются на основании настоящего Положения и утверждаются Губернатором (Мэром) .

    11. Приказ о назначении на должность Советника конкретного специалиста (желательно международного эксперта в области политики противодействия наркотикам) рассылается руководителям комитетов и отделов Администрации города (района).

    12. Место размещения Советника определятся непосредственно Губернатор (Мэр).