Постановка целей охвата вмешательствами

На уровне населения охват обычно определяется как та доля населения, требующего вмешательства, которая в действительности получает такое вмешательство. Для оптимизации профилактики существенно важно знать с какой долей целевого контингента потребителей инъекционных наркотиков установлен контакт посредством конкретного профилактического вмешательства. В области вакцинации, уровень охвата определяет воздействия, достигнутые каким-либо вмешательством: на некотором уровне охвата эффект коллективного иммунитета создает защиту даже для населения, не прошедшего вакцинацию. Такие выявленные данные были также подтверждены путем моделирования исследований.

Обычными количественными показателями в области профилактики инфекционных заболеваний среди потребителей инъекционных наркотиков являются количество шприцев, предоставленных в пересчете на каждого ПИН в год, или процент проблемных потребителей опиоидных наркотиков, получающих опиоидную заместительную терапию. Доля потребителей инъекционных наркотиков, получающих лечение от ВИЧ-инфекции, гепатита B и/или гепатита C, является еще одним важным показателем охвата услугой лечения инфекционных заболеваний. Ориентировочные плановые показатели для профилактических услуг установлены, но совершенно необходимо рассмотреть такие показатели в контексте конкретной национальной (или местной) ситуации на основании качественно выполненной оценки потребностей. Имеются все увеличивающееся количество доказательных данных о том, что более высокие уровни охвата программами обмена игл и шприцев и опиоидной заместительной терапии являются более эффективными, чем более низкие уровни охвата в пересчете на потребителя инъекционных наркотиков и что показатели охвата между странами могут сильно отличаться между собой. Согласно данным EMCDDA, текущее среднее по ЕС количество шприцев, распределенных в 2009 г. специалистом пункта ПОШ, составляет 90 штук на потребителя инъекционных наркотиков. На внутригосударственном уровне, самое большое зафиксированное количество шприцев составило 300 шприцев на ПИН. Кроме того, продажи через аптеки составляют для большинства стран еще один основной источник чистого инъекционного оборудования. В том же году, в среднем, каждый второй проблемный потребитель опиоидных наркотиков получал опиоидную заместительную терапию, при этом самый высокий процент на национальном уровне, составлял 68% на Мальте (средняя оценка между 65% и 71% (128). В идеале, для бесперебойного осуществления услуг должно всегда иметься достаточное количество игл и шприцев. Неудовлетворенная потребность в службах обмена игл и шприцев или время ожидания лечения от наркозависимости указывают на неудовлетворенную потребность в услугах и признаком того, что охват услугами должен быть увеличен.

Масштабное увеличение программ обмена игл и шприцев: опыт Эстонии

Эстония является одной из стран ЕС, на которую легло тяжелое бремя проблемы злоупотребления инъекционными наркотиками, с высоким процентом использования инъекционных наркотиков среди общего населения, равно, как и с высокой распространенностью ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков. Использование инъекционных наркотиков сконцентрировано, главным образом, в столице, г. Таллинн, а также в северо-восточной Эстонии. По оценке, в Таллинне имеется около 10 000 потребителей инъекционных наркотиков, которые используют, в основном, аналоги фентанила и амфетамины. Услуги по обмену игл и шприцев были инициированы в Таллинне в 1997, за этим последовало начало использования опиоидной заместительной терапии метадоном в 2001 г., хотя масштаб услуг был ограниченным. В 2005 г., распространенность ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) составила 54% и поступило сообщение о высокой доле (21%) новых ПИН (тех, кто практиковал инъекции в течение <= 3 лет) . Для того, чтобы преодолеть эти проблемы, на государственном уровне было принято решение о необходимости быстрого масштабного расширения профилактических программ, и это было внесено в Государственную стратегию по профилактике ВИЧ/СПИДа. В период между 2003 и 2009 годами, количество стационарных пунктов и точек действия аутрич-услуг в Таллинне увеличилось от 1 до 10, количество визитов с целью получения услуг выросло в 27 раз, количество распространенных шприцев увеличилось в 43 раза (от 1.8 до 77 шприцев/ПИН/год), и количество мест для метадоновой заместительной терапии возросло более, чем в 4 раза. Приблизительно 80% ПИН сообщали о том, что когда-либо контактировали со службами обмена шприцев, которые являлись основным источником чистых игл и шприцев для приблизительно 60% потребителей. Процент лиц, использующих инъекционные наркотики и сообщавших о совместном использовании шприцев в течение последних четырех недель, уменьшилось с 32% (2005) до 22% (2009). В течение этого периода частота заболеваний ВИЧ среди новых ПИН снизилась с 21% в 2005 до 9% в 2009, при этом процент новых потребителей инъекционных наркотиков среди всех ПИН снизился с 21% до 12%. Есть основания полагать, что снижение числа заболеваний ВИЧ, наблюдаемое в течение периода исследования, может быть частично отнесено на счет масштабного увеличения объема услуг по обмену игл и шприцев, поскольку в течение данного периода доступ к лечению наркозависимости и к антиретровирусной терапии предоставлялся на достаточно низком уровне. По всей вероятности, продолжение обеспечения иглами и шприцами в еще больших объемах в комбинации с масштабным увеличением уровня лечения наркозависимости и ВИЧ для тех, кому это необходимо, с течением времени приведет к дальнейшему снижению распространенности ВИЧ в Эстонии.

Источник: Уускюла нач., 2011