Осуществление контроля над инфекциями

Эпидемиологическая картина инфекционных заболеваний в среде потребителей наркотиков может быстро меняться, в особенности, при слабой профилактике. Хорошая система контроля над инфекционными заболеваниями, построенная по принципу «контроля за действием», т.е. с активной связью между структурами профилактики и контроля, является необходимостью, если требуется установить контроль над риском инфекционных заболеваний среди потребителей инъекционных наркотиков.

ECDC на уровне Европы координирует надзор, основанный на индивидуальных данных, по всем новым зарегистрированным случаям инфекций, передаваемых через кровь, включая те инфекции, которые могут передаваться через совместное использование инъекционного оборудование. Обзор, основанный на индивидуальных данных, полезен для мониторинга тенденций развития заболевания и может также оказаться полезным для раннего выявления вспышек заболевания, в особенности, при хорошем внутригосударственном охвате, обеспечиваемом системой, и при минимальной задержке в регистрации случев заболевания. Успех вмешательств типа «вспышка-ответная реакция» в значительной степени зависит от способности идентифицировать новые вспышки и наличия средств на соответствующую ответную реакцию. Если национальная регистрация была выполнена с некоторой задержкой, то это может быть компенсировано гораздо более быстрой регистрацией на местном или региональном уровне. Общеевропейские критерии определения случая заболевания существуют для инфекций ВИЧ, гепатита В, гепатита С и гепатита А, но информация по категории контагиозности (т.е. фактору риска) систематически собирается только для инфекции ВИЧ ( критерии определения случая заболевания гепатитом B и C в настоящее время находятся в стадии рассмотрения, и предполагается, что они будут содержать информацию по категории контагиозности). Многие национальные системы, однако, собирают более детальную информацию, которая важна для осуществления местных профилактических мер. Показатели регистрируемой заболеваемости могут отражать распространенность заболевания, но обычно этот показатель недооценивается. Кроме того, для надзора такого типа могут быть применены данные с общей численностью в знаменателе. Отчетность, основанная на индивидуальных данных, также требует поддержки базовой инфраструктуры и времени на обработку данных за значительные периоды времени, и для предоставления соответствующей информации по факторам риска также требуется существенная поддержка со стороны медицинских учреждений.

EMCDDA контролирует заболеваемость инфекционными болезнями среди потребителей инъекционных наркотиков путем разработки стандартов сбора данных и руководящих материалов по био-поведенческим обзорам и другим методам сбора данных о потребителях инъекционных наркотиков. Эта работа выполняется в тесном сотрудничестве с ECDC, координирующей общий надзор за инфекционными заболеваниями в Европе, а также с национальными и международными партнерами. Сбор данных сфокусирован вокруг инфекций ВИЧ и гепатита B и C среди потребителей инъекционных наркотиков. В работоспособном состоянии поддерживаются система раннего оповещения и сеть специалистов на случай вспышек инфекционных заболеваний (которые могут включать и другие болезни - такие , как сибирская язва и ботулизм) среди потребителей инъекционных наркотиков.

Другие типы систем надзора – такие, как различные обзоры/обследования и био-поведенческие исследования, имеют свои собственные явно выраженные преимущества с точки зрения предоставления стратегически важной информации. Обзоры могут предоставлять оценку заболеваемости среди целевого контингента, который обычно недосягаем при надзоре, основанном на индивидуальных данных. Биоповеденческие исследования, проводимые среди потребителей инъекционных наркотиков - такие, как были выполнены при поддержке EMCDDA и ECDC, могут предоставлять информацию как по образцам использованных наркотиков, так и по инфекционным заболеваниям. Однако для того, чтобы следить за тенденциями развития, такие исследования необходимо повторять, что может оказаться дорогостоящим. Дополнительным ограничением является отсутствие консенсуса в отношение наилучшего способа получения представительной выборки за период времени, хотя на настоящий момент при работе этих двух организаций достижение такого консенсуса происходит.

Странам необходимо вынести решение в отношение параметров своих собственных систем сбора данных для осуществления своего собственного контроля на основании их собственных потребностей, но такая система должна генерировать то количество информации, которое будет достаточным для обеспечения развития стратегии профилактики, основанной на оценке потребности в охране здоровья в связи с имеющейся местной проблемой, и одновременно быть эффективной с точки зрения ресурсов и затрат.