От регулирования рынков до регулирования поведения индивидов

В двадцатом веке на протяжении долгих лет система международного контроля за распространением наркотиков по большому счету не претерпевала особых изменений. Органы правления, созданные под эгидой Лиги Наций, продолжили свою работу в рамках Организации Объединенных Наций, только сменив вывески. Отчасти их работа осуществлялась теми же люди и во имя тех же интересов. Но в одном пункте произошел коренной переворот: от попыток регулировать поведение государств перешли к попыткам регулировать поведение индивида. Опиумные войны были войнами торговыми. И при принятии последующих мер контроля стремились в основном оказать влияние на производство и торговлю, регулировать экономические интересы и повлиять на имеющие важное значение профессиональные группы вроде врачей и фармацевтов. Во главу угла ставился контроль над легальным потреблением наркотиков. Вне всякого сомнения, такой подход позволил добиться серьезных результатов. Однако в победе таилось искушение пойти еще дальше и заняться теперь уже нелегальным распространением и потреблением. Вместо того чтобы контролировать свободный рынок, система поставила перед собой цель установить контроль над черным рынком и отдельным потребителем.

В этой связи все более активную роль стал играть Интерпол – международная полицейская организация. Интерпол был основан в период между двумя войнами, но о прошлом предпочитает не вспоминать. Главная контора располагалась в Германии. После событий 1933 года попытались было перенести эту контору в более подходящую страну, каковой была выбрана Австрия, но скоро нацизм утвердился и в Вене. До сих пор не ясно, что сталось с архивами Интерпола – базой данных того времени.

После второй мировой войны центральное место в деятельности Интерпола заняла проблема наркотиков. Интерпол имеет статус так называемой неправительственной организации (НПО) и является деятельным участником всех международных конференций, посвященных вопросу наркотиков. Постепенно между Интерполом и Международным бюро по наркотикам возникло тесное сотрудничество при составлении годовой отчетности о ситуации с наркотиками в мире. Точка зрения полиции становится официальной точкой зрения. Об усилении позиций Интерпола также свидетельствует постоянный приток свежих кадров.

Международная система контроля обращает все больше внимания на индивидуальных потребителей. Прежние трактаты толковали о поведении государств. Там ничего не говорилось о наказаниях. Но в 60-годы ситуация изменилась. Единая конвенция от 1961 года выдвигает требование установить сотрудничество между странами с целью прекратить нелегальную торговлю (статья 35) и рекомендует странам-участницам применять к нарушителям карательные меры. Наказания за серьезные правонарушения должны выражаться в тюремном заключении и прочих формах лишения свободы (статья 36). В 1972 году вышло дополнение к конвенции, где рекомендовалось вместо наказания, или наряду с наказанием, подвергать наркоманов принудительному лечению, обучению, социальному попечению, реабилитации и реинтеграции в общество. В других документах, вышедших в 1972 году, высказывается желание создать региональные центры по борьбе с наркоманией, где бы работал специально обученный персонал. По большей части все эти рекомендации вылились в подкрепление полицейских ресурсов.