Ступени наркотической зависимости Рыночная концепция управления процессами денаркотизации населения

25.06.2021

Количество наркозависимых велико, и позволяет, проведя социальный срез, выявить факторы, которые в первую очередь способствуют вовлечению в наркозависимость. Такой срез сделан. Он показал, что девяносто пять процентов потребителей героина начинали с курения марихуаны, гашиша или чего-либо подобного. Надо ли говорить, что практически всегда курению «травки» предшествовало курение табака. Не секрет (это подтвердит любой врач), что никотин является наркотиком. Он, правда, не вызывает изменение сознания как героин, но опыт КАЙФА, то есть первый опыт химической зависимости позволяет приобрести в полном объеме (аналогичная ситуация с пивом и алкоголем).

К.К.Дубовиков
К.К.Дубовиков

Социологические исследования показывают, что наркотики безразличны к социальному статусу жертвы. Среди наркозависимых есть и дети «махровых» алкоголиков, и дети респектабельных бизнесменов. Не одинаково начинаются судьбы и дороги, которые приводят людей к наркотикам. Как определить, где он, тот первый поворот, за которым начинается ПУТЬ В НИКУДА?

Сопоставление частоты появления различных фактов в биографии наркозависимых показывает, что наиболее часто (более чем у 90% наркозависимых) первый опыт «кайфа» получен при курении табака, а среднестатистический путь от здорового человека до наркозависимого состоит из следующих этапов: курение табака, курение травки, инъекции. Химическая зависимость развивается как бы по нарастающей. В подавляющем числе случаев переход от одной зависимости к другой происходит в состоянии алкогольного опьянения. Конечно, существенную роль играют и другие социальные факторы: безработица, обстановка в семье, токсикомания. Но частота их появления в биографиях наркозависимых значительно ниже по сравнению с курением. Табак является первым опытом химической зависимости, первой ступенькой, которая резко уменьшает (снижает) порог сопротивления человека вовлечению в наркозависимость более высокого уровня. Не все начавшие курить проходят этот путь до конца, но почти все, кто стал наркозависимым, начинали с курения. Чем раньше подросток начинает курить, тем выше вероятность того, что он закончит наркозависимостью. Исследования выявляют тесную связь между потреблением табака и потреблением наркотических средств. Среди некурящих 11-летних подростков потребляют наркотические средства и психоактивные вещества 0,6%, а среди курящих — 33,2% . Таким образом, риск превратится в наркозависимого у курящего подростка в 55 раз выше чем у некурящего. В целом по всем возрастным группам среди не потребляющих наркотики или психостимуляторы курят 37%, среди пробовавших – 73%, а среди потребляющих наркотики не реже 2-3 раз в неделю количество курящих составляет 93%. Подобные цифры позволяют с уверенностью заявить, что приобщение детей и подростков к потреблению табачных изделий таит в себе опасность в будущем познакомиться с препаратами конопли, и далее – с инъекционными наркотиками.

 Потребление табака и количество наркозависимых в России в 1970 – 1980 годы
Потребление табака и количество наркозависимых в России в 1970 – 1980 годы

По данным исследований, проведенных Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, риск вовлечения подростка в процесс употребления наркотиков, если он не курит и не употребляет алкоголь составляет. 0,03% у юношей и 0,01% у девушек, то есть в десятки раз ниже, чем у курящих.

Массовость порока, внешняя безобидность процесса, агрессивность рекламы, низкая цена сигарет и их доступность для подростков привели к резкому омоложению курящих. С учетом сказанного выше можно утверждать, что главной причиной омоложения наркозависимости в России является омоложение курящих.

Потребление табака и количество наркозависимых в России в 1970 – 1980 годы

 

В России курит около 55 процентов населения (по разным оценкам от 40 до 70 процентов). Примерно столько же курящих было в США шесть-семь лет назад. Сегодня количество курящих в США упало до 25 процентов (почти в два раза) и одновременно на сорок процентов уменьшилось количество наркозависимых. Эти данные, с учетом сказанного выше, говорят о том, что в силу высокой эффективности, в профилактике наркозависимости борьба с курением, должно занимать одну из ключевых позиций.

Конечно, бороться с курением не так престижно как с наркоманией. Последнюю антиникотиновую компанию в России помнят разве что пенсионеры. Тогда сигарета в руках девушки воспринималась не иначе как признак крайней распущенности. Прошло не более тридцати лет. Сегодня в норме агрессивная реклама табачных изделий, никотиновый «кайф» возведен в ранг моды, а некурящие просто остерегаются высказывать негативное отношение к курящим, в том числе к курящим девушкам и женщинам.

Лестница по которой «СКАТЫВАЕТСЯ» нация.
Лестница по которой «СКАТЫВАЕТСЯ» нация.

Статистические данные, которые получены различными исследователями и в различные периоды времени, показывают устойчивую связь между употреблением запрещенных наркотиков и предшествующим наркомании употреблением психоактивных продуктов (табак, пиво и алкоголь).

Практически у всех наркоманов (более 98%) употреблению героина предшествовала стадия, когда наркоман курил «травку». Естественно, что почти всегда курению «травки» предшествовало курение табака. Переход от табака к «травке» и от «травки» к героину почти всегда происходит в условиях опьянения пивом или более крепким алкоголем.

Однако, начиная с Федеральной комплексной программы и кончая планами «дворовых фондов по борьбе со злоупотреблением наркотиками», практически все мероприятия ориентированы на пресечение оборота наркотиков, которые запрещены законом. Усилия направлены на деятельность в уровне 4 и 5 ступеней, лестницы, приведенной на рисунке 2. Ранняя стадия наркомании, то есть процесс приобщения к психоактивным продуктам (ступени 2 и 3), почти не упоминаются даже при обсуждении ранней профилактики.

Складывается двусмысленная ситуация, когда государство одной рукой борется с наркоманией, а другой психоактивные продукты (разрешенные наркотики – табак, пиво и алкоголь) рекламирует и поддерживает в правовом плане. Например, пиво (напиток, содержащий до 10% алкоголя) считается безалкогольным напитком, а потому его реклама не ограничена.

Проблемы с наркотизацией населения в России своим появлением в основном обязаны «беспределу» который создается СМИ. Если убрать из репертуара некоторых «звезд» телеэкрана алкогольную тематику, то они просто останутся без работы. Квалификация многих сценаристов и исполнителей так низка, что единственный известный им способ отразить «душевный мир персонажей» (или получить хорошо оплачиваемый заказ?), это клише из табака и алкоголя. «Майор Каменская», и другие «звезды» российского телеэкрана в кратчайшие сроки сформировали моду на курение и обучили молодежь «оттягиваться с Клинским». С помощью средств массовой информации и в первую очередь телевидения была сформирована молодежная субкультура, основанная на праздности и употреблении психоактивных продуктов.

Умение правильно подать информацию чаще всего используется СМИ против тех, кто эту продукцию потребляет. Все общество стало жертвой наркотического пиара. Но главными жертвами в этих кампаниях стали дети и подростки, не имеющие опыта противостояния приемам информационного воздействия. Главным среди этих приемов является обусловливание, то есть воздействие на рефлексы человека на уровне стимула. Например, хорошенькая полуобнаженная девушка на фоне упаковки сигарет и текста «Ночь твоя, добавь огня!». Сексуальный стимул самый мощный. Он оказывает влияние на рефлекторную зону, и теперь пачка сигарет всегда будет восприниматься подростком как предмет, обещающий любовь и наслаждение. В практике рекламы психоактивных продуктов таких примеров очень много. «Разве у меня нет вкуса» — за этот слоган на фоне пачки сигарет и красивой преуспевающей женщины Россия заплатила миллионами курящих женщин. Потребление табака, пива и алкоголя резко «помолодело». Если двадцать лет назад сигарета или бутылка с пивом в руках молодой девушки воспринимались как признак крайней распущенности, то сегодня в глазах молодежи это стало модным и является признаком «крутизны».

В качестве рекомендаций можно предложить мероприятия, направленные на повышение у населения иммунитета к наркомании. Как было показано выше, одним из основных факторов, способствующих вовлечению потенциальных потребителей в наркоманию, является развитый в России и слабо управляемый государством рынок психоактивных продуктов (легальные наркотики – пиво, табак и алкоголь). Для того чтобы повысить иммунитет населения, требуется проведение следующих мероприятий:

1. Уменьшить доступность психоактивных продуктов для молодежи путем повышения возрастного ценза на употребление табака, пива и алкоголя до 21 года (как в США).

2. Повысить в несколько раз акцизы на психоактивные продукты (данная рекомендация в полном объеме соответствует Рамочной международной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, которая Россией до сих пор не подписана).

3. Усилить административные меры, снижающие доступ молодежи к психоактивным продуктам в плане сервиса (уменьшение точек реализации и ужесточение контроля за соблюдением правил продажи этих продуктов).

4. Введение дискриминации по признаку «курение» при поступлении курящей молодежи в военные, медицинские, спортивные и педагогические вузы и при принятии на ряд государственных должностей. Эти мероприятие автоматически приведут к потере имиджа курящих подростков, дадут педагогам весомый аргумент в антинаркотической пропаганде, а со временем снизят затраты на социальное обеспечение в бюджетной сфере.

5. Повысить ввозные пошлины на сырой табак в несколько раз.

6. Дополнить закон о наркотиках списком психоактивных продуктов с поправкой на их легальное распространение.

7. Ввести налог на демонстрацию процессов употребления психоактивных продуктов во всех видах видеопродукции.

8. Развернуть национальную антиникотиновую и антиалкогольную кампанию.

9. Ввести в уголовный кодекс статью, в соответствии с которой совершеннолетний субъект, продавший или передавший подростку алкоголь, в случае совершения последним уголовного преступления, привлекается к ответственности как соучастник.

Перечисленные мероприятия позволят получить в бюджет значительные средства, повысят имидж здорового образа жизни и разрушат сильные стороны наркобизнеса, связанные с наличием неограниченного рынка сбыта, со стороны ослабленных употреблением психоактивных продуктов потенциальных потребителей наркотиков.

Автор не претендуют на истину в последней инстанции. Объединив в одной концепции положения, большинство из которых является очевидными, или хорошо забытыми истинами, стоит обсудить с заинтересованными специалистами возможность применения рыночных инструментов в решении проблемы денаркотизации населения России. При продолжающемся росте количества наркозависимых через несколько лет восстановить генофонд будет невозможно. Оставшиеся здоровыми люди будут не в состоянии (да и захотят ли) оплатить растущие расходы на лечение, реабилитацию и другие социальные программы для наркозависимых, алкоголиков и курящих людей. Создавать спортивные комплексы для алкоголиков и курящих – не эффективно. Сегодня подростки начинают курить и употреблять пиво задолго до возраста, когда появляется потребность в спортивной нагрузке.

Если немедленно начать борьбу с курением и употреблением алкоголя в молодежной среде, процесс наркотизации населения (в том числе и процессы употребления запрещенных наркотиков) можно остановить. Здоровый образ жизни для молодого человека — это в первую очередь жизнь без табака и алкоголя. Затем идут культура, спорт и все остальное. Именно такие приоритеты должны быть установлены при формировании здорового образа жизни. Необходимые ресурсы для реализации программ денаркотизации населения следует получить на рынке психоактивных продуктов (узаконенных наркотиков), путем уменьшения доступности (повышения цены) и ужесточения контроля за их реализацией.

Применение принципов айкидо в борьбе с наркобизнесом позволит:

— использовать потенциал «раскрученных» рынков психоактивных продуктов для получения средств на борьбу с незаконным оборотом наркотиков;

— решить задачу внедрения здорового образа жизни;

— снизить количество наркозависимых в России;

— сохранить и укрепить потенциал рынка трудовых ресурсов России — гарант ее устойчивого развития и экономического благополучия.

К.К.Дубовиков, 
к.т.н., доц. каф. менеджмента УрСЭИ АТиСО

по материалам сайта «Журнал «Санкт-Петербургский университет»»  //  спецвыпуск (3729), 10 апреля 2006 года