Рекомендации по наркологическому учету

Открытое обсуждение реформы российской наркологии в целом и ее «родового порока» – наркологического учета, в частности, давно назрело. Но наркологический учет - только одна из сторон кризиса, в котором, как видится, пребывает вся система наркологической помощи. Поскольку в настоящем обзоре мы не затрагивали других острых проблем наркологии, было бы некорректно выдвигать здесь предложения по ее тотальному, комплексному переустройству. Несомненно лишь то, что концепция новой наркологии должна быть сопряжена с пересмотром всей наркополитики в направлении ее гуманизации, демифологизации, приоритета социальных технологий над репрессивными.

Целям такой реформы, применительно к рассмотренным в настоящем докладе, вопросам, отвечают, по нашему мнению, следующие предложения:

• неприменение на территории Российской Федерации приказа Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел СССР от 20 мая 1988 года № 402/109 «Об утверждении инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией», а также основанных на этом приказе ведомственных нормативных правовых актов (полностью или в части), в том числе приказа Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями»;

• внесение дополнений в Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», подтверждающих распространение его действия на лиц, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; в частности, замена учета диспансерным наблюдением, устанавливаемым не на основании диагностирования наркомании и не при положительном результате освидетельствования, а только в случаях тяжелой симптоматики на основании комиссионного решения врачей-наркологов;

• приведение главы VII Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», регулирующей оказание наркологической помощи, в соответствие с Законом РФ «О психиатрической помощи...».

• отказ от института профилактического наркоучета как доказавшего свою несостоятельность;

• отказаться от системы территориальных наркодиспансеров, организация вместо них амбулаторных наркологических отделений психиатрических или специализированных наркологических клиник, обеспечивающих граждан медицинской помощью вне зависимости от места их жительства;

• расширение сети государственных и муниципальных кабинетов анонимной наркологической помощи;

• существенное увеличение бюджетного финансирования наркологической службы в целях расширения возможностей бесплатной медицинской помощи, в том числе бесплатного анонимного лечения больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом; средства на это могут быть получены за счет их перераспределения внутри общего антинаркотического бюджета;

• усложнение процедуры предоставления медицинскими учреждениями информации о результатах наркологического освидетельствования и об обращении граждан за наркологической помощью, допущение не согласованной с ними передачи таких сведений только на основании судебного решения;

• отмена законодательного запрета лечения наркомании в негосударственных (немуниципальных) учреждениях здравоохранения.

• дополнение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» запретом проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении неопределенного круга лиц, если это сопряжено с ограничением их прав и свобод;

• дополнение Закона РФ «Об образовании» запретом закрепления в уставе образовательного учреждения не предусмотренных федеральным законом ограничений прав и свобод граждан.

• принятие мер прокурорского реагирования по отмене положений нормативных правовых актов субъектов РФ и местного самоуправления, направленных на ограничительное регулирование прав и свобод человека и гражданина.