О принципах государственного управления региональной антинаркотической работой
02.02.2022
О принципах государственного управления
|
Почему жители, по чьей вине, в наших городах и поселках легко доставать, потреблять или попробовать первый раз героин или марихуану действуют эффективнее людей, на чьей стороне закон и государство? Этот вопрос прост только с виду. Ответить на него правильно тем руководителям регионов, городских и районных администраций, которые утверждают территориальные целевые комплексные Программы противодействия наркомании и наркобизнесу (иногда их называют программами профилактики наркозависимости), значит сделать первый шаг в верном направлении. Некоторые главы администраций и местного самоуправления считают основной причиной наркотического бума плохую работу милиции. Другие все объясняют отсутствием у Администрации денег на профилактику наркомании. По мнение третьих — основная причина наркоэпидемии в отсутствие хорошей Федеральной программы. Четвертые призывают к ужесточению законов и т.д.
Основная цель этой статьи следующая. Не отрицая выше названых причин, — обозначить для городских Администраций стратегию (путь), которая объективно ведет к сокращению масштабов незаконного оборота наркотиков (НОН) и уменьшению количества потребителей наркотиков на территории города или района.
Какой же должна быть стратегия Администрации региона (города), чтобы побеждать? Чтобы наркоситуация на территории города стала постепенно улучшаться необходимо всеми силами, а это значит под руководством Губернатора (Мэра), а не отраслевых комитетов, начать приближаться к двум основным целям: высокой недоступности запрещенных наркотиков (мало кто знает, что за 1999 год в России рыночная стоимость героина в среднем сократилась в 9 раз и в связи с этим введение в научно-практический оборот в качестве объективного интегрального показателя эффективности противодействия наркотикам нового критерия — относительной недоступности наркотиков на административной территории, более чем необходимо. Не следует ждать, что его введет МВД Российской Федерации, поскольку для этого оно должно изменить свою концепцию борьбы с наркотиками. Администрациям самим необходимо начинать делать оценку результатов работы правоохранительных структур на своей территории путем сравнения среднестатистических уличных цен, например, дозы героина, в Вашем городе — с ценой дозы героина в соседних городах и регионах); формированию в обществе нетерпимого отношения к наркотиками (это не призыв ненавидеть наркоманов, эта задача власти из разряда, и я не побоюсь этого слова, политических, и решать ее надо, следовательно, путем всесторонней поддержки той, уже весьма малочисленной части населения, которая не приемлет потребления запрещенные наркотики без назначения врача. Прекрасный опыт в этой области за 30 лет своей деятельности накопила шведская общественная организация «Союз за общество без наркотиков», численность которой в различное время составляла от 7 до 20 тысяч. Результат работы в обществе этой организации — сбалансированная по гуманизму и принуждению национальная шведская политика против наркотиков, которую поддерживает 90% населения). А какова последние 10 лет стратегия Администраций российских регионов и городов в борьбе с наркотиками и кто ее определяет? Если говорить образно, то все эти годы, власть на этих уровнях либо нажимает не те кнопки, нажатие которых может дать положительный результат, либо нажимает те, но с недостаточным для получения положительного эффекта усилием. Если продолжить аналогию, то наши региональные и муниципальные «оркестры» из отраслевых специалистов не имеют ни профессиональных дирижеров, ни верно прописанной партитуры. До сих пор в структурах областных (городских) администраций не предусмотрена должность помощника Губернатора (Мэра) по реализации государственной политики против наркотиков, цель и принципы которой еще в 1998 году изложены в ст.4 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Это факт, который сегодня мало кто учитывает, предлагая различные рецепты (вплоть до контролируемой легализации) обуздания наркоэпидемии в России.Что этот факт означает для тех, кто профессионально исследует формирование российской региональной политики противодействия наркотикам? По их мнению отсутствие в Администрациях регионов (городов) людей способных от имени государства профессионально на практике эффективно решать управленческие проблемы (и в первую очередь на стыке различных ведомств) борьбы с наркотиками в рамках конкретной территории и в условиях конфликта правовых норм, означает отсутствие организационного обеспечения государственной региональной политики против наркотиков, а, следовательно, отсутствие и её самой (естественно не в ее формальной части, а содержательной).Почему отсутствие профессионального управленца в этой сфере не смогли заменить действующие с 1994 года при главах областных и городских Администраций Межведомственные комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (МВК)? Потому что на ее Председателе нередко «висит» от 7 до 15 различных комиссий, а отсюда формализм в их работе. Отсутствие профессионального управления привело к тому, что организация Администрациями профилактики наркомании в регионах осуществляется на основе принципа желательности реализуемого в проведении максимально возможного количества различных мероприятий (акций) в сфере противодействия наркотикам. Но обилие всевозможных акций и мероприятий против наркотиков никогда не изменить наркоситуацию в городах в лучшую сторону без опоры в организации противодействия наркотикам на еще один принцип. Это принцип необходимости. Его реализация предполагает решение таких проблем на региональном (городском) уровне, без устранения которых остановить развитие наркоэпидемии в стране не возможно. Это такие проблемы, как: наркотики есть в школах (вузах), а педагогические коллективы этого не замечают (и даже скрывают); число водителей, находящихся под действием запрещенных наркотиков за рулем, растет из года в год, а ни ГИБДД МВД, ни здравоохранение это не беспокоит, ведь показатели ежегодно можно улучшать, задерживая за рулем большее количество пьющих спиртное; рейв-дискотеки функционируют у всех на глазах как «легальные» наркопритоны, а властная структура, зарегистрировавшая и выдавшая владельцам лицензию на право деятельности, на это не реагирует; шприцы валяются в парадных жилых домов, а их жильцы не объединяются вокруг участкового инспектора милиции, для того чтобы это прекратилось; население недовольно борьбой милиции с наркоторговцами, а быть понятым, участвующим в оформлении изъятия наркотиков, большинство граждан не соглашается и т. д. А ведь в принципе, не ожидая указаний из Федерального центра, каждый губернатор, глава муниципального образования (если он действительно хочет подавить наркоэпидемию!) за счет оргштатных изменений в своей Администрации способен ввести штатную должность своего помощника по реализации государственной политики против наркотиков. Вместо этого какой-то перекос происходит. Во многих городах, например, Ленинградской области Главы администраций из местного бюджета финансируют по просьбе начальников ГОВД-ГУВД по несколько дополнительных милицейских должностей для борьбы с наркотиками (что принципиально, с точки зрения перспективы, меняется в результате? — думаю нечего), а для координации работы около 10 своих отраслевых служб и подразделений, завязанных на профилактику наркомании и борьбу с наркобизнесом, должность с соответствующими должностными инструкциями координатора, почему-то не вводят. Именно поэтому основная задача международной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD) — помогать городам — членам ECAD на безвозмездной основе (если не считать членских взносов, которые с учетом ситуации в российской экономике снижены до символических) обучать, стажировать и обеспечивать научно-методическим сопровождением тех сотрудников администрации, которые в соответствии с должностными инструкциями будут профессионально заниматься управлением противодействием наркотикам. Как очередной шаг в этом направлении нами разработан проект типового положения «О советнике Губернатора (Мэра) в области реализации российской региональной политики противодействия наркотикам», текст которого приводиться в приложении. ПРИЛОЖЕНИЕ
РАЗРАБОТАНО ECAD)
О советнике Губернатора (Мэра) в области реализации российской региональной (муниципальной) политики противодействия наркотикам I. Общие положения 1. Советник Губернатора (Мэра) в сфере реализации региональной (муниципальной) политики против наркотиков (далее именуется — Советник) является внештатным сотрудником областной (городской) Администрации. 2. Советник предоставляет Губернатору (Мэру) объективную, комплексную, межведомственную, экспертную оценку результативности (эффективности — неэффективности) деятельности структурных подразделений Администраций области (города) в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и содействует Губернатору (Мэру) в подготовке научно-обоснованный управленческих решений. 3. Специалист в области организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту назначается на внештатную должность Советника Губернатора (Мэра) и освобождается от нее распоряжением Губернатора (Мэра) по согласованию с соответствующим подразделением Федеральной службы безопасности. 4. Советник Губернатора (Мэра) должен соответствовать международному уровню эксперта в области борьбы с наркотиками и руководствоваться специальными междисциплинарными познаниями в областях правового, политического, медицинского, образовательного, воспитательного, информационного, кадрового, организационного, финансового и иного обеспечения государственной политики против наркотиков на стадиях первичного(профилактика), вторичного(лечение) и третичного(реабилитация) предупреждения их незаконного распространения. II. Основные задачи Советника Губернатора (Мэра). 5.Основными задачами Советника являются:
|