Признаки музыки и танцев, разрушающих психическое здоровье

В ходе реформ появился новый источник вреда для психического и физического здоровья - «разрушительная музыка».

Известные слова «Нам песня строить и жить помогает» относятся к старым песням. Их правильность подтверждена опытом нашей жизни, и не вызывает возражений. Но сейчас появилось много музыки и песен, которые помогают «разрушать и умирать».

В старых «нормальных» песнях имелась гармоничная конструкция из содержательных слов, мыслей, образов, мелодичных звуков, которая дополнялась красивым голосом, соответствующим костюмом и поведением исполнителей. Песня людей объединяла, вызывала чувства и побуждения, и придавала им направленность, воспитывала, развивала и организовывала. В песне жила душа народа. Конструктивность песен способствовала конструктивности психической деятельности и идеологии людей. Такие песни помогали строить и жить. Звуки трансформируются в нейрохимические процессы, в синтез и выделение соответствующих нейропептидов, о которых мы писали выше. То есть, музыка и слова песен оказывают информационное, эмоциональное и «фармакологическое» действие.

Основополагающий признак настоящего искусства раскрыт в пушкинских строфах: «Служение муз не терпит суеты. Прекрасное должно быть величаво...»

Давайте проанализируем «разрушительные» песни, которыми заполнен современный эфир. В них нет красивой и гармоничной конструкции. Они состоят из отдельных примитивных элементов. Текст - несколько слов, не содержащих мысли.

Звуки - несколько аккордов, не образующих мелодии. Одни и те же слова и звуки повторяются много раз. Певцы одеты и причесаны вопреки полу, возрасту, климату и общественному положению. Имеют заурядные голоса. Пение своеобразное. Они не только поют, но и ноют, воют, стонут, вопят, визжат, кричат, рычат и т.д. Эти звуки сопровождается демонстрацией утрированных, примитивных эмоций, вычурных поз, голых животов, гримас и других выразительных средств, похожих на симптомы острых психозов. Кроме солиста на сцене много людей, которые вычурно одеты или раздеты, подпевают и подтанцовывают, перемещаются и совершают выразительные телодвижения. Мелькает свет, расходятся лучи, летят искры, создается туман. Во всем этом нагромождении звуков, красок, форм и ритмов отсутствуют красота, культура, мастерство, талант, интеллект и другие признаки настоящего искусства. Зато присутствуют признаки психических расстройств у режиссеров, исполнителей и других создателей таких шедевров.

Психиатры видят в этих музыкально-развлекательных представлениях много психопатологических симптомов:

• истерию, для которой характерно эгоцентрическое стремление привлечь внимание зрителей и слушателей к своей персоне, произвести сильное впечатление, удивить и поразить, использовать яркие, эффектные, чрезмерные по силе выразительные средства, избыток эмоций и слабость самокритики;

• регресс (обратное развитие) психических функций и примитивизацию поведения. Эти расстройства бывают у тяжело больных при развития функционального или органического слабоумия. Например, дети, научившиеся нормально говорить, читать, писать, себя обслуживать при ряде заболеваний эти навыки утрачивают и снова становятся глупыми, беспомощными, забывают буквы и цифры, утрачивают навыки опрятности и самообслуживания и т.д. Наш народ имеет богатейшую музыкальную культуру, множество талантливых певцов, музыкантов, поэтов и композиторов. Почему в эфире и на экране господствует примитивность и бездарность?

• гебефрению - вычурность, манерность, дурашливость, нелепость, непредсказуемость, чудачество, шутовство, гримасничанье и кривлянье, утрированная юность и непосредственность во внешнем виде - прическе, гриме, украшениях, в одежде и в поведении, не соответствующие возрасту, полу и социальному предназначению артистов. Гебефрения бывает при шизофрении, начавшейся в юношеском возрасте. Мы назвали и прокомментировали только часть элементов современной музыкальной продукции, господствующей в эфире.

Для психического здоровья имеют значение признаки танцев. Между головным мозгом и мышцами существует прямая и обратная связь, реализующаяся по нервным путям. Известно, что мышцы тела являются исполнительными органами головного мозга. Все сознательные действия сначала планируются в головном мозге. При этом участвуют воображение, мышление, память, интеллект, сознание. Мы ставим задачу в уме, составляем план, а выполняем его с участием мышечных усилий и произвольных движений. Для этого от мозга к мышцам по нервам идут соответствующие импульсы.

При психических болезнях расстройства психических функций сопровождаются расстройствами тонуса мышц (повышение тонуса при ступоре), количества, скорости и координации движений (разные варианты психомоторного возбуждения - кататонического, маниакального и др.).

Но и от мышц к мозгу идут нервные импульсы для контроля за правильностью движений и для их коррекции.

Связь между головным мозгом и мышцами дает возможность влиять на головной мозг через мышцы. В частности при аутогенной тренировке и при гипнотизации мышцы специально расслабляют, чтобы снизить поток нервных импульсов от мышц к мозгу, обеспечить ему покой и готовность воспринимать внушения. Снижение тонуса мышц снижает тонус коры головного мозга, вызывает дремоту и способствует засыпанию.

Повышение тонуса мышц, наоборот, повышает тонус коры головного мозга. Для этого люди делают «физическую зарядку».

Имеют значение не только тонус мышц, но и конструкция движений. Если во время танцев под деструктивную музыку люди совершают диссоциированные, нелепые, дурашливые, вычурные, стереотипные движения, то эти характеристики движений становятся характеристиками их психической деятельности. На дискотеках интеллектуальные функции блокируются, как несовместимые с «безумными» движениями. На дискотеках часто применяют наркотики для усиления «кайфа».

Классический балет, бальные и народные танцы отличаются от «скачек» на дискотеках тем, что они, как и песни имеют конструкцию - чувство, образ, символическое отражение человеческих отношений и т.д. Вспомним пушкинскую характеристику танца - «Душой исполненный полет». Что бы он сказал о дискотеках?

По интенсивности воздействия на мозг и психику хаотичных звуковых, световых, цветовых, ритмических и других раздражителей это сравнимо с катастрофой. Такие песни людей возбуждают, но дезорганизуют их поведение. Тонкие эмоции и мышление не получают сюжетного развития и «отключаются». Движения становятся стереотипными. От такой музыки люди становятся глупее, грубее, примитивнее. Именно на дискотеках молодые люди эмоционально перевозбуждаются, теряют контроль над своими побуждениями и поступками и приобщаются к наркотикам, алкоголю, табаку, знакомятся с любителями развлечений, попадают в «веселые» компании.

Подобная музыкально-развлекательная продукция оказывает мощное деструктивное действие на духовное, психическое и физическое здоровье людей и способствует распространению алкоголизма, наркомании, а также и заболеваний передающихся половым путем.

Самозащита от этих заболеваний должна включать добровольный отказ от деструктивной развлекательной продукции, которую распространяют средства массовой информации.

Важнейшим фактором разрушения психического здоровья людей является «смутность» нашей эпохи. Одновременно сосуществуют в одном обществе элементы коммунизма, социализма, капитализма, феодализма и рабства. Формально закон один для всех, но реально «равноправные» граждане живут по разным законам и имеют слишком разные права и возможности. Не понятно, по каким законам нужно жить, кому верить и к чему готовиться. Не понятно, почему народ, имеющий самые богатые сырьевые, нравственные и интеллектуальные ресурсы, в ходе реформ, разработанных для его блага, нищает, деградирует и вымирает. Дефицит информации о происходящем и будущем вызывает стресс у всего народа, а также оказывает деструктивное действие на мышление и психическое здоровье в целом.