Информационный бюллетень №10 Санкт-Петербургского университета МВД

23.02.2021

МВД России
Санкт-Петербургский университет
О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, и реализации целевых программ по стабилизации наркоситуации
Информационный
бюллетень
выпуск № 10

Санкт-Петербург
2002

  Составители:
Аграшенков А.В., Владимиров В.Ю., Зазулин Г.В., Кузьминых К.С., Федоров А.В./ Под общ. ред. В.П. Сальникова и А.В. Федорова. СПб. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2002. 14 с.

Бюллетень подготовлен на основе материалов межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту администраций субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что организация работы по стабилизации наркоситуации, в том числе и на стадии планирования, не всегда эффективна. Одной из причин сложившегося положения является то, что члены комиссий работают на общественных началах и в силу выполнения ими достаточно широкого круга обязанностей по основному месту работы (в основном комиссии представлены руководителями или ведущими специалистами государственных структур, не специализирующихся на работе по противодействию незаконному обороту наркотиков) не имеют мотивации к самообразованию в области результативного антинаркотического менеджмента и не могут уделять достаточного внимания организации антинаркотической работы в соответствии с целями государственной политики. Секретариаты комиссий также не в состоянии обеспечить организацию антинаркотической работы на необходимом уровне, поскольку: 1) состоят, как правило, из 1 — 2 сотрудников органов исполнительной власти, в функциональные обязанности которых помимо организационно-технического обеспечения работы комиссии входит целый ряд иных должностных обязанностей, напрямую не связанных с организацией антинаркотической работы; 2) далеко не всегда имеют соответствующий уровень профессиональной подготовки.

Основные недостатки проводимой антинаркотической работы:

  • В ряде субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, до настоящего времени отсутствует системный подход к формированию мер по стабилизации наркоситуации.
  • Отсутствует эффективный мониторинг наркоситуации, следствием чего является невозможность достоверно оценить эффективность принимаемых мер по стабилизации наркоситуации, обосновать необходимые для сокращения уровня немедицинского употребления и незаконного оборота наркотиков организационно-тактические решения и необходимые для их реализации финансовые затраты.
  • Антинаркотические целевые программы в ряде субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, разрабатываются и принимаются с существенным опозданием. При этом уже принятые целевые программы не получают запланированного финансирования в полном объеме.
  • В работе межведомственных комиссий отдельных субъектов Российской Федерации принимают участие только представители государственных структур, что в значительной степени снижает эффективность работы комиссий.
      На основании вышеизложенного представляется возможным сформулировать следующие 

рекомендации по повышению эффективности организации работы

     межведомственных антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа:

  • Образовать в структуре органов исполнительной власти специализированные подразделения, на которые будет возложена координация деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и противодействию наркомании.
  • Обратить внимание на необходимость включения в состав межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту представителей органов законодательной власти, общественных организаций и средств массовой информации.
  • Ускорить принятие целевых антинаркотических программ в тех субъектах Российской Федерации, где данные программы до настоящего времени не приняты.
  • Провести анализ разработанных целевых антинаркотических программ и обеспечить их полное и своевременное финансирование.
  • Принять необходимые меры по укреплению диагностической базы проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения.