Взаимодействие и координация усилий для снижения уровня наркоугрозы

03.05.2022

Свое выступление Наталья Александровна Малышева, советник председателя Федерального Собрания РФ, начала со слов благодарности организаторам семинара за возможность выступить и изложить собравшимся точку зрения на положение с наркопотреблением в стране.

В условиях отсутствия четкой государственной концепции, отсутствия идеологии понимания проблемы неизбежно будут возникать неувязки, будут иметь место метания и возникновение новых, побочных проблем. Но на сегодняшний день представить государственную точку зрения на проблему нельзя – единого мнения у властей нет.

Наталия Александровна Малышева, советник председателя Федерального Собрания РФ.

Наталия Александровна Малышева,

советник

председателя Федерального

Собрания РФ.

Наталья Александровна отметила, что она поддерживает все, сказанное Томасом Халлбергом: на ее взгляд, ситуация с распространением наркотиков в России носит именно эпидемиологический характер. Согласно имеющейся у докладчика информации, потреблять наркотики становится просто модно, и мода эта распространяется через друзей, знакомых, друзей знакомых и так далее.

«Участвуя в различных общественных слушаниях и обсуждениях, посвященных борьбе с наркотиками, регулярно приходится слышать, что у нас не просто делается очень мало, но и вообще отсутствует политика в этой сфере.

Хотелось бы высказать некоторые соображения по этому поводу.

Проблема имеет две плоскости: спрос и предложение.

Противодействием поставкам наркотиков занимается Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Судя по отчетам об изъятых и не поступивших к потребителю тоннах героина и других наркотиков, занимается очень успешно. Но сокращение предложения рождает дефицит. Дефицит поднимает цены. Высокие цены делают оправданным риск наркодельцов и подтверждают формулу: спрос рождает предложение.

Круг замкнулся. И пока мы его не разорвем, пока существует спрос, сулящий огромные барыши, силовые ведомства не останутся без работы.

ФСКН усиленно работает над задачей сокращения предложения наркотических средств. Однако чем меньше предложение, тем дороже наркотики, и тем выгоднее бизнес. И тем больше желающих этот бизнес развивать. Следовательно, в первую очередь следует стремиться к снижению спроса на наркотические вещества, чтобы подорвать основы наркобизнеса. А вот пути снижения спроса и реализация комплекса мер по его снижению «размазаны» между различными ведомствами, конкретно и спрашивать не с кого. Такое положение дел отчасти объяснимо тем, что все социальные вопросы многофакторны. Социальные аспекты необходимо учитывать при планировании борьбы с наркопротреблением. Все задействованные в процессе борьбы стороны можно разделить на группы в зависимости от преследуемых ими интересов.

С одной стороны, это продавцы наркотиков, заинтересованные в получении прибыли. С другой – СМИ и правоохранительные структуры. Затем можно выделить, к примеру, благополучных в социальном отношении лиц, которые, тем не менее, попали в наркозависимосить – следовательно, необходимо предусмотреть программу, предназначенную для данной целевой группы. Группу лиц, имеющих наркозависимость и подлежащих реабилитации, можно подразделить на желающих пройти реабилитацию и на нежелающих, и подход в этих случаях должен быть разным. А еще существуют вопросы социализации бывших наркозависимых, вопрос присутствия наркотических веществ в местах лишения свободы. И так далее, необходимо предусмотреть и внедрить все подходы, каждой группе должна соответствовать своя программа.

Усилия по пресечению незаконного ввоза наркотиков в страну должны сопровождаться мерами по сокращению немедицинского потребления психоактивных веществ: грамотной профилактикой для потенциальных потребителей, прежде всего молодежи, и эффективной реабилитацией наркозависимых. А вот ситуация на этом направлении оставляет желать лучшего.

Причины кроются как в неотработанности реальных механизмов осуществления эффективной профилактики и реабилитации, так и в отсутствии должной координации, слабом межведомственном взаимодействии всех участников процесса. Для преодоления этих проблем со стороны Совета Федерации в рамках Координационного совета по социальной стратегии при председателе Совета Федерации осуществляется программа «Взаимодействие и координация усилий для снижения уровня наркоугрозы».

При анализе социальных аспектов борьбы с наркоманией нами был использован универсальный формат представления информации, который мы используем при анализе всех социальных проблем. Это матрица. (См. стр.10) Этот формат позволяет комплексно и системно взглянуть на проблему, не забыв ничего, и при этом прорабатывать каждый шаг с необходимой степенью детализации. Здесь по вертикали представлены те категории населения, у которых есть специфические интересы. В данном случае интересы связаны с вопросами профилактики наркомании или устранения наркозависимости. А по горизонтали – направления деятельности, по которым мы должны работать, чтобы достичь желаемого результата. Номера разделов матрицы фактически являются оглавлением программы. При этом каждая строка матрицы отражает подпрограмму по конкретной категории населения, а каждый столбец – перечень мероприятий по конкретному направлению деятельности.

Перечислим группы, имеющие специфические интересы. У нас выделены в отдельную группу субъекты проведения антинаркотической политики, то есть те организации, задачей которых является борьба с наркоманией. Сегодня я не буду на них останавливаться. Далее идут организации, формирующие информационное пространство. Это СМИ, создатели рекламы, производители различных товаров, которые сами по себе могут являться рекламой наркотиков, или на которых может быть размещена реклама. Мы на них остановимся подробнее позднее. Далее следует наборсоциально благополучных групп населения, в отношении которых должна проводиться профилактическая работа. Группы различаются по возрастным параметрам, которые и определяют содержание и форму профилактической работы. Подробно сегодня на этом останавливаться также не буду, скажу только, что в Институте социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук разработаны методики для работы в каждой из возрастных групп.

Все оставшиеся группы относятся к неблагополучным с точки зрения немедицинского приема наркотиков категориям.

Теперь о направлениях деятельности, нацеленных на результат, которые, как я сказала, представлены по горизонтали. Прежде всего, нужно определить цель, естественно, достижимую, к которой мы должны стремиться, а также критерии и индикаторы, по которым мы будем судить о достижении цели. Цели не всегда очевидны, но выбор цели определяет политику. Сам набор направлений работы, приводящей к результату, одинаков для всех групп и категорий. В совокупности все эти разнородные направления деятельности формируют программу действий по достижению цели для каждой конкретной категории населения.

После уточнения цели необходимо провести анализ нормативно-правовой базы с точки зрения того, насколько данное законодательство содействует достижению поставленной цели. Подчеркиваю: важно не само наличие или отсутствие закона, а то, как закон устроен с точки зрения достижения цели. Третий раздел описывает стандарты, нормы, нормативы.

Следующий очень важный раздел – регламенты, процедуры, методики. Именно они определяют возможность и эффективность достижения целей. В пятом разделе описываются учреждения и организации, осуществляющие работу, государственные и негосударственные. В шестой, отдельный раздел мы вынесли направления работы гражданского общества, имея в виду общественные организации, бизнес-сообщество, СМИ в виду важности этого направления деятельности. Седьмой раздел фиксирует требования к управлению персоналом, в том числе подготовку кадров и повышение квалификации. Далее идет информационное обеспечение, имеется в виду формирование и анализ базы данных, то есть то, что позволяет судить о динамике в достижении цели. Девятый раздел – информационная кампания для населения и десятый – финансовое обеспечение.

Одним из самых сложных и противоречивых направлений при выработке политики в сфере противодействии наркомании является реабилитация наркозависимых граждан, осуществляющих немедицинское употребление наркотиков. Выработке политики препятствует отсутствие единого взгляда на природу наркозависимости. Минздрав неоднократно заявлял о принципиальном отсутствии возможности выздоровления наркоманов. Такая позиция снимает с повестки даже постановку вопроса о возможности эффективной работы с этой категорией лиц. Если исходить из этого, то ставить цель уменьшения количества людей, потребляющих наркотики, бесполезно, это можно делать лишь в контексте их вымирания. Продолжая рассуждать в этом ключе, можно прийти к выводу, что наркоману — больному человеку — нужно помогать, из гуманных соображений дать возможность потреблять легкие наркотики. А это путь к легализации наркотиков.

Однако имеются данные о практических успехах в области борьбы с наркозависимостью. Рассмотрев наработки различных организаций, заявляющих о своих успехах в этом направлении, рабочая группа Координационного Совета, опираясь на заключения квалифицированных экспертов, пришла к выводу, что существуют достаточно эффективные методики снятия наркотической зависимости при условии высокой мотивации к излечению самого наркомана. Исходя из этого, рассмотрим для примера, как должна формироваться антинаркотическая политика в отношении категориинаркозависимых, желающих избавиться от зависимости. Это пятая строка матрицы.

5. Реабилитация и социальная адаптация наркозависимых, желающих избавиться от наркозависимости.

5.1. Цель: Возвращение человека к выполнению социально значимой деятельности: учеба, труд, выполнение семейных обязанностей, забота о детях, забота о собственном здоровье.

Постановка цели тесно связана с процедурами и методиками по ее достижению.

Критерии реабилитации:

— Отсутствие патологического влечения к наркотикам, проверенное объективными средствами (тесты, лабораторные исследования).

— Наличие устойчивых навыков трезвого поведения в повседневной жизни.

— Возвращение к трудовой деятельности или учебе.

— Выполнение семейных обязанностей.

— Забота человека о собственном здоровье.

— Прекращение противоправной деятельности, связанной с наркотиками. По каждому критерию утверждается группа измеряемых индикаторов или показателей.

5.2. Нормативно-правовая база.

Международное законодательство: Единая Конвенция о наркотических средствах 1961г. с внесенными в нее поправками. Ст. 36

а) С соблюдением своих конституционных ограничений каждая Сторона принимает меры, которые обеспечат, чтобы культивирование и производство, изготовление, извлечение, приготовление, хранение, предложение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств в нарушение постановлений настоящей Конвенции и всякое другое действие, которое, по мнению Сторон, может являться нарушением постановлений настоящей Конвенции, признавались наказуемыми деяниями в тех случаях, когда они совершены умышленно, а также, что серьезные преступления будут подлежать соответствующему наказанию, в частности тюремным заключением или иным способом лишения свободы;

б) независимо от постановлений предыдущего подпункта настоящей статьи в тех случаях, когда лица, злоупотребляющие наркотическими средствами, совершают такие преступления, Стороны могут предусмотреть либо в качестве замены осуждения или наказания, либо в дополнение к наказанию, чтобы в отношении таких лиц применялись в соответствии с пунктом 1 статьи 38 меры, направленные на их лечение, воспитание, наблюдение за ними после окончания лечения, восстановление их трудоспособности и возвращение их в общество.

Федеральное законодательство и ведомственные нормативно-правовые акты должны соответствовать требованиям международной Конвенции. В настоящее время подготовлены предложения по корректировке российского законодательства.

5.3. Стандарты, нормы, нормативы.

Должны отражать требования к процессам, направленным на достижение целей, поставленных в п. 5.1, должна осуществляться сертификация этих процессов, исходя из требований необходимого качества.

5.4. Регламенты, процедуры, методики.

Для каждого наркозависимого должен быть разработан индивидуальный план реабилитации, под которым понимается совокупность индивидуально подобранных медицинских (лечебных), психологических, социальных, образовательных и трудовых мер (процессов), направленных на восстановление физического и психического состояния человека, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности полноценного функционирования в обществе без потребления психоактивных веществ.

Индивидуальный подбор осуществляется исходя из максимальной эффективности той или иной методики для конкретного человека. Это требует:

— организации работ по постоянному мониторингу существующих и вновь разрабатываемых методик и изучению их сравнительной эффективности и границ возможного применения;

— разработки критериев эффективности различных методик;

— разработки стандартов качества по каждой из методик;

— внедрения системы управления качеством в сети учреждений, оказывающих социальную помощь наркозависимым.

5.5. Сеть государственных и негосударственных учреждений по оказанию социальной помощи наркозависимым гражданам.

Партнерская сеть:

5.5.1. Служба социального сопровождения.

Осуществляет: социальное сопровождение (привлечение наркозависимых, нуждающихся в социальной помощи, направление на диагностику, участие в формировании индивидуального плана, отслеживание выполнения всех этапов индивидуального плана, при необходимости:

— корректировка плана,

— содействие в организации доступа к социальным услугам в партнерской сети.

При ней создаются кризисный центр и телефон доверия.

5.5.2. Социально-диагностическая служба.

Осуществляет: нейропсихофизиологическое обследование, формирование индивидуального плана реабилитации, мониторинг состояния участника программы на всех этапах выполнения индивидуального плана.

5.5.3. Лечебные учреждения (на базе существующих наркодиспансеров, наркобольниц, инфекционных больниц).

Осуществляют: дезинтоксикацию, лечение сопутствующих заболеваний.

5.5.4. Реабилитационные учреждения (места долгосрочного пребывания): исключение из микросоциальной среды, формирование духовных и трудовых навыков.

Службы психологической помощи и социальной адаптации (в том числе Центр устранения наркотического поведения АНО «Институт поведения»).

Учебные учреждения профессионального и дополнительного образования.

Службы занятости.

5.6. Роль гражданского общества в работе с наркозависимыми гражданами.

Участие негосударственных организаций, в том числе молодежных, студенческих, женских, профсоюзных, профильных (оказывающих помощь бездомным гражданам, беспризорным детям, наркоманам, борющимся с ВИЧ/СПИД инфекциями, и т.д.):

— в совершенствовании нормативно-правовой базы;

— в работе сети партнерских организаций по оказанию социальной помощи наркозависимым гражданам;

— в формировании и реализации профильных программ различного уровня, включая программы конкретных учреждений и компаний.

5.7. Подготовка кадров и управление персоналом.

— Определение перечня образовательных учреждений профессионального и дополнительного образования, выдающих дипломы (сертификаты) установленного образца.

— Разработка учебных планов и организация учебного процесса.

— Подготовка специалистов для работы в партнерской сети по оказанию социальной помощи наркозависимым.

— Организация процессов, обеспечивающих предоставление услуг гарантированного качества (в том числе мотивация, совершенствование образования, накопление баз данных, этика отношений, внутренние инструкции).

5.8. Информационное обеспечение (базы данных):

— Организация персонифицированного учета наркозависимых граждан (конфиденциальный);

— Создание баз данных по наркозависимым (требует обсуждения).

— Создание баз знаний по процессам, методикам и процедурам оказания социальной помощи наркозависимым.

— Организация сквозного (единого) документооборота для партнерской сети социальной помощи наркозависимым.

5.9. Информационная кампания для населения.

Информационно-пропагандистская кампания, в том числе постоянное и планомерное оповещение населения о состоянии и возможностях системы социальной помощи наркозависимым гражданам. (Специальная программа п.2 матрицы)

5.10. Финансовое обеспечение.

Федеральный бюджет – федеральная программа:

бюджеты субъектов федерации – региональные программы.

Внебюджетные средства – участие в федеральной программе, региональных и местных программах.

6. Работа с наркозависимыми, не желающими избавиться от наркозависимости.

В связи с тем, что наркозависимый человек потенциально опасен для общества, граждане, не желающие (или избегающие) проведения реабилитационных мероприятий, в обязательном порядке должны подвергаться ограничительным мерам воздействия со стороны общества и государства – ограничения в образовании и трудоустройстве, постоянный принудительный контроль, вплоть до лишения свободы (рестриктивная политика).

Сейчас уделяется много внимания вопросам работы с наркозависимыми в местах лишения свободы. Необходимо сделать акцент на возвращение человека к выполнению социально значимой деятельности: это учеба, труд, семья, забота о здоровье. Официальная позиция Министерства здравоохранения – наркомания есть хроническое пожизненное заболевание – негативно воздействует на предпринимаемые в этом направлении шаги.

Мешает работе и «сумбур в головах», возникший в 1991 году, когда был объявлен курс либерализации, воспринятый многими как полная свобода во всем. Но свобода имеет право на существование до тех пор, пока она не наступает на свободу другого человека. Что же получается в реальности?

Мы опрашивали заключенных в тюрьмах, сколько они тратили на наркотики в месяц. Назывались суммы порядка 30 тыс. рублей. В то же время официальный доход опрашиваемых составлял порядка 300 рублей. Откуда же брались деньги на наркотики?

Сейчас принимается новое законодательство. В пункте 5.3 указаны стандарты, нормы, нормативы, связанные с наркотическими веществами. В пункте 5.4 перечислены необходимые регламенты, процедуры, методики. Их много, причина все та же: люди разные. Одни верят в бога, другие хотят прекратить наркопотребление, но не находят в себе сил сделать это, и так далее.

Ведение активной последовательной эффективной борьбы с наркопотреблением потребует создания системы управления качеством в каждом учреждении. Причина в том, что методы, подходы к работе могут быть даже правильными, но применение этих методов может быть неверным. Необходимо построение партнерской сети (см на экран) на любом уровне организации работы.

Пример: в Костроме есть Совет матерей Костромы — такая общественная организация может выполнять функцию информационного центра, ориентационного пункта для тех, у кого есть проблемы, связанные с наркотиками. Необходимо создание социально-диагностической службы для слежения (мониторинга) и постановки диагноза.

Особо хотелось бы выделить в этом процессе роль гражданского общества. Не только работой чиновников должна обеспечиваться борьба с наркоманией. И студсоветы, к примеру, и другие общественные структуры могут и должны активно работать в этой области.

Пунктом 5.7 предусматривается необходимость подготовки профессиональных кадров. Необходимо, чтобы, помимо прочего, каждый уяснил для себя общую цель создания партнерских сетей и задачу, стоящую перед ним лично.

Пункт 5,8 рассматривает вопрос информационного обеспечения. Откуда, например, взялась цифра 6 млн наркозависимых? Необходима база данных, необходимо как-то оценивать результаты работы. Там же должна находиться и база данных по проходящим процессам.

Пунктом 5.9 предусматривается информирующая программа для населения.

Пункт 5.10 посвящен вопросам финансового обеспечения. Предусматриваются различные уровни финансирования, в соответствии с уровнем программы: федеральные программы финансируются из федерального бюджета, региональные – из региональных бюджетов, а внебюджетные средства могут быть использованы для финансирования программ и федерального, и регионального, и местного уровней.

Свои комплексы проблем есть на любом уровне, поэтому необходимо создать госстандарты для нормализации положения дел. Необходимо организовать мониторинг методик работы, законодательно поддержать все вводимые изменения.

При подготовке материала 
использован текст презентации Н.А.Малышевой
любезно предоставленный ею организаторам семинара.

Из вопросов по докладу

Г.В.Зазулин: В журнале Narkonet можно прочитать статью Ильи Вольфовича об антинаркотической работе, проводимой в городе Перми. Один из наиболее проблемных вопросов: оказание в этой сфере помощи местным органам самоуправления. В законе №131 нет ни слова об этом. То есть работа по наркопрофилактике на уровне МСУ вскоре, в полном соответствии с законом, прекратится?

Н.А.Малышева: Мы держим этот вопрос «на карандаше», проходят обсуждения, существует понимание сути проблемы и вскоре, мы надеемся, последует реакция в виде соответствующих изменений.

Слева направо: М.И.Архипов, А.В.Квасников, О.Н.Васильева

Слева направо: М.И.Архипов,

А.В.Квасников, О.Н.Васильева

Николай Петрович Седых, заместитель начальника Управления ФСКН по СЗФО:Федеральная служба выступала с инициативой по 131-му закону и полномочиям МСУ, но у нас нет прав вносить изменения в закон. В Государственной Думе идет обсуждение этих и других изменений о предметах ведения МСУ.

Н.А.Малышева: В законе №131 много чего не прописано, не только антинаркотическая борьба. В настоящее время закон дорабатывается, и впоследствии будет принято соответствующее решение.

И.В.Слащев, начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН по Санкт-Петербургу: Для правоохранительных органов наркоман – преступник и правонарушитель. Для медиков – больной. И каждый наркоман сегодня волен выбирать, какая из концепций ему больше нравится.

Г.В.Зазулин: Именно концепция, о создании которой мы и говорим, должна определять, как должно относиться каждому к соседу, если он стал потреблять наркотики, стал наркоманом.

по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»»  //  спецвыпуск (3729), 10 апреля 2006 года