Тезисы выступления заместителя начальника Управления по СЗФО 1 департамента ФСКН России Н. П. Седых на IV Международном специализированном Форуме «Антинарко-2005»

16.02.2021

Тема: «Основные результаты работы территориальных органов наркоконтроля Северо-Западного федерального округа и проблемные вопросы в сфере координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию наркоугрозе»

Уважаемые участники и гости Форума!

Разрешите, прежде всего, поблагодарить тех, кто принимал участие в его подготовке, а также приветствовать всех присутствующих в этом зале от имени Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органов в Северо-Западном федеральном округе. 
   Проведение очередного международного форума «Антинарко-2005» в Санкт-Петербурге является свидетельством того, что органы государственной власти регионов Северо-Западного федерального округа, общественные и религиозные организации со всей серьезностью относятся к проблеме распространения наркомании. 

   Задача по координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту является одной из основных для Федеральной службы, она поставлена Президентом Российской Федерации на заседании коллегии ФСКН России 30 марта прошлого года и подтверждена его Указом от 28 июля 2004 года № 976. 
   Необходимость совершенствования координирующей роли органов наркоконтроля была еще раз подчеркнута на заседании Коллегии ФСКН России 22 февраля с. г. 
   В первую очередь это касается вопросов выполнения в регионах мероприятий Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», а также разработки и реализации республиканских, краевых, областных и муниципальных антинаркотических программ. 
   Каковы основные цели нашего форума? 
   Главное — уяснить то, что мы стремимся в рамках Указа Президента Российской Федерации создать в округе эффективно действующую систему по координации профилактической антинаркотической работы силами наших территориальных органов. 
   Во-вторых, подчеркнуть то, что им необходимо знать возможности тех институтов власти, с которыми приходится взаимодействовать. А для этого наши территориальные органы должны в полной мере владеть имеющейся в регионах правовой базой, а также понимать, что еще дополнительно необходимо сделать в правовой сфере, а также инициировать через органы представительной власти всех уровней законодательные инициативы в целях закрытия пробелов в законодательстве, регламентирующим вопросы профилактической деятельности. 
   В-третьих, нельзя все решения по вопросам координации принимать здесь, в Управлении по СЗФО, поэтому мы очень хотели бы сегодня выслушать вас, уважаемые коллеги, и не просто услышать что и где плохо, а услышать предложения о том, как повысить нашу координирующую роль на местах. 

   Прежде всего, хотел бы кратко охарактеризовать наркоситуацию в округе и основные результаты деятельности подразделений межведомственного взаимодействия в сфере профилактики. 
   По состоянию на 1 января 2005 года на учете в учреждениях здравоохранения состояло 23,5 тыс. человек, что составило 164 человека на 100 тыс. населения. Наибольшее количество наркозависимых на 100 тыс. населения зарегистрировано в Калининградской и Ленинградской областях, 286 и 231 человек соответственно. По сравнению с 2003 годом рост числа потребителей наркотиков наблюдается в Новгородской и Псковской областях, а значительное снижение — в Республике Карелия, Мурманской и Вологодской областях. Количество потребителей наркотиков с диагнозом «наркомания» в округе составляет 19,8тыс. человек, или 84 % от общего числа зарегистрированных потребителей. При этом рост больных наркоманией по сравнению с 2003 годом наблюдается в Новгородской, Мурманской и Калининградской областях, а снижение — в Республике Коми и Архангельской области. 
   Недостаточная эффективность профилактических мер со стороны органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, способствует не только к росту общего количества зарегистрированных потребителей наркотиков, но и к росту числа случаев передозировок, в том числе и с летальным исходом. По сведениям, представленным территориальными органами наркоконтроля СЗФО за 10 месяцев 2004 года, в округе зарегистрировано 1707 случаев отравлений наркотическими средствами, из них 63 случая отравлений несовершеннолетних. С летальным исходом — 272 случая, что составляет 16% от общего числа отравлений. 
   Прошедший год показал, что наше ведомство освоило свою профессиональную нишу и с нарастающей активностью выполняет задачу по борьбе с организованной наркопреступностью. Во время встречи директора ФСКН России Виктора Черкесова с заместителем Генерального секретаря ООН — исполнительным директором Управления по наркотикам и преступности ООН господином Костой состоялся обмен мнениями, где он отметил, что за год ФСКН России сделала мощный рывок в борьбе с наркоагрессией, стала лидером в антинаркотической коалиции стран-участников СНГ. Словом, нашей работе дана высокая международная оценка 
   В 2004 году усилия ФСКН России были направлены, в первую очередь, на выявление и уничтожение каналов поступления наркотиков в Россию, а также пресечение деятельности организованных преступных групп, занимающихся контрабандой и сбытом наркотических средств и психотропных веществ. 
   Территориальными органами наркоконтроля СЗФО в 2004 году раскрыто 3849 наркопреступлений, изъято 1411 кг наркотических средств, возбуждено 4724 уголовных дела. 
   В ряде регионов России в 2004 году отмечался рост цен на «черном рынке» в среднем на 20-30 процентов за дозу. Это говорит о том, что в результате активных действий органов наркоконтроля удалось заметно сократить объём незаконного оборота наркотиков. Наркоотрава стала менее доступной. ФСКН организованы и проведены оперативно-профилактические операции «Мак» и «Синтез». Операции были направлены на выявление и ликвидацию незаконных посевов мака и конопли, блокирование доступа заготовителей к местам произрастания дикорастущих наркосодержащих растений и их уничтожение, задержание и изобличение изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков. Предпринятые оперативно-поисковые меры позволили выявить почти 3 тыс. незаконных посевов. Уничтожено свыше 2,5 тыс. тонн наркосодержащих растений. Всего в ходе проведения операции выявлено более 20 тыс. преступлений, из которых почти 13 тыс. — тяжкие и особо тяжкие. Привлечено к уголовной ответственности 12 тыс. человек. 

   Деятельность подразделений межведомственного взаимодействия в сфере профилактики была направлена на дальнейшее снижение уровня наркопотребления. 
   При их непосредственном участии в округе в прошлом году было проведено более тысячи антинаркотических профилактических мероприятий, а также конференций, семинаров, круглых столов и иных форумов по вопросам профилактики наркомании. 
   Наибольшее количество таких мероприятий было проведено в Псковской — 241, Новгородской — 224, и Калининградской областях — 140. 
   В органы исполнительной и законодательной власти субъектов округа территориальными органами было направлено 806 материалов по вопросам профилактики наркомании. Наибольшее количество материалов направлено Управлениями по Республике Карелия, Архангельской и Псковской областям. 
   Эти результаты достигнуты путем непосредственного взаимодействия территориальных органов ФСКН России и органов исполнительной власти регионов СЗФО, а также координации деятельности органов исполнительной власти со стороны органов наркоконтроля. 
   Анализируя антинаркотическую политику в СЗФО можно сделать вывод, что профилактике всегда уделялось меньше внимания, чем лечению, сейчас наступил период, когда изучение и развитие предотвращения находится на подъеме. 
   Профилактика в широком смысле имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением вещества. Говоря о профилактике использования наркотиков, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся употребление, отрицательное влияние на общество, проблемы со здоровьем, или что-то еще. 
   1 января 2006 года вступает в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законе не прописаны нормы регулирующие профилактику наркомании в муниципальных образованиях, что исключает финансирование профилактических мероприятий на этом уровне. В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 
   Управлением по Северо-Западному федеральному округу и территориальными органами наркоконтроля округа ведется активная работа в этом направлении. Так, 14 июня с.г., в рамках заседания Президиума Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, проходившего в Мариинском дворце в Петербурге, при участии помощника Полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО В.Н. Голощапова и федерального инспектора аппарата Полпредства В.В. Шишкина, нами проведена встреча с председателями законодательных органов всех субъектов федерального округа. 
   Речь на встрече шла о ситуации в сфере профилактики и противодействия в борьбе с наркоугрозой в СЗФО. В частности, указано на важную роль законодательных собраний субъектов нашего федерального органа в обеспечении деятельности территориальных органов ФСКН России, как в пресечении незаконного оборота наркотиков, так и в контроле за их легальным оборотом, и, что очень важно, в профилактике их немедицинского употребления. Наряду с законодательной инициативой и законотворчеством, направленными на улучшение наркоситуации как в государстве в целом, так и в рамках субъекта округа, законодательные органы могут оказать нам серьезную помощь, организовав контроль расходования средств, выделяемых на финансирование целевых антинаркотических программ. 
   По итогам встречи, члены Президиума Парламентской Ассоциации Северо-Запада России постановили провести рабочие совещания с руководителями территориальных органов ФСКН России своих регионов. 
   В тоже время, до утверждения поправок необходимо определить способы регулирования данных взаимоотношений в существующем правовом поле, например, используя целевые программы субъектов Российской Федерации направленные на поддержку здорового образа жизни. 
   Так, в Ленинградской области, действуют целевые программы «Молодежь Ленинградской области», «Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области», «Здоровье школьников Ленинградской области», «Анти-ВИЧ/СПИД» и другие. В программах прописаны нормы по профилактике наркомании с соответствующими источниками финансирования. 
   Таким образом, на данном этапе необходимо уделять особое внимание своевременности исполнения целевых программ субъектов Российской Федерации направленных на поддержку здорового образа жизни, используя для этого полномочия, предоставленные органам наркоконтроля по координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах. 
   Так же необходимо привлекать контролирующие органы для проведения проверок целевого использования органами исполнительной власти финансовых средств в рамках исполнения целевых программ. Анализ нормативно-правовой базы. 
   В настоящее время в субъектах Российской Федерации формируется нормативная правовая база в сфере противодействия наркомании в соответствии с действующим федеральным законодательством. Наиболее активно ведется указанная работа в Республиках Карелия и Коми, Мурманской и Калининградской областях. 
   Региональное законодательство Республики Карелия в сфере профилактики наркомании и наркопреступности в основном направлено на координацию межведомственного взаимодействия и разработку антинаркотических программ. 
   Правительством Вологодской области в сентябре 2004 г. принято постановление «О неотложных мерах по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств», в соответствии с которым организовано взаимодействие Департамента здравоохранения области, Департамента образования области, Комитета социальной безопасности, Департамента финансов области в целях выявления в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, высших учебных заведениях лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, с использованием иммунохроматографических экспресс-тестов. 
   Главам муниципальных образований рекомендовано с 2005 года обеспечить проведение в образовательных учреждениях работу по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств. 
   В Республике Коми, помимо региональных нормативных правовых актов, широкое распространение получило закрепление антинаркотических мероприятий в нормативных актах муниципальных образований в форме решений их Советов и постановлений глав администраций. 
   По оценке Управления ФСКН России по Республике Коми наиболее полно и эффективно выполняются мероприятия, запланированные именно муниципальными образованиями, поскольку относительно небольшие территории муниципалитетов дают возможность гибко планировать антинаркотические мероприятия и контролировать ход их выполнения. 
   Так, администрация муниципального образования г. Ухты большое внимание уделяет профилактике наркомании среди учащихся образовательных учреждений, в молодежной среде. Во всех школах разработаны программы «Здоровый ребенок», в которых определены мероприятия по предупреждению наркомании, токсикомании, пьянства среди подростков. 
   Одним из разделов городской программы «Молодежь г. Ухты» является раздел «Профилактика правонарушений и антиобщественных проявлений в молодежной среде». Этим разделом определены такие мероприятия, как участие в республиканских межведомственных акциях «Защита», «Подросток»; участие в республиканской акции «Здоровый образ жизни — это сильно!». 
   В рамках городской акции «Нет наркотикам!» регулярно проводятся родительские собрания, беседы, лекции специалистов для родителей и учащихся, конкурсы творческих работ, стенгазет, «круглые столы», диспуты, ток-шоу, тренинги. 
   В 2004 году был организован общегородской семинар с врачами и фельдшерами медицинских учреждений, здравпунктов общеобразовательных школ на тему «Выявление ранних признаков наркомании и токсикомании». С участием работников наркодиспансеров проводятся встречи, циклы лекций с учащимися, их родителями и педагогами школ. 
   Однако, несмотря на имеющиеся положительные сдвиги в этом направлении, информационным агентством REGNUM в начале июня с.г. опубликовано сообщение о проведении общественной организацией города Ухта «Матери против наркотиков» пикета у здания городской администрации. Со слов сопредседателя организации Валентины Портной, причиной побудившей их к пикетированию является невыполнение некоторыми ухтинскими народными избранниками своей предвыборной программы, в части борьбы с наркоманией и оздоровлением молодежи. Выполнение обещаний пока не наблюдается, а между тем ситуация в городе по количеству наркозависимых людей «близка к катастрофе».Если в 2003 году в Ухте умерло 5 человек, то в 2004 году ушло из жизни 14 наркоманов. «Официально на учете в Ухте стоит 200 человек, но на самом деле их гораздо больше», — говорит Валентина Портная. 
   Управление по СЗФО уделено пристальное внимание данному факту, и совместно с территориальным управлением наркоконтроля республики, будет проведена проверка и дана соответствующая оценка ходу, результатам и эффективности исполнения мероприятий проводимых администраций города. 

   Координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации СЗФО и органов местного самоуправления осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с наркопреступностью и наркопотреблением путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий в данной сфере. 
   При решении вопросов координации необходимо четко представлять ее цели, формы и методы. 
   На практике координация нередко подменяется взаимодействием. 
   Между тем, следует различать понятия «взаимодействие» и «координация». 
   Взаимодействие по сути определяет согласование действий органов исполнительной власти, при отсутствии между ними подчиненности и руководящей (координирующей) роли какого-либо органа. 
   Координация же предполагает наличие координирующего органа, каким в данной ситуации является ФСКН России, ее Управления по федеральным округам и территориальные Управления, устанавливающие целесообразное соотношение между действиями других (координируемых) органов исполнительной власти.

Основные цели координации состоят:

  • в согласовании планов и практических действий органов исполнительной власти, направленных на снижение наркопреступности и наркопотребления;
  • в укреплении межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти при осуществлении государственной политики в сфере противодействия наркомании.

Координация деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления должна осуществляться в следующих основных формах:

  • проведение координационных совещаний руководителей органов исполнительной власти;
  • разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности;
  • обмен информацией по вопросам контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;
  • выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий;
  • взаимное использование возможностей для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
  • совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным органам исполнительной власти в борьбе с наркопреступностью и профилактике наркомании, изучения и распространения положительного опыта;
  • создание следственно-оперативных групп для расследования общественно-опасных преступлений;
  • проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения наркопреступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению.

Система органов противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту включает в себя:

  • правительственную антинаркотическую комиссию;
  • межведомственные антинаркотические комиссии субъектов РФ;
  • городские и районные межведомственные антинаркотические комиссии;
  • заинтересованные министерства, службы, агентства.

   Органы наркоконтроля осуществляют координацию органов исполнительной власти как непосредственно, так и через антинаркотические комиссии всех уровней, которые являются межведомственными координирующими органами.

Основными субъектами координации в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками на уровне субъекта РФ являются:

  • комитет образования;
  • комитет здравоохранения;
  • комитет молодежной политики, физкультуры и спорта;
  • комитет по культуре.

Основными субъектами координации в сфере противодействия наркопреступности на уровне субъекта РФ являются правоохранительные органы, в подследствености которых находятся преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. 

Организация работы в сфере профилактики наркомании осуществляется через решения Окружной антинаркотической комиссии (ОАК), образованной при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО, а также региональных межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (МВК). Во многих субъектах округа такие комиссии созданы также на городском и районном уровне, что позволяет вести профилактическую работу непосредственно по месту жительства граждан. 

МВК, в первую очередь, направляют свои усилия на организацию профилактической работы среди населения. В состав МВК входят представители основных профильных структур, занятых в процессе противодействия наркомании — администрации, общественных, религиозных и спортивных организаций, органов здравоохранения и образования. Во главе МВК, как правило, стоит заместитель главы администрации, а заместителем председателя является представитель территориального органа ФСКН России. Это обстоятельство позволяет органам наркополиции установить деловые контакты со взаимодействующими структурами. Опыт показывает, что там, где МВК созданы и результативно работают, там и взаимодействие Управления ФСКН России соответствующего субъекта РФ с государственными и общественными организациями находится на должном уровне.

В то же время имеется ряд причин недостаточно эффективной деятельности органов исполнительной власти и органов наркоконтроля округа по реализации комплекса мероприятий антинаркотической направленности, в том числе:

  1. Отсутствие системы мониторинга наркоситуации, что приводит к бесконтрольному и неэффективному использованию финансовых ресурсов при проведении антинаркотических мероприятий.
  2. Слабая организующая роль органов исполнительной власти субъектов округа в отношении органов власти территориальных и муниципальных образований в сфере антинаркотической политики.
  3. Отсутствие законодательно определенных полномочий у органов наркоконтроля на проведение проверки организаций, работающих в сфере профилактики и реабилитации наркомании.
  4. Отсутствие у органов исполнительной власти четко сформулированной антинаркотической информационно-пропагандистской политики.

   В связи с этим Управлением по СЗФО в соответствии с решениями ОАК проводится работа по созданию системы оценки эффективности деятельности субъектов антинаркотической деятельности в регионах. Первым этапом станет создание антинаркотического рейтинга регионов на основе показателей оценки профилактической работы. 
   В настоящее время в Санкт-Петербурге проводятся мероприятия по вводу в эксплуатацию городской базы данных «Антинар», на эти цели Правительство города дополнительно выделило 1 млн. рублей. Данный комплекс должен послужить основой для создания единой автоматизированной информационно-аналитической системы «Антинар-СЗФО». 
   Необходимо для объективности отойти от общепринятой практики оценки наркоситуации по числу наркозависимых, стоящих на учете. Существующая система постановки на наркологический учет, как эпизодических потребителей наркотиков, так и больных наркоманией — только при наличии их письменного согласия — не позволяет рассматривать официальную статистику органов здравоохранения, как реально отражающую масштабы наркопотребления, и тем более — его структуру.

Решение задачи снижения уровня наркопотребления требует скоординированных усилий всех субъектов антинаркотической деятельности. Например, для того чтобы решать вопросы уменьшения потребления наркотиков в молодежной среде, необходимо, прежде всего, определить степень распространенности наркомании и ее причины. Для этого необходимо провести силами органов образования мониторинг наркоситуации в молодежной среде с применением эффективных методов выявления наркомании, которые должны быть разработаны органами здравоохранения. В данном случае видно, что без скоординированности действий двух субъектов антинаркотической деятельности задача противодействия наркомании в молодежной среде не может быть решена. 

За период, прошедший с момента образования органов наркоконтроля, Управлением по СЗФО и территориальными органами проведен комплекс организационных мероприятий по обеспечению координации деятельности органов исполнительной власти. 

Представители органов наркоконтроля (руководители территориальных органов или их заместители) включены в состав межведомственных антинаркотических комиссий на правах заместителей. 

Необходимо отметить, что на практике решение задач по координации профилактической деятельности зачастую затруднено тем, что в нормативные правовые акты, определяющие полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не включены вопросы противодействия наркомании. 

Положительным примером в плане решения этой проблемы явилось рабочее совещание у губернатора Ленинградской области, которое состоялось с участием заместителя начальника Управления по СЗФО 1 Департамента ФСКН России и начальника Управления ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 

По результатам указанного совещания проведено заседание Правительства Ленинградской области, на котором были выработаны конкретные меры по борьбе с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ на территории региона и принято постановление Правительства Ленинградской области от 24.02.2005 г. № 41 «О мерах по борьбе с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ на территории Ленинградской области». 

Считаем, что такой метод активизации антинаркотической деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области может быть успешно использован и в других субъектах округа.

Управлением по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведены следующие мероприятия по исполнению Постановления Правительства Ленинградской области «О мерах по борьбе с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ на территории Ленинградской области»:

  • 01 июня 2005 года в Прокуратуре Ленинградской области проведено координационное совещание с представителями прокуратуры, правоохранительных органов и органов исполнительной власти по вопросам взаимодействия в ходе противодействия распространению наркотических средств и психотропных веществ в регионе;
  • управление принимает активное участие в разработке региональной целевой антинаркотической программы. В проекте данной программы предусмотрены меры по расширению форм и методов совместной работы правоохранительных органов и органов местного самоуправления Ленинградской области по противодействию распространению наркомании;
  • в целях осуществления мониторинга масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков, подразделениями Управления регулярно проводятся аналитические исследования для выявления объективных и субъективных факторов злоупотребления наркотиками и совершенствования деятельности органов государственной власти по противодействию распространению наркомании.

На сегодняшний день мы уже определили слабые места в организации межведомственного взаимодействия и координации субъектов антинаркотической деятельности и принимаем меры по созданию системы их эффективного взаимодействия и координации. 

Следует отметить, что во всех регионах Северо-Западного федерального округа существует ряд проблем, связанных с финансированием целевых антинаркотических программ, а именно: 
    — недостаточные объемы финансирования. 

Судя по объему финансирования, проблема наркозависимости не является в субъектах СЗФО одной из приоритетных, однако, в реализации антинаркотических мероприятий, финансируемых в рамках Программ, зачастую участвуют около десятка различных комитетов и ведомств. Большой количественный состав исполнителей делают ее реализацию, без дополнительных согласований деятельности и координации, практически невозможной. Администрации субъектов федерации, находящихся в пределах СЗФО, распределяют немногочисленные финансовые средства среди многочисленных ведомств; 
    — неэффективное использование денежных средств. 

На заседании Окружной антинаркотической комиссии при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО в мае 2002 года рассматривался вопрос повышения эффективности антинаркотической работы в рамках программ субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах СЗФО, и отмечалась необходимость использования целевого подхода при разработке программ. На настоящий момент ни в одном субъекте федерации, находящегося в пределах СЗФО, не используется данный подход при разработке программы. 

По нашему мнению, это требует пересмотра механизма финансирования региональных программ. Вместе с тем, Управление по СЗФО вышло с инициативным предложением Заместителю генерального прокурора РФ в СЗФО об организации прокурорами субъектов РФ в СЗФО проведения проверок целевого использования органами исполнительной власти денежных средств, уже выделяемых, согласно соответствующим нормативным правовым актам, на профилактику наркомании.

  

Один из вариантов решения вопроса финансирования региональных программ — законодательное предоставление органам наркоконтроля права участия в процессе выделения и расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию профилактических мероприятий. 

В настоящее время такого права у нас нет, в связи с чем представляется интересным опыт работы Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 

В должности заместителя председателя межведомственной комиссии. Санкт-Петербурга по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту утвержден заместитель начальника Управления. 

По инициативе Управления при МВК создана координационная рабочая группа, руководителем которой является начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления. Данная рабочая группа организует работу между заседаниями МВК, а также контролирует ход и эффективность исполнения мероприятий целевой программы.

Деятельность группы осуществляется в следующих формах:

  • рабочие совещания, на которых специалисты комитетов отчитываются по вопросам освоения целевых средств;
  • выезды группы на финансируемые объекты, с целью непосредственной проверки на местах хода выполняемых работ и услуг;
  • заслушивание руководителей организаций, непосредственно осваивающих целевые денежные средства.

В настоящее время на рассмотрении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга находится проект городского Закона «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2002-2005 годы», в соответствии с которым предложено ввести Управление в состав разработчиков и исполнителей основных мероприятий целевой программы. 
  

Хотел бы подчеркнуть, что активное, наступательное участие территориальных органов в нормотворческой деятельности субъектов, направленной на противодействие наркомании и наркопреступности, — это наш далеко не полностью используемый резерв по формированию правового поля антинаркотической политики на местах.

Существенную роль в профилактике наркомании могут также играть общественные организации. В целях научно-методического обеспечения и координации антинаркотической профилактической деятельности органов образования Управлением по СЗФО налажено взаимодействие с межрегиональной общественной организацией «Общество «Знание». На состоявшемся в феврале с. г. заседании совета этой организации было отмечено, что в сфере противодействия наркопотреблению нет должной координации усилий государственных и общественных организаций. В связи с этим принято решение:

  • создать межведомственный общественный совет по проблемам борьбы с наркоманией и пропаганде здорового образа жизни, в состав которого включить представителей органов исполнительной власти, в частности органов наркоконтроля и образования;
  • изыскать финансовые ресурсы для издания учебного пособия «Основы здорового образа жизни петербургского студента»;
  • при участии Комитета по законности и правопорядку Администрации Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о создании в Калининском и Московском районах города центров по профилактике наркомании.

Таким образом, выполнение задачи координации возможно и с привлечением общественных организаций. 

Приведенные примеры координационной деятельности территориальных органов наркоконтроля СЗФО говорят о том, что эта работа пока еще находится на начальном этапе, мероприятия координационного характера носят разрозненный характер и не систематизированы. 

В связи с этим хотел бы подчеркнуть, что координационная деятельность органов наркоконтроля требует научного и комплексного подхода, во многом зависит от их инициативы, грамотного практического применения различных форм и методов координации, установления деловых, рабочих взаимоотношений с руководителями органов исполнительной власти, направленных прежде всего на решение основной задачи — снижения наркопотребления и наркопреступности в субъекте РФ. 

Надеюсь, что в своих выступлениях участники форума выскажут конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию координационной деятельности органов наркоконтроля СЗФО, которые будут учтены и использованы всеми нами в работе, и я надеюсь что этот форум окажет всем нам существенную помощь в дальнейшей работе в правовом, практическом и методическом плане.