Мониторинг и оценка программ

Системы мониторинга должны обслуживать потребности страны или региона в целях непрерывного процесса оценки и адаптируемости к изменениям в привычках и профилях потребителя; такая оценка помогает руководителям программы и директивным органам в понимании того, какие компоненты профилактической программы являются успешными, а какие требуют усовершенствования. Мониторинг может также служить указателем для разработчиков программы и директивных органов, будут ли эффективными комбинация способов оказания услуг, комбинация предоставляемых услуг и охват вмешательствами в снижении или предотвращении роста частоты заболеваний в целевой группе потребителей инъекционных наркотиков. Если никакого мониторинга не производится, то будет невозможно оценить влияние программы или отнести изменения в поведении или частоте заболеваний на счет вмешательств. Как индикаторы процесса, так и индикаторы конечного результата могут использоваться и быть полезными, но для последней категории стоит рассмотреть возможность постановки реалистичных целей. Для того, чтобы многие индикаторы «жестко сформулированных» конечных результатов, таких как распространенность инфекционного заболевания или изменения в рискованном поведении, существенно изменились, могут потребоваться годы или даже десятилетия.

Индикаторы

Данное Руководство не охватывает в деталях индикаторы мониторинга программ, поскольку в этой области уже была произведена существенная работа. Следует подчеркнуть, что все индикаторы, мониторинг которых происходит во внутригосударственном масштабе, должны использоваться в целях планирования и оценки на внутригосударственном уровне. Мониторинг должен в большей степени идти на пользу, чем сдерживать достижение целей, поставленных государственными или региональными программами. Данные мониторинга и оценки должны вводиться в процесс непрерывной оценки и адаптации программ обслуживания с тем, чтобы добиться соответствия изменяющимся эпидемиологическим показателям и особенностями потребителя. Очевидно, что не все внутригосударственные индикаторы полезны для международной отчетности, и не вся международная отчетность является в обязательном порядке полезной для внутригосударственного мониторинга. Частое ошибочное представление - это предположение, что необходимо неукоснительно следовать всем международным индикаторам, даже в том случае, если во внутригосударственном масштабе они не имеют значения.