От рынка к запрету

Для начала попробуем перечислить все возможности для регулирования обмена услугами между людьми. На одном полюсе помещаются такие отношения, которые, по большому счету, основываются на негласных правилах общения. Например, простейший вид меновой торговли: обменять корову на скрипку, или сувенир на деньги. Но и такие неформализованные обмены, естественно, осуществляются по своим правилам. Как указывает Хомпланд (1983b) в своей статье об обычае торговаться, подобный род занятий требует наличия у людей высокоразвитых коммуникативных способностей. Поражения же выражаются не столько в денежных потерях, сколько в ущербе для репутации. Многие рынки регулируются усилиями официально поставленных контролеров, которые следят как за качеством товаров, так и за самими продавцами. Рынки могут изменяться. Они могут переехать в торговые центры, разделенные на отдельные магазины. Некоторые магазины могут обладать особыми привилегиями - и подвергаться особому контролю. Это можно сказать о магазинах красок, где продается линол, о винных магазинах, об аптеках. На крайней точке шкалы находятся товары, продажа которых запрещена: скажем, после введения абсолютного запрета героин уже нельзя покупать в аптеке. Таким образом, шкала регулирования торговлей представляется нам следующим образом: сначала неформальное регулирование, потом общее, специальное и полный запрет.