Последствия постановки на наркологический учет: юридические и внеюридические

Отвечая посетителям, консультанты сайта Нарконет.Ру оправдывают систему наркоучета тем, что она дает возможность больным, страдающим химической зависимостью, «лечиться и получать поддерживающую терапию, регулярные обследования и наблюдения врача бесплатно».

Вышеприведенный типичный случай служит иллюстрацией этих «выгод». И даже если предположить, что пациент, будучи поставленным на учет, получает минимум бесплатной помощи, разве нельзя было бы обеспечивать его той же поддерживающей терапией без постановки на учет? Дискриминационные и репрессивные последствия наркоучета с лихвой перевешивают ничтожные выгоды, получаемые немногими благодаря статусу «подучетного». Смотрите больше про справки для тендера на сайте - http://salex-lcc.com.ua/ru/podgotovka-dokumentov-dlya-tendera.html.

Последствия постановки на наркологический учет следующие:

• невозможность трудоустройства по определенным профессиям.

Список профессий, для работы по которым необходимо предоставить справку из наркодиспансера, установлен Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиям прав граждан при ее оказании»» (последняя редакция от 23 сентября 2002 года) и включает в себя следующие виды деятельности:

1) работа с бензолом и его производными;
2) работа, связанная с оборотом наркотиков;
3) работа с нефтью и другими предельными и непредельными углеводородами;
4) фармацевтическая и фармакологическая деятельность;
5) работа, связанная с применением взрывчатых материалов;
6) работа, связанная с ношением оружия;
7) спасательные службы;
8) пожарная охрана;
9) службы экстренной медицинской помощи;
10) водители транспорта всех типов;
11) работа, обеспечивающая движение поездов;

• невозможность получения водительского удостоверения – в соответствии с п.16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 года N 1396 (в редакции от 21 ноября 2001 года);

• невозможность оформления лицензии на приобретение (ношение и хранение) оружия самообороны, гладкоствольного или нарезного охотничьего оружия – в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 сентября 2000 года N 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия»;

• невозможность усыновления ребенка, установления над ним опеки (попечительства) – в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 года № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами попечителями) или приемными родителями»;

• невозможность оформления вида на жительство и разрешения на временное проживание – в соответствии с п.6 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года № 794 (в редакции от 28 марта 2008 года).

Теоретически, за исключением последнего пункта, эти ограничения оправданы. Но формальный характер наркологического учета зачастую приводит к поражениям в правах людей, не страдающих зависимостью, много лет не употребляющих наркотики и состоящих на учете только из-за невозможности регулярного посещения наркодиспансера. Не редки ситуации, когда человек узнает о своем статусе «подучетного» случайно, при обращении за справкой о том, что он на учете не состоит. Как правило, администрация наркодиспансера не проявляет инициативы по информированию граждан о их постановке на учет и о предъявляемых в связи с этим требованиях.

Родители, состоящие на наркологическом диспансерном учете, нередко сталкиваются с угрозой лишения или ограничения родительских прав (статьи 69 и 73 Семейного кодекса РФ). Зачастую угрозы осуществляются, что не всегда отвечает интересам ребенка, тем более когда справка из наркодиспансера служит основным, а то и единственным аргументом органа опеки и попечительства. В свою очередь, бюрократизированный российский суд - практически все гражданские дела в нем рассматриваются судьей единолично – принимает справку как основное доказательство, подтверждающее необходимость отобрания ребенка у родителей-наркоманов.

Самым же распространенным последствием постановки на наркологический учет становится повышенное вниманием к состоящим на учете милиции и наркоконтроля. Те, чья репутация подмочена причастностью к запрещенным веществам, на ком стоит клеймо наркомана, чаще всего становятся жертвами вымогательств, провокаций, фальсификаций со стороны отдельных представителей правоохранительных органов, необоснованно задерживаются, подвергаются издевательствам и пыткам, понуждаются к «добровольному» сотрудничеству с оперативными органами. Поставленные на учет становятся самыми перспективными кандидатами в заключенные. Наркоучет, проверочная закупка, полгода в СИЗО, колония строгого режима, туберкулез, отверженность, передозировка.

Угроза оказаться на учете препятствует обращению больных наркоманией за наркологической помощью в бесплатные бюджетные заведения. Наркоучет сделал наркоманию в России полностью латентной, а наркосцену – непрозрачной и непонятной.

Официальное понимание этих связей отражено в обосновании к Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»:

«Значительное несоответствие данных официальной статистики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, свидетельствует о ненадлежащей организации учета указанной категории лиц. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание становиться на учет в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.»

Какие выводы следуют из этой констатации? Будет ли решено усилить выявляемость скрытого наркотизма (то есть ужесточить репрессивные меры) или же произойдет смена наркополитической парадигмы?