Предотвращение утечки из каналов международной торговли

23.06.2022

Требование о получении разрешений на ввоз и вывоз

202. Одним из основных принципов международной системы контроля является повсеместное соблюдение требования о получении разрешений на ввоз и вывоз. Разрешения на ввоз и вывоз требуются для совершения любой сделки с веществами, подлежащими контролю согласно Конвенции 1961 года или включенными в Списки I и II Конвенции 1971 года. В соответствии с этими конвенциями компетентные национальные органы должны выдавать разрешения на ввоз до совершения сделок, связанных с ввозом соответствующих веществ к ним в страну. Страны-импортеры обязаны проверить подлинность разрешения на ввоз, прежде чем выдать разрешение на вывоз, без которого груз, содержащий контролируемое вещество, не может быть вывезен за пределы страны.

203. Конвенция 1971 года не требует получения разрешений на ввоз и вывоз психотропных веществ, включенных в Списки III и IV. Поскольку в 1970-80-е годы утечка таких веществ из каналов международной торговли приняла широкие масштабы, Экономический и Социальный Совет в своей резолюции 1996/30 просил правительства распространить систему разрешений на ввоз/вывоз и на эти вещества. К 2010 году требование о получении разрешений на ввоз и вывоз таких веществ было введено в большинстве стран мира. Комитет с удовлетворением отмечает, что в последнее время требование о получении разрешений на ввоз любых веществ из Списков III и IV Конвенции 1971 года в свое национальное законодательство включили правительства Габона, Гватемалы, Кубы, Ливийской Арабской Джамахирии, Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики.

204. Как показывают данные о случаях утечки, преступники, занимающиеся незаконным оборотом, быстро переключают свою деятельность на те страны, в которых действуют менее строгие меры контроля. В связи с этим Комитет настоятельно призывает правительства тех немногих государств, в законодательстве которых еще отсутствует требование о получении разрешений на ввоз и вывоз всех психотропных веществ, в кратчайшие сроки распространить эту меру контроля на все вещества из Списков III и IV Конвенции 1971 года, независимо от того, являются ли они участниками этой конвенции, и сообщить Комитету о принятых мерах.

Помощь правительствам в проверке законности разрешений на ввоз

205. Государственным органам рекомендуется консультироваться с Комитетом по поводу всех разрешений на ввоз, которые вызывают у них подозрения, например по поводу разрешений, составленных по новой или необычной форме, заверенных неизвестными печатями и подписями или имеющих другие отступления от нормы. Проверку разрешений на ввоз целесообразно проводить также в тех случаях, когда они выданы не признанным национальным компетентным органом или касаются веществ, которые, по имеющимся данным, часто используются не по назначению в регионе, к которому относится страна-импортер. У Комитета имеются образцы официальных сертификатов и разрешений на ввоз наркотических средств, психотропных веществ и химических веществ-прекурсоров, с которыми можно сравнить вызывающие подозрение документы, с тем чтобы помочь правительствам убедиться в их подлинности.

Комитет с удовлетворением отмечает, что правительства многих стран-экспортеров продолжают обращаться к нему за помощью в проверке законности разрешений на ввоз.

206. Если имеющийся образец отличается от представленного документа на ввоз или у Комитета нет образца соответствующего разрешения, Комитет от имени компетентных органов страны-экспортера обращается к властям страны-импортера с просьбой подтвердить законность сделки. Комитет призывает правительства стран-импортеров своевременно отвечать на подобные запросы. Задержки с подтверждением законности разрешений на ввоз могут затруднять расследование попыток организации незаконной утечки и/или неоправданно тормозить законную торговлю контролируемыми веществами, негативно сказываясь на их доступности для использования в законных целях.

Онлайновая система предварительного уведомления об экспорте химических веществ-прекурсоров

207. Эффективно проверять законность поставок химических веществ-прекурсоров позволяет оперативный обмен информацией между странами-экспортерами и импортерами через систему предварительного уведомления об экспорте. Для обмена такой информацией используется в основном разработанная Комитетом онлайновая система предварительного уведомления об экспорте PEN Online. Число стран, пользующихся этой системой, постоянно растет: в настоящее время на регулярной основе ее используют 115 стран и территорий, которые направляют через нее около 1 500 уведомлений в месяц (в 2007 году через систему ежемесячно направлялось по 600 уведомлений). Хотя система PEN Online широко используется национальными органами и хорошо зарекомендовала себя в области международного контроля над прекурсорами, Комитет с беспокойством отмечает, что зарегистрированными пользователями системы являются еще не все страны. Больше половины незарегистрировавшихся стран находится в Африке.

208. Комитет отмечает, что некоторые страны хотя и зарегистрировались в системе PEN Online, однако не пользуются ею на регулярной основе и тем самым лишают себя одного из наиболее действенных средств контроля над прекурсорами. Комитет настоятельно призывает все правительства, которые еще не сделали этого, зарегистрироваться в системе PEN Online и пользоваться ею в своей работе. Комитет призывает правительства, использующие данную систему, как можно быстрее отвечать на поступающие запросы, с тем чтобы обеспечить возможность своевременной проверки законности поставок.

Система исчислений и оценок годовых потребностей в контролируемых веществах

209. Еще одним важным средством контроля, помогающим предотвращать утечку контролируемых веществ из каналов международной торговли, является система исчислений законных годовых потребностей. Исчисления потребностей в наркотических средствах служат для определения предельных объемов, которые должны соблюдаться сторонами при выдаче разрешений на ввоз и вывоз наркотических средств. Оценочные данные о годовых потребностях в психотропных веществах и исчисления годовых потребностей в отдельных прекурсорах помогают правительствам выявлять необычные сделки. Во многих случаях утечку контролируемых веществ удавалось предотвратить благодаря тому, что страна экспортер не давала разрешения на их вывоз, поскольку экспортируемое количество превышало потребности страны-импортера.

210. Комитет регулярно расследует случаи предполагаемого нарушения требований системы исчислений и оценок со стороны правительств, поскольку подобные нарушения могут способствовать утечке контролируемых веществ из сферы законной международной торговли в каналы незаконного оборота. Комитет отмечает, что в 2009 году системы исчислений наркотических средств придерживались практически все правительства. В 2009 году власти 17 стран выдали разрешения на ввоз психотропных веществ, в отношении которых не было представлено оценочных данных или количество которых значительно превышало заявленные потребности. Что же касается прекурсоров, то Комитет констатирует, что многие государства по-прежнему выдают разрешения на их ввоз в гораздо большем количестве, чем указано в исчислениях законных годовых потребностей.

211. Комитет еще раз призывает правительства соблюдать систему исчислений и оценок, предусмотренную Конвенцией 1961 года, резолюциями Экономического и Социального Совета и резолюцией 49/3 Комиссии, и проявлять повышенную
бдительность при контроле за ввозом химических веществ в их страны. Правительствам, которые еще не сделали этого, следует создать надлежащий механизм для обеспечения того, чтобы их исчисления и оценочные данные соответствовали
реальным законным потребностям, а ввоз веществ в большем количестве не допускался. Комитет также призывает правительства стран-экспортеров регулярно сверяться с исчислениями и оценочными данными, представленными странами импортерами, и не выдавать разрешений на вывоз веществ в количестве, превышающем потребности стран-импортеров.